— Елизавета Игоревна, почему журналист должен разбираться в теории литературы и, к примеру, отличать фабулу от сюжета?
— На первом курсе вы проходите только базовые вещи, которыми этот предмет не ограничивается. Конечно, не всякий журналист должен хорошо разбираться в теории литературы, но любой журналист и образованный человек должен обладать навыками анализа. А теория литературы – предмет, который помогает эти навыки развить. Есть журналисты, которым знание основ теории литературы жизненно необходимо – это критики. Причём не только литературные, но и те, кто специализируется на театре, кино…
А несовпадение сюжета и фабулы – очень распространенный приём, которым часто пользуются и писатели, и режиссеры. Конечно, можно не обращать внимания на все эти тонкости и довольствоваться поверхностным восприятием. Но ведь гораздо интереснее читать книгу или смотреть фильм, понимая их глубину, чем просто следить за сменой персонажей и событий.

— Что Вы можете посоветовать Вашим студентам, чтобы они лучше вникли в предмет, полюбили его и успешно сдали?
— Пытаться рассуждать самостоятельно, не просто зазубривать определения, а подбирать к ним примеры из разных произведений. И внимательно перечитать конспекты лекций Николая Алексеевича.

— Нужно иметь определенный склад ума, чтобы анализировать и систематизировать литературу?
— Нужно иметь определенный склад ума, чтобы анализировать и систематизировать что бы то ни было. Однако к литературе нужен особый подход, важно помнить, что это не просто набор элементов, а художественное целое, и относиться к тексту нужно как к произведению искусства, а не безжизненному конструктору, который можно разобрать на элементы и посмотреть, из чего он состоит. То есть в процессе анализа важно не потерять то самое главное, что составляет суть произведения.

— А что вы порекомендуете тем, кто собирается создать любой художественный текст?
— Я, если честно, боюсь давать какие-то советы в этой области, поскольку сама художественных текстов не пишу. Мне кажется, здесь нужен, во-первых, какой-то природный талант, особый взгляд на мир, позволяющий создавать собственную художественную реальность, во-вторых, нужно много читать для того, чтобы научиться видеть, какое произведение является хорошим, а какое нет. Самое главное – это провести границу между писательством и графоманией.

— Почему Вы выбрали не античную или русскую литературу, а теорию? Чем Вам интересен именно этот предмет?
— Во-первых, потому что так построен учебный план. По русской литературе нет ни семинаров, ни коллоквиумов, а для того, чтобы читать лекции, нужно как минимум защитить кандидатскую диссертацию. Во-вторых, мне всегда нравился этот предмет. Он помогает увидеть неочевидное. К тому же, теория литературы не существует в отрыве от самой литературы. Мы ведь на занятиях анализируем тексты. Я подбираю для семинаров произведения, написанные на русском языке, потому что тогда не нужно отделять голос автора от голоса переводчика, но методы, которые мы используем, можно применять и к зарубежным произведениям. Без знания основ теории литературы невозможно изучать никакую литературу – ни русскую, ни зарубежную.

— А на какую тему был Ваш диплом?
— Я писала диплом поэзии Сергея Гандлевского, а конкретнее — о том, как проявляется интертекстуальность в его стихотворениях.

— Есть ли у Вас какая-то любимая мысль?
— Невозможно ответить на этот вопрос. Это всё равно, что попросить назвать любимую песню/стихотворение/фильм. И то с произведением было бы проще: можно хотя бы назвать то, что ты слушал/читал/смотрел неоднократно. А мыслей хороших столько же, сколько волос на голове. Вы же не можете вырвать один и сказать, что он ваш любимый.

— Ваша любимая мысль о литературе?
— Почему-то приходит в голову довлатовский анекдот о том, как в компании русских эмигрантов родители жаловались на то, что их дети становятся американцами, говоря: «Они не читают на русском! Они не читают Достоевского! Как они будут жить без Достоевского?» На что один из присутствующих заметил: «Пушкин жил, и ничего».

— Какое у Вас любимое место на журфаке?
— Конечно, балюстрада. Особенно по вечерам.

— Если бы Вы могли встретить любую личность из прошлого или знаменитость из настоящего, то кого и что бы Вы спросили?
— Михаила Михайловича Бахтина о том, как объяснить студентам, что такое хронотоп, чтобы они, наконец, поняли 🙂

Беседовал Андрей Туркевич

Заведующий кафедрой: Саенкова Людмила Петровна, кандидат филологических наук, доцент

Дацэнт кафедры літаратурна-мастацкай крытыкі Аксана Бязлепкіна-Чарнякевіч была госцем тэлепраграмы "Суразмоўцы". Аксана Пятроўна ў гутарцы з Навумам Якаўлевічам Гальпяровічам распавяла пра свае кнігі, сучасны літаратурны працэс, выкладанне на факультэце журналістыкі і падзялілася ўласным стаўленнем да моўнай сітуацыі ў краіне.

Вышел очередной номер студенческой газеты "Закулисье".

По результатам Финала I Международного первенства «Качество образования – 2018» (Россия, Москва; 14.01.2019):

Студентка 3 курса (специальность "Литературная работа. Творчество") Емельянова А.В. получила ДИПЛОМ II СТЕПЕНИ за научную работу «Художественный перевод как интерпретация» (на материале перевода А. Александровичем поэмы «Руслан и Людмила» А. Пушкина). Научн. рук. - ст. преп. Е.В.Локтевич;

Студентка 3 курса (специальность "Литературная работа. Творчество") Костевич Е.Ю. награждена ДИПЛОМОМ I СТЕПЕНИ за научную работу «Авторские стратегии в создании образной структуры художественного текста» (на материале повестей «Вий» и «Нос» Н. В. Гоголя) и ДИПЛОМОМI СТЕПЕНИ за творческую работу «Дыхание деревни». Научн. рук. - ст. преп. Е.В.Локтевич;

Студентка 2 курса (специальность "Печатные СМИ") Кричевская В.А. получила ДИПЛОМ II СТЕПЕНИ за творческую работу «Фотография» и ДИПЛОМ III СТЕПЕНИ за творческую работу «Рана». Научн. рук. - ст. преп. Е.В.Локтевич.

Навуковая работа магістранткі Тачыцкай Надзеі Аляксандраўны "Беларуская арт-журналістыка: тэматычны кантэнт, жанравыя асаблівасці, класіфікацыя", выкананая пад кіраўніцтвам Саянковай Людмілы Пятроўны, атрымала другую катэгорыю на Рэспубліканскім конкурсе навуковых работ студэнтаў.

Количество штатных преподавателей: 18 сотрудников, среди которых 9 кандидатов наук, 10 доцентов.

Общая информация: Главной задачей кафедры литературно-художественной критики является подготовка высококвалифицированных специалистов для создания литературной основы в различных видах литературно-художественного творчества: литературно-художественной критике, прозе, поэзии. Квалификация будущих специалистов позволит им работать в литературной и журналистской областях творческой деятельности.

Научные направления:

стратегии средств массовой информации в формировании гуманитарной культуры общества, авторские стратегии в современной литературно-художественной критике, медиакритика как ценностно-ориентирующий фактор в деятельности СМИ, стратегии СМИ в репрезентации культуры и искусства в условиях индустриализации культуры, личность критика в формировании культурного пространства.

"Современные стратегии средств массовой информации в репрезентации культуры и искусства".

Предметом научных исследований кафедры литературно-художественной критики (первой заведующей стала доцент Л. П. Саенкова) является литературно-художественная критика, вопросы культуры в СМИ. На кафедре созданы творческие мастерские для будущих обозревателей культуры, кинокритиков, театральных и литературных критиков, критиков изобразительного искусства. Здесь работают авторитетные специалисты, известные критики в области разных видов искусства: литературы, театра, живописи, кино – Л. П. Саенкова-Мельницкая, П. В. Васюченко, Г. Б. Богданова. Среди преподавателей кафедры не только известные ученые-теоретики, но и практики – редакторы специализированных изданий, обозреватели по культуре.
Центром творческого единства студентов, которые проявляют интерес к искусству, был кружок “Крытык”, потом ставший студенческой научно-исследовательской лабораторией. На протяжении многих лет силами ее участников выпускались специализированные учебные газеты, на страницах которых в самых разных жанрах появлялись студенческие материалы об искусстве. Уже много лет кафедра литературно-художественной критики выпускает уникальное издание – ежегодный альманах студенческого литературно-художественного творчества “Аўтограф” (вышло уже более 20 номеров, большая часть которых была подготовлена под руководством профессора Е. Л. Бондаревой). Имена многих студентов, которые впервые появились на страницах этого издания, сегодня – гордость белорусской культуры: Иван Чигринов, Иван Пташников, Борис Саченко, Анатоль Вертинский, Игорь Добролюбов и др.

Студенты-участники лаборатории (под руководством доцента В. А. Капцева) также занимаются подготовкой номеров литературно-художественной газеты “Перья”. К выходу некоторых номеров были приурочены мастер-классы известных белорусских писателей, творческие встречи. Кафедра обеспечивает преподавание дисциплин гуманитарно-культурологического профиля: “Литературно-художественная критика”, “Культурология”, “История искусств”, “Белорусская литература”, “Русская литература”, курсы по профилю – “Театральный критик”, “Кинокритик”, “Литературный критик”, “Критик изобразительного искусства”.

Дысцыпліна разглядае літаратурна-мастацкую творчасць як адну з форм духоўна-пераўтваральнай дзейнасці ў грамадстве. Прадмет дазваляе навучыцца абгрунтавана і комплексна ставіцца да твораў прыгожага пісьменства, прымяняць атрыманыя веды на практыцы, арыентавацца ў разнастайнасці відаў літаратурных твораў, мець уяўленні пра стылі і жанры, сур’ёзна і ўдумліва разважаць і выказвацца аб сучасным літаратурна-мастацкім працэсе, улічваючы традыцыі як айчыннай, так і сусветнай літаратуры, а таксама тэндэнцыі сучаснай метадалогіі стварэння літаратурных твораў.

Дысцыпліна садзейнічае разуменню асаблівасцяў развіцця сусветнага кінематографа; авалоданню навыкамі аналіза твораў кінамастацтва розных стыляў і жанраў; асэнсоўванню культуралагічнай, эстэтычнай, ідэалагічнай функцый сучаснага кінематографа; разуменню мастацкіх пошукаў і адкрыццяў у галіне кінамастацтва. На працягу вывучэння дысцыпліны студэты аналізуюць сюжэтна-тэматычны кантэнт, вобразна-выразныя сродкі, асаблівасці стылю жанравага і аўтарскага кінематографа, арыентацыю ў развіцці сучаснай мастацкай мовы кінаэкрана.

Дысцыпліна фарміруе цэласнае бачанне і разуменне свету мастацтва, які мае сваю асаблівую сутнасць і спосабы існавання, таксама працэсаў, якія адбываюцца ў мастацтве сёння. Само мастацтва вывучаецца як эстэтычны феномен. Разглядаюцца сэнс мастацтва ў класічнай эстэтыцы, мастацтва і тэхнагенная цывілізацыя, прырода мастацтва, асноўныя прынцыпы мастацтва, асноўныя тэарэтычныя падыходы да разумення прыроды мастацтва, мастацтва і гульня, элітарнае і масавае ў мастацтве, мастацтва ў сістэме культуры, роля мастацтва ў трансляцыі культурнай традыцыі. XX стагоддзе, радыкальныя метамарфозы мастацтва.

Фарміруюцца веды тэарэтычных палажэнняў навукі аб міфе, здольнасці да яго распазнання ў сучаснай літаратуры, кінематографе, паўсядзённых прамовах, сродках масавай камунікацыі. Вывучаецца філасофія міфа: канцэптуальныя і метадалагічныя падставы тэарэтычнага аналізу міфа; міф і міфалагічнае светаўспрыманне; міф і сумежныя вобласці ведаў; міфалагічны хранатоп; міфарэлігійныя асновы культурстваральнасці; эвалюцыя міфалагічнай метамарфозы: ад класічных да сучасных формаў міфа; прырода як сродак рэпрэзентацыі міфа; міф і рытуал у дыяхраніі і сінхроннасць культуры; міфасемантыка ўсходнеславянскага фальклору; міф у мастацтве: станаўленне міфічных вобразаў; малітычныя міфы; міф і масавая культура.

Вывучаецца феномен інтэртэкстуальнасці і яго праявах ў сучаснай культуры, вызначаецца яго стылявая і жанравая трансфармацыя ў літаратурных, літаратурна-крытычных тэкстах. Вывучаюцца пераемнасць літаратурных традыцый, эвалюцыя адносін да тэксту як складанай цэласнасці, сацыякультурная сітуацыя пачатку XXI стагоддзя: ад «пост-» да «прота-», тыпалагічныя рысы постмадэрнізму ў сучасным грамадска-культурным кантэксце; культуралагічная абумоўленаць павелічэння інтэртэкстуальных даследаванняў "універсальнага" тэксту, тэарэтычныя асновы феномену інтэртэкстуальнасці, філасофскія падыходы і канцэпцыі: Р. Барт, Ю. Крысцева, М. Бахцін, І. Хасан; нтэртэкстуальнасць як інтэлектуальная гульня і маркетынгавы ход у літаратуры: У. Эка, М. Павіч, М. Кундэра, і інш. Функцыі інтертэкста ў мастацкім і літаратурна-крытычных тэкстах; спосабы фарміравання інтэртэкстуальнага мыслення ў сучаснай крытыцы; рэцэпцыя постмадэрнізму і маскульт; інтэртэкстуальнасць як феномен масавай свядомасці. інтэртэкстуальнасць і гіпертэкставая культура. Узаемадзеянне медыятэксту і інтэртэкста; трансфармацыя жанру і стылю ў сучасным інтэрв"ю, эсэ, рэцэнзіі.

Дысцыпліна дае ўменне працаваць над стварэннем і інтэрпрэтацыяй мастацкіх тэкстаў з улікам уплыву індывідуальна-псіхалагічных асаблівасцей аўтара і рэцыпіента на ўспрыняцце твора. Вывучаецца паняцце і гісторыя крэатыўнасці, тэхнікі актывізацыі творчага патэнцыялу чалавека, спосабы арганізацыі творчага працэсу, сучасныя тэхнікі крэатыўнага пісьма, падыходы псіхалагічнай школы да разгляду мастацкіх тэкстаў, сувязь крэатыўнасці з асабістымі якасцямі і ўнутранай ды знешняй матыацыяй аўтара, уплыў псіхалагічных фактараў на фарміраванне ўласнага пісьменніцкага стылю.

Дысцыпліна фарміруе ўстойлівыя уяўленні аб прынцыпах узаемадзеяння музычнай культуры і СМІ, значэнні музычнай крытыкі і журналістыкі ў развіцці музычнай культуры. Вывучаюцца роля СМІ ў развіцці музычнай культуры, музычная падзея і прынцыпы яе адлюстравання ў розных відах СМІ, стылёвая палітра музыкі ў люстры сучаснай музычнай крытыкі, выканальніцкае майстэрства і інтэрпрэтацыя, асаблівасці асвятлення фольк-канцэртаў, выкананняў старадаўняй музыкі; сольны канцэрт: крытэрыі ацэнкі; публікацыі пра музычныя спектаклі; песня, кліп, магнітаальбом: прафесійны падыход; разнавіднасці маладзёжнай музычнай культуры; музычныя фестывалі і конкурсы ў Беларусі; дзейнасць творчых саюзаў у галіне музыкі; асаблівасці стасункаў з музыкантамі.

Студэнты атрымліваюць разуменне асаблівасцяў развіцця сусветнага кінематографа і ролі кінакрытыкі ў яго асвятленні; авалоданне навыкамі аналіза твораў кінамастацтва розных стыляў і жанраў; асэнсоўванне культуралагічнай, эстэтычнай, ідэалагічнай функцый сучаснага кінематографа. Разуменне мастацкіх пошукаў и адцкрыццяў у галіне кінамастацтва, аналіз сюжетна-тэматычнага кантэнта, вобразна-выразных сродкаў, асаблівасцяў стылю жанравага і аўтарскага кінематографа, арыентацыя ў развіцці сучаснай мастацкай мовы кінаэкрана.

Основные учебные пособия, разработанные на кафедре:

Орлова Т. Д. Театральная журналистика. Теория и практика.: В 2 ч. – Мн.: БГУ, 2001 – 2002. – Ч. 1. – 146 с.; Ч. 2. – 139 с.

Сучасныя тэндэнцыі літаратурна-мастацкай крытыкі: тэорыя, практычны вопыт / Бондарава Е. Л., Арлова Т. Д., Саянкова Л. П. і інш. – Мн.: БДУ, 2002. – 114 с.

Саенкова Л. П. Массовая культура: Эволюция зрелищных форм. – Мн.: БГУ, 2003. – 123 с.

Саенкова Л. П. 9 1/2 недель "Лістапада": из опыта крит. обозрения Междунар. кинофестиваля (1994–2002 гг.). – Мн.: Ковчег, 2003. – 98 с.: ил.

Бондарева Е. Л. Освещение литературы и искусства в СМИ: Курс лекций. – Мн.: БГУ, 2004. – 119 с.

Саенкова Л. П. История искусств: конец XIX – первая половина ХХ века: Конспект лекций. – Мн.: БГУ, 2004. – 87 с.

Орлова Т. Д. Теория и методика журналистского творчества. Ч. 1: Учебное пособие. – Мн.: ЗАО "Современные знания", 2005. – 120 с.

Виды литературно-художественной критики: опыт историко-теореического обзора: Сб. науч. ст. / Под общ. Ред. Л. П. Саенковой. – Мн.: БГУ, 2005. – 138 с.

Орлова Т. Д. Культура и бизнес (в публикациях отечественной прессы): Курс лекций. – Мн., 2005. – 188 с.

Произведение искусства - предмет анализа критика. Сборник научных трудов. Вып. 1. Мн. – 2009.

Время. Искусство. Критика. Сборник научных трудов. Вып. 2. – Мн., 2010.

Массовая культура и журналистика: сборник научных трудов. – Вып. 3. – Мн., 2012.

Трансформация жанров в литературно-художественной критике: сборник научных трудов. Вып.4 / редкол.: Л.П. Саенкова (гл. ред) [и др.]; под ред. Л.П. Саенковой. Минск: БГУ, 2013. – 170 с.

Литературно-художественная критика в современном интернет-пространстве: сборник научных трудов. Вып.4 / редкол.: Л.П. Саенкова (гл. ред) [и др.]; под ред. Л.П. Саенковой. Минск: БГУ, 2016. – 128 с.

Литературный институт основан в 1933 году по инициативе Максима Горького как Вечерний рабочий университет. До 1992 года был вузом Союза писателей СССР; ныне является государственным вузом и находится в ведении Министерства общего и профессионального образования России.

Система образования предусматривает изучение курсов гуманитарных дисциплин, занятия в творческих семинарах по родам и жанрам художественной литературы (проза, поэзия, драматургия ), литературной критики, публицистики и перевода художественной литературы. В институте преподавали Константин Паустовский, Константин Федин, Михаил Светлов, Лев Озеров, Лев Ошанин. Курсы лекций читали ученые В. Асмус, И. Толстой, Г. Винокур, А. Реформатский, С. Радциг, А. Тахо-Годи, Б. Тамашевский, С. Бонди и др. В настоящее время творческими семинарами руководят многие известные писатели.

В составе института:
Кафедра литературного мастерства.
Кафедра художественного перевода.
Кафедра общественных наук.
Кафедра русской литературы XX века.
Кафедра зарубежной литературы.
Кафедра русской классической литературы и славистики.
Кафедра теории литературы и литературной критики.
Кафедра русского языка и стилистики.

Подготовка специалистов в государственном высшем учебном заведении \"Литературный институт им. А. М. Горького\" осуществляется как за счет средств федерального бюджета в пределах государственного задания, так и сверх контрольных цифр - по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

Прием в институт проводится на основе личных заявлений граждан, имеющих среднее (полное) или среднее профессиональное образование, в процессе отбора по результатам вступительных испытаний (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании). Все поступающие в институт проходят творческий конкурс, вступительные экзамены, итоговое собеседование.

Творческий конкурс проводится с 15 января по 30 мая ежегодно. Иногородние абитуриенты присылают работы по почте (в т.ч. электронной) с краткой автобиографией и указанием формы обучения. Конкурсные работы не возвращаются. Работы представляются в объеме не менее 30 страниц машинописного текста (художественный перевод - вместе с оригиналом и только при выборе очной формы обучения, поэзия - не менее 350 строк), которые проходят закрытое рецензирование на кафедрах литературного мастерства, теории литературы и литературной критики, художественного перевода и иностранных языков. Для обеспечения объективности на каждую конкурсную работу пишутся две независимые друг от друга рецензии (в случае расхождения оценок работа направляется третьему рецензенту), после чего итоговое решение приёмной комиссии с оценкой \"положительно\" или \"отрицательно\" сообщается (без указания фамилий рецензентов) конкурсанту.

Вступительные экзамены для лиц, успешно прошедших творческий конкурс, проводятся по программам среднего общего образования, ориентированным на классы и школы гуманитарной направленности. Прием документов проходит 21-22 июля, вступительные экзамены проводятся с 23 июля (для заочной формы - с 11 августа).

Поступающие на дневную форму обучения сдают следующие экзамены:
- творческий этюд - импровизация на одну из заданных, заранее не известных тем, но не по содержанию литературных произведений – письменно
- русский язык (изложение) – письменно
- русский язык и литература (устно)
- история Отечества (устно)
- иностранный язык (устно).

Поступающие на заочную форму обучения сдают все указанные экзамены, кроме экзамена по иностранному языку.

Итоговое собеседование , проводимое приемной комиссией с участием представителей профилирующих кафедр, ставит своей целью выявить наличие (или отсутствие) склонности поступающего к избранной специальности и избранному жанру, общую и литературную эрудицию и т.п., подтверждающие (или опровергающие) результаты вступительных испытаний.

Студенты очной формы обучения имеют отсрочку от призыва в армию . Иногородним предоставляется общежитие на время вступительных экзаменов, а в случае поступления - на всё время учебы.

Преподавание литературы и научно-исследовательская работа в области литературоведения ведется в Кубанском государственном университете со времени его основания. На протяжении многих лет учебно-научное подразделение литературоведов-преподавателей именовалось кафедрой литературы. В 1960-е гг. она разделилась на три: кафедру русской литературы, кафедру советской литературы, кафедру зарубежной литературы. С 1982 по 1993 г. действовала общая кафедра русской и советской литературы, а в 1993 г. из нее выделилась кафедра современной отечественной литературы и критики. В 2011 г. на базе имеющихся кафедр создана кафедра истории русской литературы, теории литературы и критики.

Преподавательский состав кафедры:

Заведующий кафедрой - Жиркова Евгения Алексеевна , доктор филологических наук, профессор.

До 2014 года заведующим кафедрой был Степанов Лев Александрович , доктор филологических наук, профессор. В 2008 году удостоен государственной награды-звания «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации».

Л.А. Степанов Профессор за кафедрой Ректор КубГУ М.Б. Астапов вручает Л.А. Степанову почетный знак "Заслуженный профессор КубГУ"

  • Голикова Лариса Порфирьевна – кандидат филологических наук, профессор
  • Головко Вавара Андреевна – старший преподаватель
  • Гримова Ольга Александровна
  • Жиркова Евгения Алексеевна
  • - ассистент кафедры
  • Куценко Флорина Павловна – кандидат филологических наук, доцент
  • Мартыненко Лариса Борисовна – кандидат филологических наук, доцент
  • Пастушенко Юрий Георгиевич – кандидат филологических наук, доцент
  • Полуляшина Дарья Игоревна - преподаватель
  • Рягузова Людмила Николаевна – доктор филологических наук, профессор
  • Сайченко Валерия Викторовна – кандидат филологических наук, доцент
  • Свитенко Наталья Вячеславовна – кандидат филологических наук, доцент
  • Сомова Елена Викторовна – кандидат филологических наук, доцент
  • Шаройко Марина Владимировна – кандидат филологических наук, доцент
  • Юрьева Марианна Владимировна – кандидат филологических наук, доцент.

Лаборанты кафедры:

  • Петрова Любовь Ивановна - старший лаборант
  • Полуляшина Дарья Игоревна - лаборант
  • Костенкова Владислава Вячеславовна - старший лаборант.


Преподаватели и выпускники кафедры

Кафедра ведет преподавание учебных курсов по истории русской литературы от возникновения до начала 21 века, литературе русского зарубежья, литературе народов России и литературному краеведению, теории литературы, литературной критике, методологии анализа и интерпретации литературных произведений, по фольклористике, а также методике преподавания литературы в школе и вузе. Все дисциплины обеспечены программами и учебно-методическими материалами.

Спецкурсы и спецсеминары ориентированы на углубление профессиональной подготовки в области литературоведения. Они организуются так, чтобы вооружить студентов знаниями по актуальным проблемам литературной науки, существенно расширяют их кругозор как на синхронном уровне, так и в историко-литературной перспективе. Таковы, например, спецкурсы «Русская литература и фольклор» (к.ф.н., доц. Л. Б. Мартыненко), «Древняя Русь в культуре и литературе 19-20 веков» (к.ф.н., доц. М. В. Юрьева), «Жанры русской прозы начала 20 в.» (к.ф.н., доц. Ф. П. Куценко), «Жанровые модификации русского романа 19 века» (д.ф.н., проф. Е. А. Жиркова), «Психологизм в русской литературе 19 века» (к.ф.н., преп. О. А. Гримова), «Русская литература 19 в. в зеркале литературы 20 века» (к.ф.н., доц. Е. В. Сомова), «Русская литература в России и за рубежом» (д.ф.н., проф. Л. Н. Рягузова, к.ф.н., доц. М. В. Шаройко), «Эволюция художественных концепций в творчестве писателей первой половины ХХ века» (к.ф.н., проф. Л. П. Голикова), «Литературная критика и мемуарная эссеистика русского Зарубежья» (к.ф.н., доц. В. В. Сайченко). В авторских разработках важен междисциплинарный синтез: «Философия, мифология и психоанализ в литературоведении», «Архетипы и мировой литературный процесс», «Слова, ноты и краски: диалог искусств» (к.ф.н., доц. Н.В. Свитенко).

Преподаватели кафедры истории русской литературы, теории литературы и критики регулярно посещают курсы повышения квалификации.

Повышение квалификации на филологическом факультете Воронежского государственного университета

Занимаясь на курсе «Креативное письмо» (к.ф.н., доц. Ю. Г. Пастушенко), студенты учатся писать рассказы, стихи, эссе, рефераты, создавать контент интернет-сайтов.

Для обеспечения учебного процесса выпускаются методические пособия по ведущим дисциплинам кафедры, спецкурсам и спецсеминарам. Среди них –

  • «Поэтика романов В. Набокова русского периода творчества: традиции и новации», «Научные методы литературоведческих исследований (методология, принципы и опыт анализа)» (2012), «Система эстетических и теоретико-литературных понятий В.В. Набокова», «Понятийно-терминологический словарь В. Набокова», «Литература русского зарубежья: первая волна эмиграции» (Л. Н. Рягузова), «Анализ художественного произведения» (2011) (Л. Н. Рягузова, М. В. Юрьева).
  • «Неочевидные доминанты и их значение в адекватной интерпретации художественного текста», «Теоретическая поэтика. Художественная речь: Учебный словарь-справочник» (2011) (Е. А. Жиркова).
  • «Эволюция эстетических взглядов М. Горького в контексте культурологических исканий эпохи» (Л. П. Голикова).
  • «Методика преподавания литературы» (2010) (М. В. Шаройко).
  • «Фольклористика и устное народное творчество» (2010), «Русское устное народное творчество» (2011) (Л. Б. Мартыненко), «Теория литературного процесса» (В. В. Сайченко).
  • «Русское стихосложение: Практикум» (М. В. Юрьева).
  • «Творчество А. Платонова: поэтика и проблематика» (Ю. Г. Пастушенко).
  • «Русская сатира ХХ века и творчество М. Зощенко» (Ю. Г. Пастушенко).

Кафедрой открыта базовая специализация для осуществления профиля «Литература и литературное редактирование» , которая предполагает подготовку литературных редакторов. Студенты изучают историю и теорию литературного редактирования, в частности принципы анализа текста, основы текстологии литературы нового времени, жанры газетно-журнальной публицистики и телерадиовещания. Изучаются различные аспекты современных литературно-критических теорий. Разнообразные практикумы помогают формировать навыки редактирования. В их числе изданная кафедрой программа специализации «Литературная критика и редактирование» , «Практикум по редактированию» (М. В. Шаройко). Знакомство с современным редакционно-издательским процессом закрепляется в ходе двухнедельной практики, которую студенты проходят в различных издательствах и редакциях. Одна из форм освоения полученных специализированных знаний – участие студентов в выпуске самостоятельно подготовленных печатных изданий. В этом ряду можно отметить альманахи и журналы «MixTypa» , «НеОлит» , «Логос» , поэтические сборники молодых поэтов («Выход в свет» ).

Редколлегия "НеОлита"


Студенческий альманах "Логос" Альманах молодых поэтов "Выход в свет"

Специализация «Литературная критика и редактирование» оказалась весьма востребованной: студенты находят себе работу в качестве корректоров, редакторов, журналистов (преимущественно пишущих), пресс-секретарей в организациях различного уровня, литературных работников.

Научная деятельность сотрудников кафедры осуществляется в нескольких направлениях: литературные произведения и эстетические концепции, художественная структура произведений русских писателей, национально-исторические идеи в русской литературе, сравнительно-историческое изучение литератур: типологическая общность и своеобразие национального проявления.

В 2003-2006 годах ряд преподавателей участвовал в разработке проблем «Национальное и общечеловеческое в русской классической литературе и философско-религиозном ренессансе конца XIX – начала XX века и процессы глобализации в сфере культуры», «Русская классическая литература, философия и право в условиях изменяющейся России. Руководителем проекта, поддержанного грантом Российского гуманитарного научного фонда и Администрации Краснодарского края, был профессор В.П. Попов, памяти которого посвящен сборник статей, выполненных по данной проблематике. В 2002 – 2004 г. Л. П. Голикова выиграла исследовательский грант РГНФ и АКК «Северный Кавказ: традиции и современность» и подготовила монографию «Осетинско-русские литературные связи ХIХ–ХХ веков». Ю. Г. Пастушенко участвовал в разработке проекта «Кубань в созвездии Аuditorium.ru» (грант Сороса).

Плодотворны в плане исследовательской перспективы монографии Л.Н. Рягузовой «Концептуализированная сфера «творчество» в художественной системе В.В. Набокова», «Субстанциально-мифологические представления как элементы поэтического мира В.В. Набокова» и Е.А. Жирковой «Семантика лексико-синтаксических особенностей ранней лирики А. Блока». Монография Л.А. Степанова «Эстетическое и художественное мышление А.С. Грибоедова» включена ВАК в программу кандидатского минимума по специальности 10.01.01 – русская литература. Издан учебник Л. П. Голиковой «Россия и Кавказ: межлитературные связи в исторической динамике» с грифом Министерства образования РФ (дополненное издание 2008 г.) и учебное пособие «Россия и Словакия: литературные контакты». За последние десять лет выпущены коллективные монографии «Русская литература ХХ века: актуальные проблемы развития», «Русская литература ХХ века: эволюция художественного сознания», «Русская литература ХХ-ХХI вв.: традиции и современность» (совместно с аспирантами и студентами), в которых анализируются ведущие тенденции современного литературного процесса в России. Подготовлены и изданы: учебно-методическое пособие «Русская литература для иностранных студентов» (2009) Ю. Г. Пастушенко; хрестоматия «Литературное краеведение» (2011) В. В. Сайченко и М. В. Шаройко и «Литературное Закавказье» (2007) Л. П. Голиковой и М. В. Шаройко. В 2011 г. издана коллективная монография «Классическое наследие русской литературы и современность: концепции, интерпретации, опыты анализа текста», посвященная 100-летию со дня рождения профессора В. А. Михельсона.

Многие публикации преподавателей связаны с участием в конференциях МАПРЯЛ и РОПРЯЛ, изданиях Института русской литературы, Института русского языка, Института мировой литературы РАН, государственных музеев А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, М.И. Цветаевой, В.В. Набокова, вузов Москвы, С.-Петербурга, Ростова-на-Дону и других городов России и за рубежом.

М.В. Юрьева - участник пленума УМО по филологии в г. Великий Новгород

При кафедре работает аспирантура. Л. А. Степановым, Л.П. Голиковой, Л.Н. Рягузовой, Е.А. Жирковой, Ю.Г. Пастушенко подготовлено более двадцати кандидатов филологических наук по специальности 10.01.01 – Русская литература.

В 2008 г. открыта магистратура по программе «Русская литература» под руководством д.ф.н., проф. Степанова Л. А.

На кафедре действует фольклорная лаборатория (руководители – проф. Л.А. Степанов, доц. Л.Б. Мартыненко), целью которой является обобщение материала, собранного в фольклорном фонде, исследование специфики кубанского фольклора, изучение функциональности жанров, образов и мотивов устного народного творчества в произведениях русских писателей. Опубликованы сборники «Пословицы, поговорки, загадки Кубани», «Народная проза Кубани», «Кубанские заговоры», «Песни и частушки периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», «Масленица», «Календарный обрядовый фольклор Кубани: весенний и летне-осенний циклы», «Календарный обрядовый фольклор Кубани: святочный цикл», готовятся другие сборники. Изданные материалы используются студентами, учителями школ края, находят отражение в студенческих исследованиях, курсовых и дипломных работах.



Рождественско-новогодние колядки

По поручению департамента образования и науки Краснодарского края с 1995 года кафедра принимает участие в проведении районных, муниципальных, региональных этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе. В 2002 и 2010 гг. Л.А. Степановым, Е.А. Жирковой, Е.В. Сомовой опубликованы учебно-методические пособия «Литературные олимпиады» (более 30 п.л.). Преподаватели кафедры участвуют в подготовке и проведении занятий с абитуриентами по программам тестовых технологий и новой системе Единого государственного экзамена.

Краевая олимпиада школьников по литературе. Проф. Л.А. Степанов, проф. Л.П. Голикова, доц. Ю.Г. Пастушенко

Свой опыт и научные знания сотрудники кафедры используют не только в учебном университетском процессе. Доцент Ю. Г. Пастушенко периодически читает лекции для слушателей курсов повышения квалификации учителей и библиотечных работников г. Краснодара и Краснодарского края.

Преподаватели руководят исследовательскими проектами в рамках Центра дополнительного образования для детей «Малая Академия», а также принимают участие в работе городской научно-практической конференции школьников «Эврика» в качестве экспертов.

Регулярно проходят встречи в поэтической студии «Часть речи» (Ю. Г. Пастушенко). В созданном киноклубе студентам предлагают познакомиться с экранизациями литературных произведений и теми фильмами, которые принято называть «авторским кино» (В. В. Сайченко).

Международное сотрудничество. Продолжают развиваться связи кафедры с вузами и научными учреждениями Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Воронежа, Ставрополя, Новгорода, Майкопа и других городов России. Разработан и осуществляется план сотрудничества с зарубежными вузами: кафедрой русистики университета Константина-философа (г. Нитра, Словакия), университета в г. Гент (Бельгия).


Преподаватели кафедры проводят семинар для учителей русского языка и Проф. Л.П. Голикова и проф. Л.Н. Рягузова на конференции МАПРЯЛ (г. Братислава) литературы в г.Сухум (Республика Абхазия)

  • Год основания: 1991
  • Адрес: 399770, г. Елец, Липецкой обл., ул. Коммунаров, 39, ЕГУ, корпус №15, 3-й этаж, 304 б.
  • Телефон: +7 (47467) 6-08-12
  • Электронная почта: [email protected]
  • Заведующий кафедрой: Иванюк Борис Павлович
  • Ведущие специалисты:
  • О кафедре

    Научные направления:

    «Поэтика произведения в контексте литературной традиции, национального и авторского мирообраза». В рамках этого направления членами кафедры разрабатываются темы: «Национальный и региональный «Космо-Психо-Логос» в художественном мире русских писателей ХХ века», «Стихотворные жанры», «Русская историческая романистика и драматургия в культурологическом контексте», «Поэтика повествования». Результаты исследовательской работы нашли отражение в монографиях, научных сборниках, статьях и докладах на конференциях разного статуса. Кафедра поддерживает постоянные научные связи с Московскими вузами, с Петербургским, Казанским, Тамбовским, Тверским, Уральским (Екатеринбург), Ивановским университетами, а также Донецким, Каменец-Подольским (Украина), Гродненским (Белоруссия) и др. зарубежными университетами. Руководство научными исследованиями осуществляют Б.П. Иванюк, Т.П.Дудина и О.К. Крамарь.

  • История кафедры

    В 1991 г. кафедра литературы разделилась на две: кафедру русской литературы ХХ века и зарубежной литературы (зав.каф. - Пашигорев Владимир Николаевич) и русской классической литературы (зав.каф. - Кривонос Владислав Шаевич), которая с 2002 г. по 2014 г. именовалась русской классической литературы и теоретического литературоведения (зав. каф. - Иванюк Борис Павлович). В 2014 году обе кафедры объединились под общим названием кафедра теории и истории литературы (зав. каф. - Иванюк Б.П.).

  • Дополнительная информация о кафедре

    На кафедре выполнены кандидатские и докторские диссертации:

    • Силина Л.А. «Типология повествовательных форм в „Петербргских повестях” Н.В. Гоголя», 2001 (кандидатская);
    • Иванникова Н.Д. «Роман И.А. Гончарова „Обломов”: типология „жизненных” миров», 2002 (кандидатская);
    • Попова Г.Н. «Мир русской провинции в романах И.А. Гончарова», 2002 (кандидатская);
    • Полякова Т.А. «Поэтика романа М.Е. Салтыкова-Щедрина „Господа Головлевы” (система символов и мотивов)», 2002 (кандидатская);
    • Иншакова Ю.Т. «Жанровая система поэзии И.А.Бунина», 2005 (кандидатская);
    • Дудина Т.П. «Эволюция этико-эстетической мысли в русской исторической драматургии XIX века», 2006 (докторская);
    • Рудомазина Т.Б. «Летописные повествования о княжеской смерти: жанрово-стилевой анализ», 2007 (кандидатская);
    • Харитонов О.А. «Композиционный полифонизм: генезис и структурные модификации (на материале романной прозы XIX-XX веков)», 2009 (кандидатская);
    • Никитина Е.А. «Риторические приёмы повествования», 2011 (кандидатская);
    • Жиляков С.В. «Жанровая традиция стихотворения-"Памятника" в русской поэзии ХVIII -ХХ вв.», 2011 (кандидатская).

    Аспирантура:
    при кафедре имеется аспирантура по специальностям 10.01.01 - Русская литература; 10.01.08 - Теория литературы. Текстология

    Список дисциплин специализации, курсов по выбору, факультативов, читаемых членами кафедры:
    1.Анализ драматического произведения (проф. Т.П. Дудина);

    2.Анализ лирического произведения (проф. Б.П. Иванюк);

    3.Анализ лиро-эпического произведения (доц. Н.Д. Есикова);

    4.Анализ эпического произведения (доц. Л.А. Силина);

    5.Драматические жанры (проф. Т.П. Дудина);

    6.Жанры европейского романа (проф. Б.П. Иванюк);

    7.Историческая драматургия ХIХ в. (проф. Т.П. Дудина);

    8.Исторические взгляды русских писателей (проф. Т.П. Дудина);

    9.История русской литературы и культуры (доц. Т.А. Полякова);

    10.История эстетических и литературоведческих учений (проф. Б.П. Иванюк, доц. Г.Н.Попова);

    11.Литература и другие виды искусства (доц. О.А. Харитонов);

    12.Образ провинции в русской литературе ХIХ в. (доц. Г.Н. Попова);

    13.Основы красноречия (доц. Т.А. Полякова);

    14.Основы научного исследования (доц. Т.А.Полякова);

    15.Принципы и методы анализа и интерпретации художественного текста (проф. Б.П.Иванюк);

    16.Психологическое направление в русской литературе и отечественном литературоведении (доц. Л.А. Силина);

    17.Русская беллетристика ХIХ века (проф. Т.П.Дудина);

    18.Русская классическая литература в историческом контексте (проф. Т.П.Дудина);

    19.Русская литература: теоретическая история исследования (доц. О.А.Харитонов);

    20.Русская литературная критика (доц. О.А.Харитонов);

    21.Русская сатира ХVIII века (проф. Т.П. Дудина);

    22.Русские повествовательные жанры XIX в. (доц. Л.А. Силина);

    23.Русский семейный роман ХIХ века (доц. Т.А. Полякова);

    24.Русское стихосложение (проф. Б.П.Иванюк);

    25.Стихотворные жанры (проф. Б.П. Иванюк);

    26.Филология в системе современного гуманитарного знания (проф. Б.П.Иванюк);

    27.Философский контекст русской литературы ХIХ века (проф. Т.П.Дудина);

    28.Этико-эстетические парадигмы русской литературы ХIХ века (проф. Т.П.Дудина).