Выжигание по дереву - искусство, которое впервые появилось в конце прошлого века в столице России. Поначалу эту технику использовали для изготовления матрешек. Впоследствии этот способ художественной обработки древесины назвали пирографией.

Немного истории

Первые аппараты, которые были предназначены для выжигания, оказались несовершенными. Они работали на бензине, который накалял платиновую иглу. Для того чтобы поддерживать постоянную температуру, человек, занимающийся выжиганием, должен был постоянно подкачивать бензин при помощи ножной педали. Хоть процесс и оказался трудоемким, пирография с каждым днем становилась все популярнее.

В основном технику использовали для изготовления матрешек, это только спустя много лет рисунки для выжигания по дереву стали более разнообразными и красивыми. Поскольку матрешки становились все популярнее, от трудоемкой пирографии пришлось отказаться, и на ее место пришла роспись. Но про выжигание не забыли, и теперь эту технику использовали для украшения шкатулок, ларцов и других деревянных предметов.

Современный прибор


Выжигание по дереву для начинающих стало очень простой и доступной техникой после того, как был придуман электрический прибор. Теперь его можно было использовать для украшения изделий из кожи, костей, бумаги и из других материалов.

В состав самого простого электовыжигателя входит: понижающий трансформатор, реостат, ручки и сменные нити накаливания, которые еще называют штифтами. Профессионалы рекомендуют реостат заменять лабораторным трансформатором, который дает возможность получать выжиг высокого качества разной тональности.

Выжигание по дереву в домашних условиях подразумевает использование школьного прибора заводского изготовления. Такой электровыжигатель, в основном, используют для контурных и тональных рисунков.

Выжигание по дереву для начинающих

Чтобы с первого раза не разочароваться в своих умениях и пирографии в целом, необходимо знать все тонкости этого вида рукоделия. Для картины нужно взять мягкую древесину лиственных пород, к примеру, осину, липу, тополь или др. Стоит также учитывать тот факт, что некоторые породы древесины могут воспламениться при температуре примерно 150 градусов, другие же выдерживают около 250 градусов. Поэтому лучше выбирать мягкий материал, так процесс обжига будет проходить проще и быстрее.

Если вы хотите выполнить более сложный рисунок, то для этого стоит использовать Кроме этого, нужно учитывать, что для того чтобы сохранить поверхность дерева чистой и аккуратной, можно воспользоваться способом, которым пользуются настоящие мастера. Для начала картинки для выжигания по дереву переводят на После при помощи клея из крахмала или муки наклеивают его на саму древесину. Сам процесс выжигания нужно проводить по папиросной бумаге. Когда картина будет закончена, бумагу осторожно удаляют.


Начинать осваивать технику пирографии нужно с какого-то легкого и незамысловатого рисунка, для которого не нужны сложные штифты. Под этим понятием подразумевают скобки разных размеров, изготовленные из которая может быть в диаметре от 0,3 до 1,5 мм. Для изготовления штифта нужно нарезать проволоку и при помощи плоскогубцев или круглогубцев придать им желаемую форму. Чтобы сделать ее более жесткой, проволоку предварительно нужно отковать молотком. Хотя можно не усложнять задачу и в специализированном магазине купить набор различных штифтов.

Важные аспекты

  1. Выжигание по дереву стоит начинать после того, как штифт будет раскален и из него будет виден небольшой язычок пламени, который не должен сопровождаться дымом. В таком случае вы можете сделать вывод, что бензин качественный, прибор работает отменно и температура для выжигания оптимальная.
  2. Если же пламя угасает, и вы чувствуете запах гари, то, скорее всего, засорилось вентиляционное отверстие.
  3. Когда наконечник штифта накаляется неравномерно, это говорит о том, что бензин, который вы используете, оказался низкого качества или же в спиртовке недостаточный накал.
  4. Если в период работы вам необходимо было сделать большой перерыв и наконечник остыл, не стоит опять нагревать его путем вдувания насыщенного бензиновыми парами воздуха, так как это может привести к засорению.
  5. Очень важно в период выжигания очищать штифт от шлаков, так как он будет плохо работать, остывать, и рисунок в итоге получится плохим и неаккуратным. Очищать его ножом или другим металлическим предметом нельзя, так как этим можно повредить и испортить штифт.


Приемы выжигания

Вы должны понимать, что линии выжигателя стереть, как карандаш, не получится, поэтому в вашей работе не должно быть никаких ошибок и помарок. Чтобы избежать подобных проблем, рекомендуется древесину прикрепить наклонно. Рука, в которой вы будете держать выжигатель, должна обязательно иметь хорошую опору. В таком случае вы сможете проводить ровные линии, и они не будут уходить в сторону. Кроме этого, рекомендуется выполнять весь рисунок за один присест. Если столько времени у вас нет, то хотя бы для начала сделайте а после определенного промежутка времени фон.

Выжигание по дереву: важные правила

Чтобы получить красивый и живой рисунок, рекомендуется пользоваться линиями разной толщины и оттенка. Первый аспект зависит от скорости движения раскаленного штифта, то есть чем быстрее вы двигаете прибором, тем тоньше получится линия, и наоборот. Для регулирования оттенка необходимо контролировать подаваемый воздух и температуру наконечника: чем он больше, тем темнее линия. Чтобы быстро охладить штифт, нужно дотронуться ним до холодной каменной поверхности, к примеру, это может быть мрамор, кирпич или гранит. Прибор для выжигания по дереву нужно использовать подобно карандашу, то есть он должен двигаться легко, без какого-либо подталкивания и торможения.



В начале и конце линии необходимо быть особенно внимательным, так как вы можете испортить рисунок. Под углом штрихи нужно начинать от вершины и не стоит выжигать сразу на полную глубину. Для начала рекомендуется работать долотом и только потом заканчивать все штифтом. Чтобы сделать штрихи, прибор должен располагаться плашмя. Для того чтобы украсить фон, можно использовать штифты с фигурными наконечниками.

В настоящее время существует множество различных способов выжигания по дереву эскизы тоже представлены в большом количестве. Очень часто эскизы создаются мастерами и продаются в магазинах. Они могут быть использованы для выжигания по дереву, а также по коже и даже для тиснения узоров на коже.

Шаблоны для выжигания по дереву эскизы

Если вы талантливый художник, вы можете самостоятельно сделать свои собственные рисунки. Или, если вы умеете пользоваться программами для фоторедактирования, вы можете выжечь по дереву свои фото (смотрите инструкцию).

При создании своих собственных трафаретов для выжигания , сначала нанесите эскиз на нефальцованную бумагу (это позволит исправить вам ваши ошибки). После того как вы сделаете эскиз, вы можете приобрести копировальную бумагу и перенести рисунок на дерево, по которому вы собираетесь выжигать. Создание собственных рисунков, как правило, дешевле всего, но не все обладают художественными навыками.

Шаблоны из фотографий

Научитесь делать свои собственные трафареты из фотографий при помощи этой инструкции. Выжигание семейных фотографий – это отличный подарок для любого праздника или события.

Адаптирование фотографии

Вам понадобится:

Цифровая копия фотографии

Photoshop или другой редактор фотографий

Принтер

Откройте фотографию в Photoshop или другой программе для фоторедактирования и установите ее в серых градациях (черного и белого). В Photoshop это делается через меню Image>> меню Mode.

Затем вам надо снизить качество рисунка. Во многих программах, это может быть сделано путем изменения яркости и контрастности. Если вы используете Photoshop, это можно сделать, применив фильтр, который называется Film Grain (под подменю “Artistic”)


Это позволит удалить большую часть контраста в изображении, которое будет проще в использовании для выжигания по дереву. Затем распечатайте.

Перенос и выжигание

Необходимые материалы:

Копировальная бумага

Карандаш

Дощечка

Горелка

1. Приклейте кусок копировальной бумаги на дощечку клейкой лентой, а сверху прикрепите изображение (хорошо закрепите его, чтобы оно не двигалось с места). Обведите его карандашом, включая все затененные места.

2. После того как вы перенесете рисунок на дощечку, уберите его и копировальную бумагу, затем возьмите карандаш и прорисуйте те линии, которые плохо видно.

Пришло время выжигать!

Еще несколько бесплатных эскизов

1. Изображение кошки

Скачать »

2. Изображение лягушек


Скачать »

3. Дракон Джона Тенниела


Только что я столкнулся с этим красивым драконом, нарисованным великолепным художником Джоном Тенниелом. Прекрасный, не так ли?

Скачать »

4. Изображение цветка

Скачать >>

5. Изображение льва

Скачать >>

6. 3 шаблона выжига изображений витражных стекол


Скачать шаблон 1 >>

Скачать шаблон 2 >>

Скачать шаблон 3 >>

7. Выжиг кельтских узоров


На этой странице содержатся трафареты с кельтскими узорами. Узоры с узелками на белом клене смотрятся просто великолепно.

При первых попытках выжечь кельтские узоры вы поймете, что они очень сложные, так как иногда вы можете пропустить некоторые места, что приведет к потере единого образа узора, поэтому вы должны быть очень сосредоточены при перенесении рисунка карандашом на дощечку!

Скачать >>

8. 6 шаблонов с необычными картами


Скачать карту 1 >>

Скачать карту 2 >>

Скачать карту 3 >>

Скачать карту 4 >{%

Если в доме есть старый стол, то его надо либо выкинуть, либо украсить. (с) народная мудрость
Была у меня столешница. И в интернете повстречалась мне картинка. И показалось мне, что они друг другу подходят. Соб-сно стол:

Столешница стала светлее, ровнее и это так меня обрадовало, что я приступила к работе не включив мозги (об ошибках позднее).

Так как рисовать я не умею, к процессу пирографии жажду приступить скорее, то было решено картинку на столешницу перевести. Для этого берем оригинал и в фотошопе оставляем только контур (восславься функция Find Edges). Отображаем справа налево и отдаем это размытое чудовище на печать. Качество будет ужасающим, но нам-то все равно, нам только немного контуров надо...

Заодно по фото выше можете оценить размер картины. Хотя кот и не является экспонатом палаты мер и весов.

Так. Теперь надо это перевести на деревяху. Тут, конечно, есть варианты, но вот фокус с утюгом у меня не прошел (это когда бумагу прикладывают к деревяшке и сверху возюкают горячим утюгом). Через копирку переводить долго. Остается только одно - клей.

Сразу скажу, на фото ооочень много клея. Надо было его раза в три меньше. Ну да ладно, суть в чем - наносим на поверхность клей ПВА, размазываем равномерно кисточкой и сверху (рисунком вниз) кладем ватман с распечатанным рисунком. Ждем часов 12 минимум пока все высохнет.

Как высохнет, можно начинать снимать верхний слой бумаги. Для этого поверхность надо смочить. Я для этого взяла целлюлозную тряпку. Смачивала, не сильно отжимала и как бы "промокала" поверхность столешницы. Кое-где пишут, что снимать бумагу можно и пальцем. Можно, конечно! Если вам не жаль свои руки и их природный цвет вас также не интересует. В общем, для снятия верхнего слоя бумаги я также пользовалась целлюлозной тряпкой. Только уже отжатой. В общем, после снятия слоя бумаги получается вот так:

Достаточно ярко чтобы можно было начать выжигать. Я и начала. И закончила почти через полтора месяца! Сначала я думала что уложусь в неделю... вот наивность! Выжигала впервые. И поэтому сложилось впечатление что это очень трудно. Ну конечно трудно, если для того чтобы оставить след на древесине вам надо продраться через бумагу и клей. Уже в конце я немного выжигала по чистой деревяшке - боже! какое блаженство.

Уже на этом моменте можно говорить об ошибках. Во-первых, это сосна, а это значит что у нее есть смоляные ходы. Для такой древесины надо проводить обессмоливание. Флюс вашему выжигателю не нужен, так что, несмотря на приятный смоляной запах, это негативно отразиться на рисунке.
Во-вторых, это была плохая сосна. Очень уж сучкастая. Не знаю почему, но в самом начале меня эти сучки не смутили. А зря:(Вон, Голлум почти пропал в черном пятне.
В-третьих, шкурить тут надо было не руками. Все равно поверхность осталась слишком ребристой.

Теперь надо убрать остатки бумаги и сам ПВА. Шкуркой бесполезно, забивается она на раз-два. Тряпками и водой рехнуться можно. Так что берем бытовую щетку, мочим ее и пошли фигачить! А потом все таки можно и шкуркой и тряпкой

Теперь начинаем неистово подправлять косяки. Потратим на это две недели. Потом поймем что исправить ничего особо не получится и оставим все как есть.
Шляпки у болтиков я подкрасила грунтовкой (смешанной с акриловой краской), ножки также покрасила. Собрала конструкцию и покрыла двумя слоями паркетного лака (чтобы точно не возникло желания что-либо еще подправлять).

Не учла что после покрытия лаком столешница будет выглядеть темнее, так что болтики все равно выбиваются из общей картины. И ладно:-Р
Это самая долгая работа из всех что я когда-либо выполняла. И временами мне хотелось просто "забыть" выжигатель на этой столешнице... Но мысль о том что мы уже 2 месяца живем без обеденного стола, заставила доделать это чудовище:)
Всем спасибо за внимание!