Описание Киево-Печерской Лавры 3-е изд., испр. и умнож. Киев, 1847. - 340 с., 8 л. ил. Опись А , №900.

Описание Киевософийского собора. Киев, 1825. 272 с. Опись А , №900.

Болховитинов, Евгений. Словарь исторический о писателях духовного чина. 2-е изд. СПб., 1827. 757 с. Опись А , №901.

Болховитинов, митр. Евгений. Избранные произведения по истории Киева . Киев: Либедь, 1995. 486 с.

О нём:

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ

Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания

Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.

Номер страницы указан после текста на этой странице

Евгений

(Болховитинов Евфимий Алексеевич) (1767-1837)

Евгений (в мире Евфимий Алексеевич Болховитинов) родился в 1767 году в семье священника Воронежской епархии. Обучался в Воронежской Духовной семинарии и Московской Славяно-греко-латинской академии, а также слушал лекции в Московском университете. Во время пребывания Евфимия в Москве произошло его знакомство с известным ученым Н.Н. Бантыш-Каменс-ким и проявился интерес к занятиям русской церковной историей. По окончании Академии он принимает священнический сан и состоит префектом Воронежской Духовной семинарии. В 1799 году, овдовев, принимает монашество и назначается префектом Александро-Невской Академии. В 1804 году хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского и Санкт-Петербургского митрополита. Последовательно занимал кафедры: Вологодскую (с 1808 г.), Калужскую (с 1813 г.), Псковскую (с 1816 г.); с 1822 года - митрополит Киевский. Во всех епархиях, где преосвященный Евгений нес архиерейское служение, он проявлял себя как церковный историк края.

По поручению митрополита Новгородского Амвросия епископом Евгением было составлено «предначертание» устройства Духовных училищ, легшее в основу реформы системы духовного образования в России. Важной особенностью этого проекта было предложение сделать из Духовных

Академий не только высшие богословские учебные заведения, но и церковно-научные центры, наделенные издательскими функциями.

Митрополит Евгений был почетным и действительным членом многих ученых обществ: Московского, Казанского, Виленского, Киевского, Харьковского университетов, Российской Академии наук, Медико-хирургической Академии, Общества истории и древностей российских, Московского общества любителей российской словесности, Комиссии по составлению законов Российской Империи и ряда других. Митрополит Евгений оставил потомкам большое литературное наследие. Его труды по русской церковной истории имели большое значение для своего времени.

Митрополит Евгений скоропостижно скончался 23 февраля 1837 года и был по завещанию погребен в Софийском соборе города Киева.

Печатные труды

152. Записки о разговоре с двумя духоборцами архимандрита Евгения, впоследствии митрополита Киевского. Сообщил Н.С. Тихонравов. - М.: Имп. о-во истории и древностей российских при Моск. ун-те, . - 9с. -Отт. из: Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те . - 1874. - Кн. 4.

153. Известие о первом Российском посольстве в Японию под начальством поручика Адама Лаксмана. - М.: Тип. Бекетова, 1805. - 30 с. - Авт. установлен по изд.: Справочный словарь о рус. писателях и ученых... / Г.Н. Геннади. - Берлин, 1876. - Т. 1. - С. 332. - Отт. из: Друг просвещения. - 1804. - № 12.

154. Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода. - М.: Губ. тип. Решетникова, 1808. - 99 с. - Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых... / Г.Н. Геннади. - Берлин, 1876. -Т. 1. - С. 332.

155. Исторические рассуждения: 1. О чинах Греко-Российской Церкви: 2. О начале важности и знаменований церковных облачений: 3. О древнем богослужебном пении: 4. О сходстве алтарных украшений нашей церкви с древними. - М.: Синод, тип., 1817. - 154, 89 с. - Авт. установлен по изд: Воронеж, лит. сб. - Воронеж, 1861. -Вып. 1. -С. 233.

156. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии: Собр. из историй, архивных записей и сказаний Е. Болховитиновым. - Воронеж: Тип. Губ. правл., 1801. - 229с.

То же. - 1800. - 229 с.

То же. - 1800. - 156 с. - Отт. из: Воронеж, старина. - 1912. - Прил.

157. Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии: Соч. в Александро-Невской Академии- СПб.: Тип. Шнора, 1802. - 101 с., Зл. табл. -Авт. установлен по изд: Опыт российской библиогр. / B.C. Сопиков. - СПб., 1904. - Ч. 3. - № 3650.

158. Историческое обозрение российского законоположения: С присовокуплением сведений: 1) о старинных московских приказах, существовавших до времен Петра Великого, 2) о старинных чинах в России и 3) о прежде бывших в Малороссии присутственных местах и чинах. - СПб.: Тип. Глазунова, 1826. - CXXXI с. - Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых... / Г.Н. Геннади. - Берлин, 1876. - Т. 1. - С. 332. - Отт. из: Новый памятник законов Российской Империи. - СПб., 1825.- 4.1.

159. Историческое рассуждение вообще о древнем христианском богослужебном пении и особенно о пении Российский Церкви, с нужными примечаниями на оное и с присовокуплением другого краткого рассуждения о том, что алтарные украшения нашей церкви сходны с древними: Оба читаны в публичных собраниях. - Воронеж: Тип. Губ. правл., 1799. - 26 с. -Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых... / Г.Н. Геннади. - Берлин, 1876.-Т. 1. -С. 331.

160. История княжества Псковского с присовокуплением плана города Пскова. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1831. - Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых... / Г.Н. Геннади. - Берлин, 1876. -Т. 1. - С. 332.

Ч. 2: [О Псковских князьях, посадниках, тысяцких, генерал-губернаторах, губернаторах и губернских дворянских предводителях, с прибавлением разных грамот к истории Пскова относящихся]. - 144 с.

161. Краткое начертание жизни и трудов сочинителя книги «Изъяснения на литургию» [Ивана Ивановича Дмитриевского], напечатанное сперва в Новом опыте Исторического словаря о российских писателях 1806 года, а ныне некоторыми обстоятельствами дополненное. - М.: Тип. Селивановского, Ценз. 1816. - 8с. - Авт. установлен по изд: Путеводитель по библиогр., биобиблиогр., историогр. / А.Г. Фомин. -Л., 1934. - С. 230.

162. Краткое пастырское увещание о прививании предохранительной коровьей оспы. - СПб.: Святейший Синод, 1829. - 12 с. -Авт. установлен по изд. 1811 г. с загл.: Пастырское увещание о прививании предохранительной коровьей оспы.

То же. - 1853. - 10 с.

163. Летопись древнего славено-русского княжеского города Изборска. - СПб.: Тип. Смирдина, 1825. - 62 с., 1 л. ил. - Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых... / Г.Н. Геннади. -Берлин, 1876. - Т. 1. -С. 332. - Отт. из: Отеч. зап. - 1825. - Ч. 22.

164. Мнение митрополита Евгения (Болховитинова) о русских наречиях, изложенное в частном письме к покойному академику П.И. Кеппену (1 октября 1820 г.) / Сообщ. П.К. Симони. - [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук, . - 4с. - Из: Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. - 1896. -Т. 1, кн. 2.

165. Надгробное слово префекта Евфимия Болховитинова (1790) / [Публ.] свящ. Ст. Зверев. - Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1896. - 8с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1896. -

166. Новая латинская азбука, содержащая, кроме обыкновенных начатков латинского языка, обстоятельное показание произношения и правописания как древнего, так и нового: также краткий словарь, расположенный по алфавиту, заключающий в себе все первоначальные латинские речения и образ их грамматических перемен, с прибавлением греческих слов, употребительнейших в латинском языке; потом краткие учтивые разговоры и выражения, могущие быть употребляемы в письмах, наконец, подробный и ясный Римский календарь, в пользу российского юношества изданная. - М.: Иждивением Петрова, тип. Пономарева, 1788. -XVI.

64 с. - Авт. установлен по изд: Опыт российской библиогр. / B.C. Сопиков. - СПб., 1904. - Ч. 3. - № 1792.

167. Об осаде Пскова в 1581 году. - Псков: Славян, тип., 1881. - 66 с. -Авт. установлен по изд: Рус. анонимные и подписанные псевдонимами произведения печати, 1801-1926. - Л., 1978. - Вып. 2. - С. 48. - Перед текстом загл. на отд. листе: О нашествии шведского короля Иоанна с севера, а польского короля Стефана Батория с юга на Псковские области и на Псков и об осаде Пскова. Выписка из Истории Княжества Псковского, печатанной в Киеве 1831 года, из 1-й части, на страницах 191-247.

168. Описание Благовещенской Никандровой пустыни. - Дерпт, Ценз. 1821. - 32 с. - Авт. установлен по изд: Роспись российским книгам для чтения из б-ки А. Смирдина. - СПб., 1828. - Ч.1. -№842.

169. Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного. - М.: Синод, тип., 1837. - 105 с. - Авт. установлен по изд: Рус. биогр. словарь. - СПб., 1912.-Т. 20.- С. 588.

То же. - 2-е изд. - 1856. То же. - 3-е изд. - 1859.

170. Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, собранное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного. - 2-е изд., вновь пересмотр., испр. и умнож. - М.: Тип. Селивановского, 1820. - 120 с. - Авт. установлен по изд: Рус. биогр. словарь. - СПб., 1912. -Т. 20. - С. 588.

То же. - 3-е изд. - 1827. - 119с. То же. - 4-е изд. - 1832. - 113 с. То же. - 5-е изд. - 1833. - 113 с.

То же. - 6-е изд. - СПб.: Тип. Глазунова, 1834. - 113 с. То же. - 7-е изд. - СПб.: Тип. Глазунова и Смирдина, 1837. - 110с.

То же. - 7-е изд., испр. - 1843. - 87 с.

171. Описание Иоанно-Предтечева Псковского монастыря. - Дерпт, Ценз. 1821. - 15 с. -Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых... / Г.Н. Геннади. - Берлин. 1876.-Т. № 1. -С. 332.

172. Описание Киево-Печерской Лавры: С присовокуплением различных граммат и выписок, объясняющих оное, также планов

Лавры и обеих пещер. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1826. - 191, с., 7л. ил. - Авт. установлен по изд: Справочный словарь о рус. писателях и ученых... / Г.Н. Геннади. - Берлин, 1876. -Т. 1. - С. 332.

То же. - 2-е изд., испр. и умнож. - 1831. - 336 с.. 7 л. ил.

То же. - 3-е изд., испр. и умнож. - 1847. - 340 с., 8л. ил.

173. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии: С присовокуплением различных граммат и выписок, объясняющих оное, а также планов и фасадов Константинопольской и Киевской Софийской церкви и Ярославова надгробия. - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры. 1825. - 291. 272. . - 8с. - Авт. установлен по изд: Роспись российским книгам для чтения из б-ки А. Смирдина. - СПб., 1828. - № 852.

То же. - Дерпт. Ценз. 1821.- 9с.

177. Памятный церковный календарь. - М.: Синод, тип., 1803. - 189 с. - Авт. установлен по изд: Рус. и славянские календари... / Н.П. Собко. - Берлин, 1880. - С. 23. - С приб. 1 отд. (Месяцеслова) печатался также под загл.: Церковный календарь, или Полный месяцеслов.

178. Пастырское увещание о прививании предохранительной коровьей оспы. - М.: Синод, тип., 1811. - 22 с. - Изд. также под загл.: Краткое пастырское увещание о прививании предохранительной коровьей оспы.

То же. - СПб.: Мед. тип., 1813. - 32 с.

То же. - 4-е изд. - М.: Синод, тип., 1845. - 46, с.

179. Переписка митрополита Киевского Евгения с государственным канцлером графом Николаем Петровичем Румянцевым и с некоторыми другими современниками (с 1813 по 1825 г. включительно). - Воронеж: Губ. стат. ком., 1868-1870.

Вып. 1:-1868. -40с.

Вып. 2: (С 1821 по 1824 г. включительно). - 1870.- С. 41-92.

Вып. 3: (1824 и 1825 гг.). - 1870. - С. 93-125.

180. Письма высокопреосвященного Евгения, митрополита Киевского, Н.Н. Мурзакевичу (I). 1834-1837. - Киев: (Тип. Дави-денко], . - 16 с. - Из: Киев, епарх. ведомости. - 1868. - № 10.

181. Письма киевского митрополита Евгения Болховитинова к игумену (впоследствии архимандриту) Серафиму Покровскому (1822-1837 гг.) / Сообщ. Л[ев] Степанович] М[ацеевич]. - Киев: Тип. Барского, 1913. - 156 с. - Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1910. - № 7-8: 1911.-№2; 1912. - №3: 1913. - № 2. 5, 11.

182. Полное описание жизни преосвященного Тихона, бывшего прежде епископа Кексгольмского и Ладожского и викария Новгородского, а потом епископа Воронежского и Елецкого, собранное из устных преданий и записок очевидных свидетелей, с некоторыми историческими сведениями, касающимися до Новгородской и Воронежской иерархий: Изд. особенно для любителей и почитателей памяти сего преосвященного B.C. п.п.п. Е. Болховитиновым. - СПб.: Тип. Корпуса чужестран. единоверцов, 1796. - 78 с.

183. Примечания на Граммату великого князя Мстислава Володимировича и сына его Всеволода Мстиславича, удельного князя Новгородского, пожалованную Новгородскому Юрьеву монастырю. - [СПб.. 1818]. - 56 с., 1 л. факс. - Авт. установлен по изд: Энцикл. словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - СПб., 1893. - Т. 21. - С. 412.- Отт. из: Вестник Европы. - 1818. - Ч. 100, № 15.- С. 201-255.

184. Рассуждение о надобности греческого языка для богословии и об особенной пользе его для российского языка: Читано в Публичном собрании 1793 г. июля 13 дня в Воронежской семинарии. - 2-е изд. - Воронеж: Тип. Губ. правл., 1800. - 17с. - Авт. установлен по изд: Опыт российской библиогр. / B.C. Сопиков. - СПб.. 1904. - Ч. 3. - № 3657.

185. Рассуждение о необходимости греческого языка для богословии и об особенной пользе его для российского языка: Читано в Публичном собрании 1793 г. июля 13 дня в Воронежской семинарии студентом богословии и учителем греческого языка Иваном Ставровым. - [М.: Унив. тип., 1793]. - 8с. - Авт. установлен по изд: Свод. кат. рус. книги гражд. печатиXVIII в., 1725-1800. - М., 1962.-Т. 1.- №2102.

186. Речь в похвалу е.и.в. Екатерины II... при случае торжества о бракосочетании... великого князя Константина Павловича с... великою княжною Анною Феодоровною, говоренная февраля 9 дня 1796 года. - [М., 1796]. - 8с. - Авт. установлен по изд: Опыт российской библиогр. / B.C. Сопиков. - СПб., 1904. - Ч. 3. - № 3666.

187. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. - СПб.: Тип. Греча, 1818. -Т. 1-2. -Авт. установлен по изд: Роспись российским книгам для чтения из б-ки В. Плавилыцикова. - СПб., 1820. - 4.2. - №3141.

То же. - 2-е изд., испр. и умнож. - СПб.: Тип. Глазунова и его иждивением, 1827.-Т. 1-2.

188. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. - [Репрод. воспр.], 2-е изд., испр. и умнож., СПб., 1827. - Leipzig: Zentralantiquariat der DDR, 1971. - На обл.: Bolchovitinov. Slovar" o russkich pisateljach grekorossijskoj cerkvi.

T. 2. -333, LXXVIc.

189. Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России / Предисл. издателя Михаила Погодина. -М.: Москвитянин, 1845.

Т. 1: От А до К. - IV. 328с.

Т. 2: От Л до Фиты. - 290, XVI с.

190. Слово на день торжественного воспоминания и Господу Богу благодарения о поражении врагов Отечества нашего и о про-гнании их из пределов Калужския губ., проповеданное в Калужской Иоанно-Предтеченской церкви окт. 12, 1813 г. епископом Калужским и Боровским... Евгением. -М.: Синод, тип., 1813. - 14 с.

191. Слово на память иже во святых отца нашего Никиты, епископа и чудотворца Новгородского, при случае преложения мощей

его из старой раки в новую, проповеданное в Новгородском кафедральном Софийском соборе Евгением, епископом Старорусским Новгородской митрополии викарием и кавалером апр. 30, 1805.: С присовокуплением списков Новгор. епарх. и викар. преосвящ. архиереев. - СПб.: Св. Синод, 1805. - 22 с.

192. Слово надгробное преосвященному Иннокентию, епископу Воронежскому, преставлыпемуся в Бозе сего 1794 года апреля 15 дня, то есть в субботу светлыя недели: говоренное по совершении Божественной литургии при начале погребательного молитвословия в Воронежском Благовещенском соборе того же апреля 19 числа, с присовокуплением к тому речи и разговора стихами, говоренное также над гробом пред последним целованием тела, и с приложением краткого летописца преосвященных Воронеж, от основания епископского престола в Воронеже до нынешнего времени. - М.: Тип. Пономарева, 1794. - 36 с. - Авт. установлен по изд: Библиогр. список лит. трудов Киев. митр. Евгения Болховитинова / Е. Шмурло. - СПб., 1888. - Вып. 1. - № 36.

То же. - 2-е изд., пересмотр., испр. и умнож. в летописце наипаче. - Воронеж: Тип. Губ. правл., 1799. - 50 с. - В книге также: Краткое начертание жизни и кончины преосвященного Иннокентия и «Прибавление» Е. Болховитинова.

193. Собрание поучительных слов в разные времена и в разных епархиях проповеданных... Евгением, митрополитом Киевским и Галицким... - Киев: Тип. Киево-Печерской Лавры, 1834.

Ч. 1.-X, 440с. Ч. 2.-X, 447с. Ч. 3. - XII, 447с. Ч. 4.-VII, 323с.

194. Собственноручные заметки преосвященного Евгения, митрополита Киевского, на книгах, поступивших по его завещанию в Киевскую семинарскую библиотеку. - Вырезка из... т. 7. - Кн. 14. - Гл. 3. - С. 96-108.

195. II. Хронологический и азбучный список духовных писателей Греко-Российской Церкви и некоторых других лиц, достопамятных в истории духовной словесности и книгопечатания в России, с означением веков, в которых они жили, так же лет их рождения и кончины, сколько оные показаны в Историческом словаре, и с нужными для скорейшего приискивания их статей ссылками на части и страницы сей книги. - III. Перечневый список упомянутых в сем Историческом словаре писателей и некоторых других лиц..., с по-

казанием степеней, каковые они занимали в иерархии Греко-Российской Церкви или других званий.- [СПб.], Ценз., 1827.-С. XXI- LXXVII.

196. Церковный календарь, или Полный месяцеслов, с означением всего, что в такие дни в православной Греко-Российской Церкви совершается... - М.: Синод, тип., 1803. - IV, 214, 189 с., 1 л. ил. -Авт. установлен по изд: Рус. и славянские календари... / Н.П. Собко. - Берлин. 1880. - С. 23. - Без 1 отд. (Месяцеслова) печатался также под загл.: Памятный церковный календарь.

Составительство, редактирование, переводы

197. Воронежский край XVIII века в описаниях современников: голландского путешественника Корнелия де Бруина (1703 г.), российского государственного деятеля Ивана Кирилова (1727 г.), ученого-историка и церковного деятеля Евфимия Болховитинова (1799 г.): [Сборник] / Вступ. ст.. сост. и примеч. В.П. Загоров-ского. - Воронеж: Центр.-Чернозем, кн. изд-во, 1992. - 253, с.: ил. - (Сер. «Земля Воронежская. Страницы истории»). - Библиогр. в примеч.: с. 235-246. - В прил.: Из родословной Евфимия Алексеевича Болховитинова / A.M. Аббасов.

198. Иннокентий (Полянский). Избранные поучения преосвященного Иннокентия, бывшего епископа Воронежского, пропове-дыванные им во время своего правления епархиею с 1788 года сентября 17 по 1794 года апреля 15: С приобщением краткого начертания жизни и кончины его / Собр. и изд. ... - Воронеж: Тип. Губ. правл.. 1799.-XVI, 159с.

199. Парнасская история, заключающаяся в двух книгах, из которых первая содержит описание горы Парнасса, находящихся на нем строений, окрестных потоков, источников, болот, лесов и обретающихся там животных, а вторая - жителей, правления, чинов, судилищ, жертвоприношений, праздников и торгов парнасских / Пер. ... - М.: Тип. Пономарева. 1788. - IV. 72 с.

2ОО. Тихон (Задонский). Остальные сочинения преосвященного Тихона, бывшего прежде епископа Кексгольмского и Ладожского, а потом Воронежского и Елецкого: Для удовольствия и душевные пользы благочестивых читателей, а особливо для любителей памяти сего преосвященника / Собр. и изд. ... - СПб.: Иждивением И. Глазунова, Имп. тип., 1799. -XV, 336 с.

201. Эйкесайд М. Удовольствия от способности воображения: Английская поэма в 3-х песнях / Соч. г. Акенсида; С фр. на рос. яз. пер. - М.: Тип. Гиппиуса, 1788. - XIV, 151с.

Литература о жизни и деятельности

202. Бычков А.Ф. О словарях русских писателей митрополита Евгения: Чтение А.Ф. Бычкова. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1868. - 72 с. - Из: Сб. ст., читанных в Отд-нии рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. - 1868. - Т. 5. - Вып. 1.

203. Введенский С.Н. Личность и ученая деятельность митрополита Евгения Болховитинова: (Речь, произнесенная на торжественном заседании Воронежской ученой архивной комиссии 26 февр. 1912 г.). - Воронеж: Типо-лит. Кравцова, 1912. - 31 с.

204. Высокопреосвященный Евгений, митрополит Киевский и Галицкий: Сб. материалов для биографии митрополита Евгения, изданный в память 100-летия юбилея его рождения, 18 дек. 1767- 1867 г. - СПб.: Тип. «Обществ, польза», 1871. - XXXII, 201, V с., 1 л. портр. - (Евгеньев. сб.; Вып. 1). - Загл. обл.: Материалы для биографии митрополита Евгения.

205. Грот Я.К. Несколько заметок на письма митрополита Евгения к Македонцу и Н.Н. Зиновьева к его сыну. - М.: Тип. Мамонтова, 1870. - 16 с. - Из: Рус. архив. - 1870. - Тетр. 10.

206. Деятельность митрополита Евгения по управлению Киевской епархиею. - Киев: Унив. тип., 1868. - 55 с.

207. Зверев С.Е. Надгробное слово префекта Евфимия Болховитинова (1790). - Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1896. - 7с. - Отт. из: Богослов, вестник. - 1896. - № 4.

208. Змеев Л.Ф. К родословной митрополита Евгения Болховитинова: Ст. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1893. - , 9 с., 1 л. табл. - Извлеч. из: Сб. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук, 1893. -Т. 55.

209. Ивановский А.Д. Митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) / Соч. А. Ивановского, бывшего библиотекаря Имп. публ. б-ки. - СПб.: Т-во «Обществ, польза», 1872. - 112 с., 1 л. портр. -Доп. ст. из: Журнал М-ва нар. просвещения. 1867. - № 12.

210. Карпов С.М. Евгений Болховитинов как митрополит Киевский. - Киев: Тип. Барского, 1914. - VI, 273 с. - Отт. из: Тр. Киев. Духов. Акад.

211. Каталог V юбилейной очередной выставки: В память митрополита Евгения Болховитинова, 1837-1912. - 46, 16 с., 1 л. портр. - Загл. обл.: Памяти митрополита Евгения Болховитинова.

212. Маслов П.В. Евгений Болховитинов, митрополит Киевский и Галицкий (23 февр. 1837): (К 75-летию со дня кончины). - [Симферополь]: Тавр. губ. тип., 1912. - 9с. - Извлеч. из: Тавр, епарх. ведомости. - 1912. - №8.

213. Митрополит Евгений: Жизнь и творчество. Восьмые Бол-ховит. чтения. - Воронеж, 1993. - 35 с.: ил., портр., факс.

214. О материалах для биографии митрополита Евгения. - Киев, 1867. - 63 с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1867.

215. Полетаев Н.И. Труды митрополита Киевского Евгения Болховитинова по истории Русской Церкви. - Казань: Тип. ун-та, 1889. - 592 с. разд. паг.

216. Пономарев С.И. Материалы для биографии митрополита Евгения. - Киев, 1867. - 63 с. - Из: Тр. Киев. Духов. Акад. - 1867.

217. Пономарев С.И. Памяти митрополита Евгения (1767- 1867): Письмо к ред. «Полтав. епарх. ведомости». - [Полтава, 1867]. - 18 с. - Отт. из: Полтав. епарх. ведомости. - 1867. - Ч. неофиц.

218. Титов Ф.И. Памяти высокопреосвященного Евгения, бывшего митрополита Киевского и Галицкого: (По поводу 75-летия со дня кончины его). - Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира, 1912. - 15с.

219. Чтения 18 декабря 1867 года в память митрополита Киевского Евгения: С прил. // Сб. ст. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. - 1868. -Т. 5, вып.1. - С. 1-292.

220. Шарадзе Г.С. Евгений Болховитинов - первый русский руствелолог: Очерк из истории руствелологии. -Тбилиси: Мецни-ереба, 1978. - 105 с., 2 л. ил. -Текст парал. груз., рус. - Парал. тит. л. груз.

221. Шмурло Е.Ф. Библиографический список литературных трудов Киевского митрополита Евгения Болховитинова. - СПб.: Журнал «Библиограф», 1888.

Вып. 1:1. Московский период. 2. Воронежский период. 3. Петербургский период. - 1888. - 76 с.

222. Шмурло Е.Ф. Евгений, митрополит Киевский: Очерк развития его ученой деятельности в связи с биографией. - [СПб.]: Тип. Балашова, .

223. Шмурло Е.Ф. Заметка об отношениях Киевского митрополита Евгения к Державину до личного знакомства с поэтом. - СПб.: Тип. Эрлих, 1887. - 7 с. - Из: Библиограф. - 1887.

224. Шмурло Е.Ф. Митрополит Евгений как ученый: Ранние годы жизни, 1764-1804. - СПб.: Тип. Балашова, 1888. - LXXXVI, 455 с. - Библиогр. в прил.

БОЛХОВИТИНОВ Евфимий Алексеевич

БОЛХОВИ́ТИНОВ Евфимий Алексеевич (в монашестве - Евгений) , российский историк, археограф, библиограф.
Родился в семье священника. В 1778-84 гг. учился в семинарии, в 1784-88 гг. - одновременно в Славяно-греко-латинской академии и Московском университете. Во время учебы входил в состав литературного кружка, созданного издателем-просветителем Н. И. Новиковым (см. НОВИКОВ Николай Иванович) ; в то время в кружок входили также В. А. Левшин (см. ЛЕВШИН Василий Алексеевич) , Н. М. Карамзин (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович) .
С 1789 Болховитинов стал преподавателем и библиотекарем в Воронежской духовной семинарии, затем занял там же должности префекта и ректора. В то время он занимался переводами на русский язык сочинений зарубежных авторов, в том числе философской поэмы А. Попа (см. ПОП Александр) «Опыт о человеке». Был одним из инициаторов создания в Воронеже типографии, открытой в 1798.
В 1800 принял монашество, был префектом и преподавателем философии и красноречия Александро-Невской духовной академии. Входил в состав кружка, членами которого были виднейшие специалисты по русской истории, объединенные графом Н. П. Румянцевым (см. РУМЯНЦЕВ Николай Петрович) ; состоял также членом Московского общества истории и древностей российских. С 1822 - митрополит киевский.
Подготовил ряд исторических и историко-краеведческих работ, в том числе «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» (1800) «Историческое изображение Грузии» (1802), «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода» (1808), «История княжества Псковского» (ч. 1-4, 1831) и др. Автор капитальных биобиблиографических трудов: «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви» (1818), «Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших о России» (т. 1- 2, 1845), книговедческой работы «О славяно-русских типографиях» (1813). В Киеве руководил археологическими раскопками, приведшими к открытию фундамента Десятинной церкви, Золотых ворот и др.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "БОЛХОВИТИНОВ Евфимий Алексеевич" в других словарях:

    Болховитинов Евфимий Алексеевич - (в монашестве – Евгений) . Сын священника. Учился в Воронежской дух. семинарии (1778–1784), в Славяно греко лат. академии (1784–1788), одновременно посещал лекции в Моск. ун те, подрабатывал… … Словарь русского языка XVIII века

    - (в монашестве Евгений) (1767 1837) российский историк, археограф, библиограф. С 1822 митрополит киевский. Исторические, историко краеведческие и биобиблиографические труды … Большой Энциклопедический словарь

    - (в монашестве Евгений) , русский историк, археограф и библиограф. В дореволюционной литературе значится как «митрополит Евгений». В 1822 37 митрополит киевский. Научная деятельность Б. связана с… … Большая советская энциклопедия

    - (в монашестве Евгений; 1767 1837) русский историк. По окончании Московской духовной академии, был преподавателем общей и церковной истории в Воронеже, после смерти жены и детей принял монашество, поднялся до архиерейства и был в конце концов… … Большая биографическая энциклопедия

    ЕВГЕНИЙ (в миру Евфимий Алексеевич Болховитинов) - (18(29). 12. 1767, Воронеж 23. 02(7. 03). 1837, Киев) православный церковный деятель, историк, археограф, библиограф. Получил образование в Воронежской духовной семинарии (1778 1884) и Московской Славяно греко латинской академии (1784 1788). С… … Русская философия: словарь

    Болховитинов русская фамилия. Известные носители: Болховитинов, Виктор Николаевич (1912 1980) советский физик, журналист, главный редактор журнала «Наука и жизнь». Болховитинов, Виктор Фёдорович (1899 1970) советский… … Википедия

    Евфимий Алексеевич (в монашестве Евгений) (1767 23.II.1837) рус. историк, археограф и библиограф. В дореволюц. лит ре обычно значится как митрополит Евгений. В 1822 1837 митрополит киевский. Науч. деятельность Б. связана с кружком гр. Н. П.… … Советская историческая энциклопедия

    Евгений, митрополит киевский (в миру Евфимий Алексеевич) (18(29) XII 1767, Воронеж 23 II(7 III) 1837, Киев) рус. историк церк. музыки, библиограф. Чл. Российской академии наук. В 1789 окончил Моск. духовную академию и Моск. ун т. Был… … Музыкальная энциклопедия

Евгений Болховитинов, митрополит Киевский и Галицкий (в миру Евфимий), вошел в отечественную историю не только как историк-краевед, но и как археолог, археограф, библиограф, переводчик, библиофил. К концу жизни он был действительным и почетным членом более 20 российских и зарубежных университетов, научных обществ. Митрополит Евгений является автором более ста опубликованных работ, в том числе исследований, справочников и путеводителей. С его именем связано открытие университета Святого Владимира в Киеве и Румянцевского музея в Санкт-Петербурге. В Воронеже будущий митрополит провел чуть менее половины жизни.

Евфимий родился 18 декабря 1767 года в семье священника Ильинской церкви Воронежа. В 1776-м, после смерти отца, мать, оставшаяся с тремя детьми, отдала Евфимия певчим в архиерейский хор Благовещенского собора. В 1777 году Евфимий был зачислен в Воронежскую духовную семинарию. Летом 1785-го воронежский епископ Тихон (Малинин) удовлетворил просьбу молодого человека о переводе его для обучения в Москву. Епископ Тихон направил Евфимия с рекомендательным письмом к ректору Славяно-греко-латинской академии Платону (Левшину), архиепископу Московскому. Евфимий был зачислен слушателем академии, которую окончил в 1788 году. В академии Болховитинов прослушал полный курс философии и богословия, освоил греческий, французский и немецкий. Одновременно посещал лекции в Московском университете, где, в частности, вошел в литературный кружок Николая Новикова. В Москве он также познакомился с архивистом и археографом Николаем Бантыш-Каменским, который во многом повлиял на формирование научных интересов будущего архиерея.

Вернувшись в Воронеж, в январе 1789-го Евфимий занял должность преподавателя Воронежской семинарии. В разное время он вел курсы риторики, французского языка, греческих и римских древностей, философии, богословия, церковной истории, герменевтики. А 1790 году был назначен префектом семинарии и заведующим семинарской библиотекой, с целью пополнения которой неоднократно ездил в Москву. В 1791-м было удовлетворено поданное им вместе с братом Алексеем прошение о причислении Болховитиновых к дворянскому сословию.

В 1793 году Болховитинов женился на дочери липецкого купца Анне Расторгуевой, но брак продлился всего четыре года, два сына и одна дочь умерли в младенчестве. 25 марта 1796-го Евфимий Болховитинов был рукоположен в сан священника и назначен протоиереем Спасо-Преображенского монастыря города Павловска Воронежской губернии, с оставлением в семинарии на прежних должностях, одновременно определен присутствующим в Воронежской консистории. Горечь утраты близких людей Евфимий пытался заполнить умственной работой. В течении нескольких лет вокруг молодого ученого формировался кружок единомышленников из местной интеллигенции. Благодаря их стараниям 14 мая 1798 года в Воронеже была открыта первая типография.

В 1799-м Евфимий переехал в Петербург, где 9 марта 1800-го принял монашество с именем Евгений. Амвросий (Подобедов), митрополит Санкт-Петербургский, пригласил его в столицу по рекомендации Бантыш-Каменского на должность префекта, преподавателя философии и высшего красноречия Санкт-Петербургской духовной академии. В скором времени Евгений был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря. Митрополит Амвросий отметил и оценил знания нового префекта и не ошибся в нем, поручая ему серьезные и ответственные задания, с которыми молодой архимандрит блестяще справлялся.

15 сентября 1801 года Евгений участвовал в коронации императора Александра I в Москве, был пожалован алмазным наперсным крестом. 27 января 1802-го назначен архимандритом Санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни. В январе 1804-го Евгений был возведен в сан епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. Евгений стал одним из авторов реформы системы духовного образования, проведенной в России в 1808 -- 1814 годы. Он выступал за сокращение объема изучения латыни, подчеркивал необходимость придать духовному образованию более научный характер. За свой труд Евгений был удостоен ордена Анны I степени. Проживая некоторое время в Варлаамо-Хутынском монастыре, Евгений подружился со знаменитым поэтом Гавриилом Державиным, последний посвятил архиерею несколько сочинений.

В разные годы Евгений возглавлял епископские кафедры в Вологде (1808 -- 1813), Калуге (1813 -- 1816) и Пскове (1816 -- 1822). В марте 1822 года он был возведен в сан митрополита и переведен в Киев, стал членом Священного Синода. Александр I писал Евгению: "Мне особенно приятно будет видеть знаменитую некогда академию киевскую... при руководстве Вашем, достигнутую цели ей предназначенной". Император наградил киевского митрополита белым клобуком с бриллиантовым крестом. Примечателен эпизод, связанный со встречей киевским духовенством нового архиерея. Евгению подали царскую позолоченную карету. Митрополит "с неудовольствием принял такой знак почтительной предупредительности и потребовал другой экипаж для отъезда в Софийский собор". В быту митрополит Евгений также был неприхотлив. Никакой роскоши в пище и одежде. День начинался у него рано. Выслушав литургию, он переходил к занятиям делами епархии, потом принимал посетителей. В характере его было много мягкости, искренности. Всегда доступный, откровенный, благотворительный, справедливый.

При митрополите Евгении было возведено новое трехэтажное здание киевской духовной академии. Он продолжал заниматься научной деятельностью, именно в Киеве его культурно-просветительская деятельность достигла своего апогея. Митрополит Евгений организовал реставрационные работы в Киево-Печерской лавре и других монастырях.

В 30-е годы он стал инициатором первых систематических археологических раскопок в Киеве. Благодаря им был обнаружен фундамент Десятинной церкви и Золотых ворот. В 1834 году Евгений благословил открытие киевского университета. Первый ректор университета Михаил Максимович считал его крупным ученым и издателем, который оставил после себя "много фактического материала не только по церковной истории, но и русской литературе". Результатом исследования киевских древностей стали публикации "Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии" и "Описание Киево-Печерской лавры". К концу жизни Евгением Болховитиновым было собрано около 12 тыс. различных наименований рукописей и изданий, или 8,5 тыс. томов.

Митрополит Евгений состоял действительным членом императорской Российской академии, членом Общества истории древностей российских, почетным членом Академии наук и всех русских университетов, не считая многочисленных ученых обществ.

Некоторые краеведы считают, что Евгений был едва ли не единомышленником французских просветителей и первого русского революционера Александра Радищева, но сохранилось несколько совершенно однозначных свидетельств о его отношении к постулатам популярной в его время философии французских энциклопедистов. Признавая, что "отцы церкви нам в физике не учители", Евгений был горячим противником вольномыслия, не признавал таких писателей, как Вольтер и Монтескье. В 1793-м в предисловии к изданному по его инициативе и под его редакцией переводу книги аббата Нонота "Вольтеровы заблуждения", он писал: "Сокровенными путями повсюду разливается вся его (Вольтера. -- А. Г.) зараза. Ибо письменный Вольтер становится уже известен столько же, сколько и печатный". Однако издание перевода вызвало затруднения. Цензура исключила из публикации перечень религиозных верований Вольтера, которые должен был опровергать Нонот. "Болховитинов чувствовал, что план, связанный с изданием "Вольтеровых заблуждений", разрушается, -- писал академик Николай Тихонравов. -- Книгой Нонота он думал парализовать влияние тех сочинений Вольтера, которые затрагивали откровенную религию и обходили читателей в рукописях; но именно главы Нонота о догматических заблуждениях Вольтера в вопросах веры не были дозволены к напечатанию".

"Простодушный наш неученый соотечественник, -- писал сам Евгений Болховитинов, -- слыша повсюду славу Вольтера и язвительные его насмешки всему священному и почитаемому, сперва подвигается благочестивым ужасом и негодованием; но может ли он потом защищать от заразы сердце свое сими одними чувствованиями, когда он не утвержден в основательных истинах и когда он почти везде слышит только крикливые вольнодумцев похвалы Вольтеру, но не видит обличение лжей и клевет его". В 1810-м Евгений критически отозвался об изданной в русском переводе книге Монтескье "Дух законов". Митрополит отметил, что мысли, изложенные в сочинении, "пусть останутся в обаянии революционных голов, от которых да избавит Господь Бог отечество наше. И так много уже затевается у нас ежедневно почти разных переворотов". По поводу книги "Путешествие из Петербурга в Москву" Евгений также высказался неодобрительно.

Сохранилось свидетельство критического отношения митрополита Евгения к издаваемому известным масоном Александром Лабзиным журналу "Сионский вестник". Евгений, проанализировав его содержание, пришел к выводу, что такая "метода умствования -- мистико-масонская". Ссылаясь на конкретные страницы в "Сионском вестнике", он доказывал как подобные рассуждения противоречат православному вероучению.

То есть митрополита Евгения можно с уверенностью отнести к категории церковных охранителей, выступавших за чистоту догматов православного вероучения, главенствующее положение РПЦ в российской империи и не разделявших идеологию, подрывавшую монархический строй.

Митрополит Евгений был в числе архиереев, недовольных деятельностью открытого в 1813 году Библейского общества, которое распространяло литературу неправославной направленности, и министра духовных дел, князя Александра Голицына, покровителя многочисленных масонских лож и мистиков протестантского направления. Евгений, в свою очередь, не пользовался расположением князя Голицына, который называл митрополита человеком "не духовным" (то есть не сочувствующим неправославному мистицизму и масонству). Вообще в 20-е годы XIX столетия сопротивление политике князя Голицына оказывала консервативная православная партия, наиболее яркими представителями которой являлись архимандрит Фотий (Спасский), митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский), Алексей Аракчеев и другие.

После отставки Голицына в декабре 1824 года митрополит Серафим писал Александру I о причинах необходимости закрытия Библейского общества. В заключении письма он подчеркнул: "Для постановления духовных училищ на твердом и незыблемом основании православия и для принятия совокупно со мной нужных мер к прекращению распространения в народе новых ересей (следует. -- А. Г.) призвать сюда на время киевского митрополита Евгения, как человека известного по правоверию, учености и благонамеренности". Архимандрит Фотий писал в своей автобиографии: "Евгений митрополит давал о себе великую надежду ревнителям по своей учености, вере и сану". В итоге благодаря ходатайству православных консерваторов 19 декабря 1824 года император подписал указ, которым митрополит Евгений (Болховитинов) вызывался в Санкт-Петербург, для присутствования в Синоде. Библейское общество было закрыто Николаем I 12 апреля 1826 года по представлению митрополитов Серафима и Евгения.

14 декабря 1825-го года митрополит Евгений и Санкт-Петербургский митрополит Серафим (Глаголевским) на Сенатской площади обратились к восставшим войскам с призывом сложить оружие. Несмотря на предупреждение очевидцев о смертельной опасности, оба иерарха, по свидетельству сопровождавшего их иподиакона, "поговорив между собой, решились умереть за веру, отечество и царя". Несмотря на то что увещевания митрополитов Серафима и Евгения остались без ответа, Николай I наградил их панагиями, так как они подвергали свою жизнь риску. Впоследствии митрополит Евгений был назначен членом особого совета по делам декабристов.

Митрополит Евгений скончался 23 февраля 1837 года и, согласно завещанию, похоронен в Сретенском приделе Киевского Софийского собора. На похороны митрополита в Киев прибыла делегация от Воронежской духовной семинарии. Библиотека митрополита Евгения была завещана Софийскому собору, консистории, Киевской духовной семинарии и академии.

Алла ГЛАЗЕВА
Печатную версию материала читайте в газете

Евфимия Алексеевича Болховитинова по праву считают родоначальником воронежского краеведения. Удивительная, яркая личность! Его отличала высокая образованность и живость характера. Дивились его феноменальной памяти, называя ее «счастливой», а самого Болховитинова окрестили «живой библиотекой».

Болховитинов, одаривший всех нас трудом «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», просто обречен на то, чтобы о нем помнили благодарные потомки, ибо предшественников подобного рода у Болховитинова в России не было. Его работу с полным правом можно считать прародительницей современных краеведческих монографий, в которой автор выступил как летописец, географ-топонимист, экономист и статистик. Труд Болховитинова не сводится к описанию быта и диковинных «старинных картинок», но предоставляет на суд потомков целый психологический пласт той эпохи.

Евфимий Болховитинов носит имя «Второго русского Нестора». Да, второй, но в наших глазах заслужил звание воронежского Колумба. В русском обществе XVIII века «Колумб» - знаковое слово, оно давалось только выдающимся первооткрывателям - неважно на каком поприще. Да и сейчас понятие это не устарело. В наши дни именно так называют Юрия Алексеевича Гагарина!

Болховитинов показал себя не просто превосходным знатоком местной истории - он осмысливал ее в контексте истории России, познавая и истолковывая сам процесс: «Я верю, что и мелочные замечания часто объясняют целую историю, ибо в натуре вещей мелочи сопровождают важное».

Евфимий Алексеевич продолжил дело святителя Митрофана. Если первый воронежский епископ заставил своих современников всенародно, зримо и объемно осознать понятие «Мы - русский народ» во вселенском масштабе, то Болховитинов оттенил и отгранил это осознание на примере воронежской истории, культуры и быта.

Болховитинов заложил на будущее образец правильного подхода к изучению прошлого. В своем «Описании» Евфимий Алексеевич излагает факты, до поры до времени скрытые от нас, жителей сегодняшнего мира. Мы по снобизму своему снисходительно принимаем неизвестные для нас свидетельства наших предков за вымысел, все списывая на их «недалекость», «некомпетентность» и недостаток накопленных знаний. Но новые открытия раз за разом доказывают, что Болховитинов знал то, что нам, увы, пока не известно.

Будущий митрополит Киевский и Галицкий родился 18 декабря 1767 года от священника Вход-Иерусалимской церкви Алексея Болховитинова. Жил он с родителями чуть ниже архиерейского двора, что был обустроен еще при Митрофане воронежском, за нынешним главным корпусом университета.

Первоначально Евфимий обучался в архиерейском певческом хоре. С 1778 года - в семинарии до половины философского курса. В 1783 году в числе других семинаристов Болховитинов в Задонском монастыре отпевал почившего воронежского епископа Тихона. Впоследствии Евфимий Алексеевич, приняв монашеский постриг с именем Евгений, сам стал иерархом, а его труд «Полное описание жизни Тихона, бывшего прежде епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородского, а потом Воронежского и Елецкого» (СПБ, 1796 год) является самым первым подробным описанием земной жизни и духовных подвигов великого Задонского чудотворца.

После нескольких лет успешного обучения в Московской Духовной академии Болховитинов возвращается в Воронеж. Он жил в собственном доме, возле Ильинского храма и учительствовал в тамошней семинарии. В эти годы Болховитинов приобретает для семинарской библиотеки труды зарубежных мыслителей, переводит поэму англичанина А. Попа «Опыт о природе человека», посвященной происхождению зла в мире. С целью развития музыкального образования он предложил реформировать нотное письмо, заменить западноевропейское линейное древнерусским крючковым письмом старообрядцев.

Стараниями Болховитинова в Воронеже создается первая в городе типография. Располагалась она в Воронежском главном народном училище, на улице Большой Девиченской. Ныне улица носит имя Сакко и Ванцетти, от здания ничего не осталось, а на его месте стоит филиал технологической академии. Впрочем, один след все же имеется - это вросшие в землю ступени бывшего училища.

Типография стала центром, вокруг которого объединились культурные силы Воронежа. И образование интеллектуального кружка, справедливо впоследствии названного «болховитиновским» - лишнее тому доказательство.

Болховитинов появился на свет в Воронеже в том месте, где в свое время святитель Митрофан воздвиг епархиальный центр, а позже образовался величественный архитектурный ансамбль, который воочию оформил итог событий недавно ушедшей эпохи. Наше архитектурное чудо венчала колокольня, которая, став в 1828 году четырехъярусной, превратилась в настоящую высотную доминанту города. Придет время, в Воронеже появятся другие, не менее славные доминанты-символы эпох, ведь каждому времени сопутствует свое зримое выражение.

Н. Ю. Чиркова, Е. А. Шляпникова
Евгений Болховитинов - ученый и архиерей

Чиркова Н.Ю., Шляпникова Е.А. Евгений Болховитинов - ученый и архиерей // Вопросы истории. 2000. № 11-12. С. 128-134.

Митрополит Евгений (Болховитинов) был не только высокопоставленным иерархом Российской православной церкви, но пользовался при жизни значительным уважением как общественный деятель и ученый - популяризатор исторических знаний. Он сотрудничал с "румянцевским" кружком, Н. И. Новиковым, Г. Р. Державиным, внес заметный вклад в противодействие миссии иезуита Грубера в России. По его собственному признанию, церковные обязанности он порой считал досадным отвлечением от научных изысканий. Болховитинов много занимался приведением в порядок местных архивов, собиранием и изданием рукописных материалов, описанием истории отдельных местностей и пр. Историк М. Н. Погодин так характеризовал состояние русской исторической науки в конце XVIII в.: "Библиотеки не имели каталогов: источников никто не собирал, не указывал, не приводил в порядок; летописи не были исследованы, объяснены, даже изданы ученым образом; грамоты лежали рассыпанные по монастырям и архивам; хронографов никто не знал; ни одна часть истории не была обработана - ни история церкви, ни история права, ни история словесности, торговли, обычаев;.. хронология перепутана;.. археологии не было в помине; ни один город, ни одно княжество не имело порядочной истории" . В связи с этим научная деятельность Болховитинова имела огромное значение, и хотя ей были присущи все недостатки, связанные с несовершенством тогдашней русской исторической школы, она подготовила почву для более серьезных исследований.
Будущий ученый и архипастырь родился 18 декабря 1767 г. в семье приходского священника Алексея Андреевича Болховитинова и при крещении был наречен Евфимием. Еще в раннем детстве у него проявился хороший музыкальный слух, и после смерти своего отца, в девятилетнем возрасте он был зачислен в Архиерейский хор, в составе которого в 1783г. участвовал в отпевании Тихона Задонского в Задонском монастыре. В 1785г., закончив обучение в Воронежской духовной семинарии, Евфимий Болховитинов подал прошение Воронежскому епископу Тихону III о том, чтобы ему разрешили обучаться в Московской духовной академии. Надо отметить, что в то время Московская славяно-греко- латинская академия уже превзошла киевскую и особенно возвысилась благодаря покровительству ученого иерарха митрополита Платона (Левшина), который лично следил за ходом учебного процесса.
В академии Болховитинов изучал полный курс философии и богословия, сверх того - греческий и французский языки; вместе с тем он посещал в Московском университете лекции по всеобщей нравственной философии и политике, опытной физике, всеобщей истории, французского красноречия и немецкого языка. Посещение лекций замечательных профессоров университета в сочетании с изучением языков позволило ему не только следить за ходом развития европейской науки и литературы, но и послужило серьезным основанием для его научных исследований.
Становлению научных интересов Болховитинова немало способствовало его знакомство с известным историком и археографом, опытным архивистом Н. Н. Бантыш-Каменским, который руководил его первыми шагами на научном поприще и, собственно, являлся единственной исторической школой для молодого ученого. Влияние Бантыш-Каменского на Болховитинова сказалось не только в выборе предмета для научных работ - истории, но и в характере и направлении его будущих трудов: в добросовестном, хотя нередко и мелочном, подборе фактов, систематизации их по внешним признакам, без надлежащей критики и пр. Помимо того, у Евфимия Болховитинова сложился еще один круг общения. Он довольно близко сошелся с "Дружеским ученым обществом" Н. И. Новикова и стал одним из его членов, делал для него переводы и выполнял корректуру переводных изданий. Новиковское общество было первой русской просветительской организацией, и, возможно, тесные контакты с ним повлияли в дальнейшем на взгляды Болховитинова.
По окончании в 1788 г. академии он был направлен в Воронежскую духовную семинарию в качестве преподавателя риторики, греческого языка, курса греческих и римских древностей, церковной истории и философии. Следует отметить, что понимание значения образования пришло в Россию вместе с проникновением принципов европейской культуры. Процесс распространения образования в большой степени оказался в руках наиболее образованного слоя - духовенства. Нужда в специалистах различных направлений заставила черпать их преимущественно из числа слушателей духовных школ и представителей духовного сословия. Так, проведение екатерининской губернской реформы рекрутировало на административную службу тысячи семинаристов. Для народных и медицинских школ, Московского университета кадры изыскивались в той же среде. В результате, по свидетельству историка русской церкви А. В. Карташева, высшие классы Санкт-Петербургской семинарии в 1788 г. практически опустели .
В екатерининскую эпоху самой церковью был взят курс на углубление образования в духовных учебных заведениях. Болховитинов, будучи вначале учителем, а затем префектом и одновременно Павловским протоиереем, собрал в Воронежской семинарии богатую библиотеку, которая включала в себя сочинения энциклопедистов, современные журналы, лучшие произведения отечественной и иностранной литературы. Проявив себя умелым преподавателем, он читал, помимо перечисленных выше дисциплин, еще и церковное красноречие и французский язык, а также занимался устроением торжественных семинарских диспутов, а с 1794 г. стал исполнять обязанности ректора. Учитывая заслуги, ему назначили большое жалование: уже в самом начале службы он получал 160 руб. (среднее жалование 50-60руб.), а впоследствии - 260 и более.
Отдельно стоит сказать о так называемом болховитиновском кружке. На его состав и причины образования повлияли, в частности, нескладывающиеся отношения с учителями семинарии. Происходило это из-за того, что Болховитинов считал их людьми костными и отсталыми, а те в свою очередь недолюбливали его за насмешливость. Поэтому круг его общения составляли учителя народных училищ, местный врач и директор уездных училищ - Г. А. Петров. Члены этого кружка занимались изучением истории, этнографии, литературы и искусства. Именно этому кружку обязана своим развитием местная типография, в 1800 г. в ней была напечатана первая историко-краеведческая книга "Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии" Болховитинова. Этот труд, основанный на многочисленных архивных материалах и рукописных источниках, дал толчок изучению истории Воронежского края и по количеству исторических, статистических и географических данных долгое время оставался лучшим.
В воронежский период Болховитиновым было написано множество трудов на самые разнообразные темы, среди них: "Новая латинская азбука", "О свойствах и действии воздуха", "О трудности естественного богопознания", "Рассуждение о надобности греческого языка для богословия и об особенной пользе его для российского языка"; кроме этого, им была написана первая биография святителя Тихона Задонского и множество других работ. По-видимому, в это же время им предпринимается попытка написания "Российской истории", но работа не была закончена, вероятно, из-за недостатка источников, и в дальнейшем Болховитинов предпочитал заниматься историей отдельных краев или предметов. Судя по его письмам к друзьям, в этот период он тяготился своим одиночеством: "Право сам бы теперь женился я, когда бы только попалась хорошенькая невеста". 4 ноября 1793 г. он вступил в брак с дочерью липецкого купца Расторгуева Анной Антоновной и принял сан священника. Несмотря на довольно спокойное отношение к собственному браку ("Обо мне не думайте как о женатом, ибо я и сам иногда это забываю. Жена у меня не более четверти часа занимает в сутки" ). Скоропостижная кончина его детей и жены (в 1798-1799 гг.) произвела на него тяжелое впечатление.
По воспоминаниям графа М. Д. Бутурлина, глубокая скорбь, которой предался Болховитинов, подвигла его друзей уговорить его принять монашество. Откликнувшись на их уговоры, Болховитинов согласился переехать в Петербург и там принять монашество. 9 марта 1800г. он принял постриг под именем Евгения. Сам обряд пострижения Болховитинов воспринял равнодушно и даже скептически: "На другой день получен указ из Святейшего Синода постричь меня. Я было начал отговариваться неимением ни клобука, ни черной рясы, ни мантии. Но не тут-то было. Все нашли для меня". И другому адресату: "9 марта монахи, как пауки, в утреню опутали меня в черную рясу, мантию и клобук" .
Болховитинов еще долго тосковал по Воронежу: "Скучно, тяжко, больно мне вспоминать о Воронеже, но что же делать" , тем более, что новые должности оставляли ему мало времени для занятия наукой. Он был назначен префектом Александро-Невской духовной академии, где преподавал философию, высшее красноречие, церковную историю и богословие. Одновременно он являлся настоятелем Зеленепкого монастыря и был определен присутствующим в Санкт-Петербургскую консисторию, а в 1802г. поименован архимандритом санктпетербургской Сергиевской пустыни.
В связи со своей профессиональной деятельностью Болховитинов пишет в 1800г. по поручению главы Петербургской епархии Амвросия (Подобедова) работу, имеющую явный публицистический запал, - записку "О незаконности и неосновательности папской власти в христианской церкви". Религиозно- теократические настроения Павла I, вызванные переоценкой собственной роли в деле защиты католиков, подвергнутых гонениям в результате Французской революции и политики Наполеона, открыли двери проникновению в Россию католического влияния. Это выразилось, в частности, в принятии российским императором титула магистра Мальтийского ордена и приеме в России иезуитского ордена. Особым покровительством Павла пользовался иезуит Грубер, который активно продвигал идею воссоединения католичества и православия в духе Флорентийского Собора, что не могло не вызывать беспокойства в церковных кругах. Записка Болховитинова являлась составной частью усилий русских иерархов по противодействию этой инициативе. В связи с ее публикацией у Болховитинова возникли опасения за собственную судьбу из-за близости иезуитского представителя к императору. Но на положении Евгения и Грубера это выступление заметно не отразилось, однако иезуитский проект все же не получил поддержки императора.
В начале царствования Александра I вопросом, занимавшим не только духовенство, но и все общество, проникнутое реформаторским духом, стала реформа образования. Недостатки духовного образования и необходимость материальной поддержки духовных школ были общепризнанными со времен Екатерины. Многие исследователи указывают, что идея духовно-учебной реформы была выдвинута еще в 1803 г. именно Евгением, ему же митрополит Амвросий поручил разработать проект такой реформы. Болховитинов составил "Предначертание о преобразовании духовных училищ", где преимущественно разработал учебную и административные части проекта, в общих чертах рассматривая наиболее принципиальные моменты; оно стало первым шагом в подготовке реформы.
Евгений ратовал за сокращение роли латыни, в том числе в преподавании философии и богословия, а также за придание академическому образованию более научного, а не дидактического, характера. Академии должны были, подобно университетам, стать центрами духовных учебных округов и приобрести полномочия по надзору за духовными школами высшей и низшей ступени, а также в области духовной цензуры. В этих тезисах молодого епископа наряду с высокой оценкой роли науки отразился дух реформ, к тому времени осуществленных в светских учебных заведениях. Несмотря на то, что работа Евгения носила консервативный характер, она возбудила недовольство противников каких бы то ни было перемен, впрочем, многие выражали и сочувствие проекту. Надо сказать, что впоследствии проект Евгения попал в руки Комитета о усовершенствовании духовных училищ и уже оттуда, в весьма отличном от начального виде, перешел в действительность.
Евгений несмотря на обилие административных обязанностей не оставлял научных занятий, находя темы для работ везде. В 1802г. он близко сошелся с архиепископом Варлаамом. Из их вечерних бесед родилась одна из первых книг о Грузии - "Историческое изображение Грузии в политическом, церковном и учебном ее состоянии", долгое время служившая одним из основных источников изучения Грузии как в России, так и в Европе. В 1804г. Болховитинов был высочайше пожалован и миропомазан в чин епископа Старорусского, викария Новгородского. Там, в Новгороде, открылась еще одна сторона его деятельности, а именно работа по отысканию, спасению и сохранению рукописных материалов. В своих письмах он часто говорит о том, сколько бесценных рукописей встречал он в самых неожиданных местах: гниющими в каком-нибудь сарае или даже во дворе под открытым небом, сваленными кучей где-нибудь в подвалах или на чердаках и пр. Отыскивал он древние рукописи и в провинциальных монастырях и архивах. В частности им был найден подлинник жалованной грамоты Мстислава Владимировича Юрьеву монастырю.
К новгородскому периоду жизни Евгения относится, пожалуй, и одно из самых интересных знакомств его жизни - с Г. Р. Державиным. Знакомство состоялось около 1805г. при посредничестве графа Д. И. Хвостова и продолжалось вплоть до смерти поэта. Митрополит часто посещал Державина в его имении - Званке. Поэт посвятил Болховитинову несколько своих стихотворений, самое замечательное и обширное из них - "Евгению. Жизнь Званская". Их переписка носила не только дружеский, но и научный характер. Державин предоставил Евгению данные для его "Словаря русских писателей", а тот, в свою очередь, часто консультировал поэта по историческим вопросам.
Надо отметить, что еще в 1801 г. граф Хвостов, один из редакторов журнала "Друг просвещения", начинал заниматься собиранием материалов для словаря русских писателей и впоследствии, возможно, передал их Болховитинову, во всяком случае, в бумагах последнего находятся заметки и материалы, сделанные рукой Хвостова. В 1804г. Евгений получает предложение Хвостова участвовать в издании "Друга Просвещения", в ответе он пишет: "Предложение вашего сиятельства об участии в журнале "Друг Просвещения" приемлю я охотно и с благодарностью. Обещаюсь, если не в каждый месяц, то по крайней мере в два месяца представить вашему сиятельству по одной статье относительно Русской Литературной истории, которую я по преимуществу люблю и для которой имею уже несколько записок". Из этого письма можно сделать вывод, что Евгений начал заниматься сбором материалов раньше, чем поступило предложение графа. Об этом свидетельствует и следующее его письмо: "Жизнь Княжнина выписана из моего словаря" . В последующих письмах к Хвостову Болховитинов сформулировал принцип отбора материала: он принимал в расчет в основном уже умерших писателей, зачастую опираясь на их собственные биографии или свидетельства современников.
В ноябре того же года Болховитинов уже пишет о своем намерении издавать записки о писателях в виде словаря, печатая их в журнале в алфавитном порядке. Насколько можно судить по его письмам, словарь был еще в это время весьма "сырым". Евгений часто обращался к Хвостову и другим лицам с просьбой о предоставлении биографии того или иного лица или автобиографии. Некоторые биографии он заимствовал из "Опыта исторического словаря о российских писателях" Н.И.Новикова (1772г.), но эти статьи были кардинально им переработаны. Беспокоясь о возможных фактических ошибках, Болховитинов отдавал рукопись на предварительный просмотр Бантыш-Каменскому, тем не менее, по вине плохой корректуры, на что Евгений неоднократно указывал Хвостову в письмах, избежать многочисленных ошибок при печатании не удалось.
Это обстоятельство впоследствии повлияло на отказ Евгения печататься в журнале и решение выпустить свой труд отдельным изданием. Хвостов несколько раз обращался к нему с предложением издать словарь отдельно в типографии Московского университета, но Болховитинов отказался: "Я займусь лучше пересматриванием и поправкой моих напечатанных уже ошибок и буду со временем издавать особо свой труд" . Позже он отправил свой труд под заглавием "Словарь исторический о писателях Российских и чужестранных, с присовокуплением многих известий вообще до ученой, гражданской и церковной истории Российской относящихся" в московское Общество истории и древностей российских, но словарь так и не был издан.
В 1818 г. при поддержке графа Н. П. Румянцева издается отдельно часть Словаря только о писателях духовного чина, но этим изданием из-за отвратительной небрежности издания остались недовольны и граф, и сам Евгений. Румянцев велел даже уничтожить заглавные листы, где обычно помещался его герб, если издания были обязаны своим появлением ему. Тем не менее словарь был встречен с интересом и впоследствии несколько раз переиздавался. Кстати, контакты с Румянцевым не ограничились для Болховитинова этим досадным случаем. Позже последний принимал активное участие в так называемом румянцевском кружке, который представлял собой неофициальное объединение исследователей, зачастую фанатично увлеченных наукой, деятельность которых по большей части и финансировал Румянцев.
Надо отметить, что граф Румянцев заслуживает имя мецената русской науки. В его кружок, помимо Болховитинова, входили такие видные представители отечественной истории, как П. М. Строев, К. Ф. Калайдович и мн. др. Но несмотря на длительную и обширную переписку с Румянцевым, Евгений стоял в стороне от основных мероприятий общества (вероятно, сказалось влияние из первых неудачных контактов). Тем не менее, на протяжении многих лет Болховитинов поддерживал постоянную связь с кружком, помогая коллегам советами, снабжая их информацией, идеями, делясь с ними новыми находками и пр. Наверное, поэтому историографическая традиция неизменно называет Евгения в числе активных участников "румянцевского" кружка. К этому времени Болховитинов становится довольно известным ученым, и различные научные общества наперебой предлагают ему вступить в свои ряды. Начиная с 1805 г. он избирается почетным членом Московского университета, почетным членом Медико-хирургической академии, почетным членом петербургского Общества любителей наук, словесности и художеств, членом петербургского Общества беседы любителей русского слова, членом Общества истории и древностей российских, членом московского Общества любителей словесности и мн. др.
В 1813г., после пребывания в должности Вологодского епископа (1808 - 1813гг.), Болховитинов был переведен в Калужскую епархию. Она была сильно разорена наполеоновским нашествием, поэтому Евгению пришлось много заниматься восстановлением разоренных церквей и монастырей, налаживанием церковного управления и пр. И все же первым делом он осмотрел местную семинарию и библиотеку, где нашел много книг "наипаче... старых". Вскоре по его настоянию вводится новый устав семинарии, привлекаются учителя из Санкт-Петербурга. Обилие административных забот отвлекало его от научных трудов и, вероятно, поэтому Калужская епархия была единственной, об истории которой он ничего не написал. В остальных же епархиях, где ему приходилось жить по долгу службы, он добросовестно исследовал местные исторические памятники и издавал труды по истории этих местностей. Помимо уже упоминавшегося выше описания Воронежской губернии, сюда можно отнести описания Вологодской и Киевской епархий, описания различных монастырей, истории княжества Псковского, работы "О древностях Новгорода", "О древностях вологодских и зырянских", "Летопись древнего славянского города Изборска" и др.
Особого внимания заслуживает деятельность Болховитинова в Киевской епархии, митрополитом которой он был назначен в апреле 1822 года. Здесь он проявил и свои качества администратора и ученого. Он зорко следил за жизнью своей епархии, умел вовремя откликнуться на запросы паствы и много смог сделать для поднятия уровня образованности местного клира. Также ревностно он наблюдал за ходом образования юношества, лично участвуя в годичных испытаниях не только в семинарии, но и в киевских духовных уездных училищах. Во всех учебных заведениях, делами которых он занимался, под его непосредственным руководством и при живейшем участии, студентами были написаны серьезные работы, касающиеся общей и церковной истории и богословских проблем. Что касается киевской кафедры, то она открывала перед ним широкое поле деятельности во всех областях и частях управления и давала возможность применить свои разносторонние способности и знания. По его настоянию при киевской духовной академии была открыта Конференция - своего рода ученое сообщество, занимавшееся научно-литературной деятельностью, ее председателем стал Евгений. Для поощрения воспитанников академии к научной деятельности им была учреждена стипендия за лучшие письменные работы по русской истории.
Киевские древности, естественно, не могли остаться без внимания митрополита. Евгений стал подлинным организатором и руководителем раскопок Десятинной церкви, по остаткам ее фундамента им был восстановлен первоначальный план здания. Знаменитому Софийскому Собору посвящена его работа "Описание Киево-Софийского Собора и Киевской иерархии с присовокуплением разных грамот и выписок, объясняющих оное, также планов и фасадов Константинопольской и Киевской Софийской церквей и Ярославова надгробия". Из других работ по истории епархии стоит отметить "Историю Киево-Печерской Лавры и ее описание", дополнение к этому труду "Киевский месяцеслов, с присовокуплением разных статей к российской истории и Киевской иерархии относящихся", а также "О древностях, найденных в Киеве в 1824 году".
Одновременно с назначением митрополитом Болховитинов был также назначен и членом Святейшего Синода, принимал участие в церковной и политической жизни. В частности, он непосредственно участвовал в декабрьских событиях 1825 года. Вместе с митрополитом петербургским Серафимом он выходил на площадь к мятежникам с призывами отступить, но усилия иерархов не увенчались успехом. Болховитинов резко высказывался в своих проповедях против взглядов декабристов, нападая в частности на их суждения о равенстве: "В самом неодушевленном царстве вещественного мира в одной вещи пред другой положено какое-нибудь преимущество самим Богом. Отсюда ж и почему могло бы произойти равенство в человеках, кои между собой кажется разнообразней всех существ?". По мнению Болховитинова, равенство "не только противно Божьему предопределению, но самому здравому разуму, самой истинной правоте и пользе человеков. Ибо, во-первых, как можно благоразумно правосудию сравнить человекоубийцу с покровителем человечества, невежду с мудрым, тунеядца с заслужившим, приобретшего праведно имение с награбившим оное, честного с бесчестным, нечестивца с благочестивым?" .
Несмотря на столь консервативные, на первый взгляд, убеждения, для мировоззрения Евгения были присущи нестандартность суждений по многим проблемам, отсутствие стереотипов. "Отцы церкви нам в физике не учителя", - говорил он. Возможно, поэтому и его не обошел карающий меч цензуры. Когда Евгений в 1813-1815гг. издавал выполненный по его инициативе перевод "Каталога" Селлия, цензор усмотрел в этой книге неблаговидные суждения о православной церкви и потребовал убрать их. Знакомство с нравами цензуры не оставили Болховитинова равнодушным, и он неоднократно выступал в защиту других ее жертв.
Свой жизненный путь Болховитинов закончил на посту митрополита Киевского и Галицкого в 1837 году. В опубликованных некрологах отмечалась его неустанная деятельность на пользу как церкви, так и науки. Везде, где бы он ни появлялся, он спешил привести в порядок местные архивы, отыскать и опубликовать не известные ранее исторические материалы. Собиранием и первичной обработкой материалов Евгений внес огромный вклад в развитие исторической науки, подготавливая основу для следующих за ним поколений ученых. Многие его собственные труды внесли значительный вклад в науку. Его словари положили прочное начало изучению истории литературы. Помимо этого, он оставил заметный след в таких отраслях науки, как всеобщая и церковная история, археология, филология, философия, география и даже медицина и физика.
Согласно завещанию Евгения Болховитинова, тело его было погребено в Сретенском пределе Киевского Софийского Собора.

Примечания

1. ПОЛЕТАЕВ Н. И. Разработка русской исторической науки в первой половине XIX столетия. СПб. 1892, с. 1.
2. КАРТАШОВ А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. М. 1992, с. 540.
3. Письма к Селивановскому С. И. от 3 августа и 22 декабря 1793г.- Библиографические записки, 1859, N 3, стб. 69, 71.
4. Записки графа Михаила Дмитриевича Бутурлина. - Русский архив, 1897, N 2-3, с. 235; Письмо к Македонцу В. И. от 15 марта 1800 г. - Там же, 1870, стб. 771; письмо к Петрову Г. А. от 12 марта 1800 г. - Там же, 1873, стб. 389.
5. Письмо к Македонцу В. И. от 17 февраля 1800 г. - Там же, 1870, стб. 769.
6. Письма к Хвостову Д. И. от 17 февраля и 9 марта 1804г. В кн.: Сборник статей, читанных в Отделении русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. V. Вып. 1. СПб. 1868, с. 97-98.
7. БЫЧКОВ Р. Ф. О словарях русских писателей митрополита Евгения. Там же, с. 221; Письмо к Хвостову Д. И. от 19 апреля 1805 г. Там же, с. 118, 137.
8. Собрание поучительных слов. Киев. 1834, ч. 4, с. 21.