Кришна Джанмаштами - День явления Кришны - это знаменательный ведический праздник, который отмечается очень широко в Индии и является всенародным, несмотря на вероисповедание. Кришна, являясь восьмым воплощения бога Вишну, представляет абсолютное значение жизни, которое находится в основе мироздания за пределами всего.

Датой рождения Кришны принято считать 19 июля 3228 года до н. э. По преданию Кришна появился на свет в полночь восьмого дня месяца Шраван (июль-август), когда Чандра (Луна) была убывающей. Когда настало время Его рождения, все планеты заняли самое благоприятное положение. В этот момент повсюду установилась благоприятная атмосфера мира и процветания. В небе видны были благоприятные знаки, а на земле воцарилось счастье.

Кришна родился в царской семье в Матхуре, и был восьмым сыном принцессы Деваки, и её мужа Васудевы. В то время Матхура была столицей союзнических кланов Вришни, Андхака, и Бходжа, которые были известны под общим именем Ядавов и носили это имя в честь своего предка Яду.

Васудева и Деваки принадлежали к этим кланам. Брат Деваки, царь Камса, для того чтобы взойти на престол заключил в тюрьму своего отца, царя Уграсену. Опасаясь за свою жизнь из-за пророчества, в котором Камсе было предсказано, что он погибнет от руки восьмого сына Деваки, он бросил супружескую чету в тюрьму, намереваясь убивать всех новорожденных детей Деваки.

После убийства первых шести малышей, и седьмого мнимого выкидыша, у Деваки родился восьмой ребёнок Кришна. Так как жизни младенца угрожала опасность, его чудесным образом перенесли за пределы Матхуры и отдали на воспитание приёмным родителям Яшоде и Нанде в маленькой деревне Гокула. Двое других младенцев Деваки также выжили, - Баларама (седьмой ребёнок Деваки, который мистическим образом перешёл из чрева Деваки в чрево Рохини, первой жены Васудевы), и Субхадра (дочь Васудевы и Рохини, которая родилась уже после Баларамы и Кришны).

Место рождения Кришны в Матхуре является местом паломничества для индусов и называется Кришна-джанма-бхуми. Там расположен храмовый комплекс, воздвигнутый в честь этого события.

Кришна, хотя и является источником материального творения, Он никогда не соприкасается с материей и является в своем изначальном духовном теле, состоящем из вечности, знания и блаженства.

В буквальном переводе с санскрита слово кришна означает «чёрный», «тёмный» или «тёмно-синий». В «Брахма-самхите» цвет кожи Кришны описывается как «имеющий оттенок голубых облаков». Сравнение облака и Кришны по признаку цвета является традиционным для индийской поэзии. Основное значение имени Кришны - «всепривлекающий». Согласно Шанкаре, Кришна - это 57-е имя Вишну, которое означает «естество знания и блаженства».

Кришна также известен под другими именами, которые отражают различные его качества и атрибуты. Говинда и Гопала являются одними из наиболее распространённых имён, указывающих на образ Кришны как пастуха коров. Другие имена Кришны - Джаганнатха, Васудева, Кешава, Санкаршана, Прадьюмна, Анируддха.

Жизнь, деяния и учение Кришны описываются в таких священных писаниях, как Пураны («Бхагавата-пурана» и «Вишну-пурана»), «Харивамша» и «Махабхарата». В этих текстах Кришна предстаёт в различных образах: очаровательного и игривого Бога-ребёнка, весёлого и беззаботного мальчика-пастушка коров, идеального возлюбленного, божественного героя-воина и верховного божества.

Детство и юность

Нанда был главой общины пастухов коров, проживавших в районе Вриндавана. В историях о детстве и юности Кришны описывается его жизнь под защитой этих пастухов. Когда Камса узнал, что младенцу удалось вырваться из его рук, он начал посылать различных демонов (таких как Агхасура), с заданием уничтожить Кришну.

Все эти демоны погибли от рук Кришны и его брата Баларамы. Многие самые популярные истории Кришны связаны с этим периодом его жизни, такие как поднятие холма Говардханы и его игры с Радхой и другими деревенскими пастушками гопи. Истории любовных игр Кришны с гопи, известные как раса-лила, позднее были описаны в поэме «Гита-Говинда» авторства Джаядевы.

Кришна как принц

Когда Кришна подрос, он возвратился в Матхуру, убил своего демонического дядю Камсу и восстановил на престоле династии Яду отца Камсы Уграсену. Сам Кришна стал главным принцем при дворе. В это же время он подружился с Арджуной и другими принцами Пандавами царства Куру, которые были его двоюродными братьями.

Позднее, Кришна переселился с династией Яду и своими подданными в город Двараку (в современном Гуджарате) и женился на Рукмини, дочери царя Бхишмаки из Видарбхи.

Согласно некоторым писаниям, у Кришны было 16 108 жён, из которых восемь были главными — в их число входили Рукмини, Сатьябхама и Джамбавати. Остальные 16 100 девушек, были прежде в плену у демонического царя Наракасуры, пока Кришна не убил его и не освободил их всех.

В согласии со строгими обычаями того времени, девушки, побывав в плену, не имели никаких шансов выйти замуж, так как считались падшими, но Кришна несмотря на это, взял их себе в жёны и сделал их принцессами. Все жёны Кришны считаются воплощениями Лакшми.

Кришна приходился двоюродным братом обеим сторонам в войне - Пандавам и Кауравам. Кришна предложил предводителям каждой из сторон выбрать или свою армию, или самого себя. Кауравы выбрали для себя армию Кришны, а сам Кришна встал на сторону Пандавов и в предстоящей великой битве согласился быть возницей колесницы своего друга принца Арджуны.

«Бхагавад-гита» представляет собой философский диалог между Кришной и Арджуной перед началом битвы на Курукшетре, в котором Кришна даёт наставления Арджуне, который не мог решиться поднять оружие против родичей.

Поздний период жизни

После битвы на Курукшетре, в течение 36 лет Кришна жил в Двараке. Затем, в ходе одного празднества, между Ядавами развязалась битва, в которой они полностью уничтожили друг друга. После этого старший брат Кришны, Баларама, оставил своё тело в йогическом трансе. Кришна удалился в лес и сел медитировать под сенью дерева. Проходивший мимо охотник, увидев сквозь листву часть стопы Кришны, принял его за оленя и смертельно ранил его стрелой.

В согласии с «Махабхаратой», Кришна погиб из-за проклятия матери Кауравов Гандхари. Она очень сильно огорчилась и разгневалась после смерти своих сыновей на поле битвы Курукшетра и прокляла Кришну за то, что тот не приложил достаточно усилий для того, чтобы остановить войну. После того как Кришна узнал об этом проклятии, он просто улыбнулся и принял его, заявив, что его долгом было сражаться на праведной стороне, а не предотвращать войну.

Празднование Кришна-Джанмаштами

Кришна-Джанмаштами в Индии празднуют все - и индусы, и мусульмане, и даже атеисты. И потому, естественно, существует множество разных традиций проведения этого праздника.

В Южной Индии Джанмаштами - это большей частью семейный праздник, на который собираются все родственники, что-то вроде Рождества в западных странах. С раннего утра мурти Кришны омывают, кладут в колыбель и проводят Ему церемонию поклонения.

На севере Индостана явление Кришны празднуется несколько иначе: здесь Джанмаштами - это шумное, яркое действо, напоминающее карнавал. Веселье может продолжаться по нескольку дней. С особым почтением Джанмаштами празднуется в Матхуре и Вриндаване, где, по преданию, проходило детство Кришны. В эти дни Кришне воздаются почести как Богу танца, а потому основной элемент этого праздника - театрализованные сцены «Раса-лила», во время которых возрождаются в памяти танцы юного Кришны с юными пастушками (гопи) при лунном свете. «Раса-лилы» воскрешают перед глазами зрителей веселые проказы любимого Бога-пастуха, победившего злобного демона.

А вот в Махараштре (в центральной и одновременно западной части Индии) популярен обычай «дахи-ханди», инсценирующий шалости маленького Кришны. Высоко к потолку на веревках подвешивают глиняные горшки с йогуртом (дахи-ханди) и под радостное пение «Говинда, Говинда» (имя Кришны, означающее «доставляющий радость коровам»), малыши сооружают под горшками «пирамиду», чтобы легче добраться до йогурта (так его любит воровать маленький Кришна).

Глава главного храма Удупи Кришна-матха соблюдает в этот день полный пост, а ночью, когда восходит луна, совершает омовение и проводит Шри Кришне особую пуджу, в ходе которой Господу предлагаются разнообразные сладости. На следующий день, после особой утренней пуджи, собравшимся гостям раздают угощение.

А в полдень проводят шествие - глиняное мурти Господа Кришны помещают на золотую колесницу в золотых украшениях и везут по роскошно украшенной по такому случаю центральной площади Удупи. На площади возводят многочисленные арки, туда приносят и разбивают глиняные горшки с подкрашенной водой, сладостями и йогуртом. Актеры устраивают пантомимы, рядятся в карнавальные костюмы и маски и смешат публику.

После карнавала местные брахманы устраивают праздник для себя. Они устраивают различные состязания, поливают друг друга цветной водой, а затем купаются. По окончании праздника глиняное мурти Кришны опускают в озеро Мадхвы, а всем собравшимся раздают ладду, лакомство из гороховой муки и сахара.

В это время на улице царит веселье - женщины в разноцветных сари, мужчины в лучших одеждах обходят храм и поют хором. Мимо дефилирует роскошный парад колесниц, слонов, верблюдов и... джипов. Церемониймейстеры несут на головах канделябры, а оркестры играют бравурные марши.

Рождение Кришны - событие уникальное. Это - праздник души, вечно свободной, любящей и счастливой.

«Душа не рождается и не умирает - ни в прошлом, ни в настоящем и ни в будущем. Она вечна и неизменна; она древнее всего сущего. Душа не гибнет с гибелью тела». (Бхагавад-гита 2.20)

По случаю прекрасного празднования Шри Джанмаштами, явления Кришны в этом мире, я прочту из Вишну сахасра-намы, которая описывает качества, деяния, славу, атрибуты, благодаря которым Вишну известен как Верховная Личность Бога. В конце концов мы празднуем день рождения Кришны, потому что Он - Верховная Личность Бога.

Есть миллионы, миллиарды разных живых существ, которые рождаются каждое мгновение, умирают каждое мгновение. Так зачем праздновать день явления Кришны? Особенно с точки зрения нашего очень ограниченного времени, это же было очень-очень давно. Хотя с точки зрения вечного времени нет такого понятия как давным-давно. Так зачем это праздновать? Ну потому что Он - Бог. А что делает Его Богом? Каждый может сказать: «Я - Бог». И на самом деле есть много людей, которые ходят и говорят, что они Бог, и позволяют другим говорить, что они Бог. Но у них нет качеств, которые делают их Верховным Господом.

Эти качества обобщены в стихе, который часто цитирует Шрила Прабхупада, где дается определение Бхагавана:

айшварьясья самаграсья вирьясья яшаса шрия
гьяна-вайрагьяйош чайва шаннабхагаитингана
(Бхагавата-сандарбха 46.10)

Того, кто во всей полноте обладает достояниями: богатством, силой, славой, знанием, красотой и отречением, называют Бхагаваном. Шрила Прабхупада использовал этот термин - Верховная Личность Бога. Он обладает бесконечными качествами. И некоторые из них упомянуты в именах, которые приводятся здесь, в Шри Вишну сахасра-наме.

Итак, мы празднуем день рождения Кришны, потому что Он - Бог. Разве это не так? Но во Вриндаване они празднуют, потому что Он - сын Нанды Махараджа. У Нанды Махараджи родился сын спустя долгое время. Он не считал Его Богом, и они никогда не думали, что Он - Бог. Даже когда было очевидно, когда были все доказательства, свидетельствующие о том, что Он - Бог. Это еще одно доказательство того, что Он - Верховный Господь. Оно состоит в том, что Он показывает это тем, кто хочет видеть Его как Верховного Господа и Он скрывает это. Он скрывает тот факт, что Он Верховный Господь от тех, кто не хотят это видеть - это относится к самым худшим негодяям и к обычным негодяям. Он скрывает это от них. И также Он скрывает это от величайших преданных. С нашей точки зрения, мы должны признавать Его как Верховного Господа и тогда мы можем развиваться дальше.

Как Кришна Сам говорит в Бхагавад-гите (10.8):

ахам сарвасйа прабхаво
маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам
будха бхава-саманвитах

«Все исходит из Меня». И затем Он снова говорит, чтобы уже не оставить сомнений: «ити матва» - «понимая это, признавая это, они поклоняются Мне». Кто они? Разумные люди, бхава-саманвитах, будха бхава-саманвитах, охваченные чувствами по отношению к Кришне.

Итак, я продолжу комментировать Вишну сахасра-наму, имя 365-е - Викшарах. «Кшара» значит «конец», в санскритском алфавите это слово начинается с «а» и заканчивается «кша». Звук «кша» называется «кшара». Так что «акшара», «викшара» означает - «нет конца», то есть Он никогда не увядает, никогда не кончается. Итак, Кришна никогда не увядает, не уменьшается, не убывает, как обычно говорят про Луну. Она постепенно убывает, сейчас Луна как раз посередине этой стадии убывания.

Кришна явился как раз в темную половину месяца, убывающую. Он явился на убывающей луне, Он явился в династии Луны, и Луна была счастлива, она светилась во всей своей славе. Он никогда не увядает, Он никогда не уменьшается, не стареет. Есть много могущественных людей, в этом мире люди очень заинтересованы во власти, могуществе, доминировании над другими. Они в основном думают, что Бог очень могущественен. Хотя это также понимание Кришны, но среди гаудия-вайшнавов Его власть, могущество не подчеркивается. Среди гаудия-вайшнавов и также среди других, последователей пушти-марга (течение в индуизме, основанное ачарьей Валлабхой, одна из ветвей бхакти - ред.), подчеркивается именно сладость Кришны.

Итак, мы подчеркиваем больше сладость, красоту, очарование, игры. Тех, кого больше интересует власть, могущество, видят в Нем могущественного, величайшего. Но их могущество ограничено и пространством, и временем. Самый могущественный человек XX столетия, похоже, был Адольф Гитлер, но его власть не была полноценной, он не завоевал все места, он даже Германию полностью не контролировал. Были заговоры, чтобы его убить, и, конечно же, он потом погиб.

Но Кришна всегда полностью контролирует все, и Его сила никогда не убывает, и, помимо этого, Его красота никогда не убывает. Тот, кто является очень красивым, должен знать, что так или иначе его красота ограничивается лишь кожей, и это долго не продлится. Это трагедия юности: прекрасной женщине суждено увидеть, как увядает ее красота, как потихоньку она уходит. Это такой разбивающий сердце процесс, сначала она морщинку на лице замечает, она растет, затем еще морщины возникают. Сколько бы крема, пудры и витамина А она ни наносила, постепенно эти морщины появляются, и красота уходит.

Но с Кришной такого никогда не происходит, Он никогда не стареет, хотя Микеланджело и изобразил Бога в Сикстинской капелле очень старым, потому что Он - наистарейший. Это просто показывает, что несмотря на то, что Микеланджело и окружавших его современников считали гениями, великими умами, которые сформировали западную цивилизацию, они сформировали ее на основе разных неверных представлений. Например: «Бог старый, и значит Он должен выглядеть старым, у Него должна быть длинная борода». Но Кришна адвайтам ачьютам анадим ананта-рупам адьям пурана-пурушам нава-яванам ча (Брахма-самхита, 33).

Кришна - единственная личность, непогрешимая, анади, и у Него нет источника. Он предстает во всевозможных, бесконечных формах. Он источник, Он начало, Он - наидревнейшая личность, но тем не менее Он всегда выглядит юношей, потому что Он не во власти времени, Его красота никогда не увядает, Его слава, Его величие никогда не увядают, Он всегда Верховный.

Даже если Он выставляет себя меньше, чем Верховный, становясь дорогим ребенком мамы Яшоды, Он при этом всегда Верховный, у Него нет конкурентов, не существует опасности, что Его сбросят с Его положения. В отличие от мерзких правителей, Он никогда не боится, что Его подчиненные объединятся против Него, займут Его положение, устранят Его. Об этом не может быть и речи. Его сладость никогда не увядает, на самом деле она не только не убывает, она всегда прибывает. Как Луна прибывает, возрастает слава Кришны. Его слава, красота, сила, знание, сладость, игры, Его спутники и все остальное бесконечно. Его милость, Его доброта также всегда увеличиваются.

Бхакти Викаша Свами, фрагмент лекции «Викшарах, Рохитах, Маргах, Хетух, Дамодарах, Сахах»

#статьи_bvks

Мы празднуем день рождения Кришны, потому что Он - Верховная Личность Бога – Статьи – Бхакти Викаша

Когда религия на земле приходит в упадок и воцаряется безбожие,
Я нисхожу Сам, о потомок Бхараты.
Чтобы освободить праведников и покарать негодяев,
Я Сам являюсь на Землю эпоха за эпохой.

Господь Кришна Арджуне

Господь Кришна явился на нашей планете, но не следует думать, что Он родился так же, как рождаемся мы. Существует 8 400 000 видов жизни, и пока мы существуем в материальном мире, мы перерождаемся из одного вида в другой вновь и вновь, получая различные тела. Рождение Кришны иное: он приходит в Своём изначальном духовоном теле. Поэтому Кришна говорит, что рождение Его следует воспринимать не как обычное, а как особое явление.
Датой рождения Кришны принято считать 19 июля 3228 года до н. э. По преданию Кришна появился на свет в полночь восьмого дня месяца Шраван (июль-август), когда Чандра (Луна) была убывающей. Когда настало время Его рождения, все планеты заняли самое благоприятное положение. В этот момент повсюду установилась благоприятная атмосфера мира и процветания. В небе видны были благоприятные знаки, а на земле воцарилось счастье.
Кришна родился в царской семье в Матхуре, и был восьмым сыном принцессы Деваки, и её мужа Васудевы. В то время Матхура была столицей союзнических кланов Вришни, Андхака, и Бходжа, которые были известны под общим именем Ядавов и носили это имя в честь своего предка Яду.
Васудева и Деваки принадлежали к этим кланам. Брат Деваки, царь Камса, для того чтобы взойти на престол заключил в тюрьму своего отца, царя Уграсену. Опасаясь за свою жизнь из-за пророчества, в котором Камсе было предсказано, что он погибнет от руки восьмого сына Деваки, он бросил супружескую чету в тюрьму, намереваясь убивать всех новорожденных детей Деваки.

После убийства первых шести малышей, и седьмого мнимого выкидыша, у Деваки родился восьмой ребёнок Кришна. Так как жизни младенца угрожала опасность, его чудесным образом перенесли за пределы Матхуры и отдали на воспитание приёмным родителям Яшоде и Нанде в маленькой деревне Гокула. Двое других младенцев Деваки также выжили, – Баларама (седьмой ребёнок Деваки, который мистическим образом перешёл из чрева Деваки в чрево Рохини, первой жены Васудевы), и Субхадра (дочь Васудевы и Рохини, которая родилась уже после Баларамы и Кришны).
Нанда был главой общины пастухов коров, проживавших в районе Вриндавана. В историях о детстве и юности Кришны описывается его жизнь под защитой этих пастухов. Когда Камса узнал, что младенцу удалось вырваться из его рук, он начал посылать различных демонов (таких как Агхасура), с заданием уничтожить Кришну.

Все эти демоны погибли от рук Кришны и его брата Баларамы. Многие самые популярные истории Кришны связаны с этим периодом его жизни, такие как поднятие холма Говардханы и его игры с Радхой и другими деревенскими пастушками гопи. Истории любовных игр Кришны с гопи, известные как раса-лила, позднее были описаны в поэме «Гита-Говинда» авторства Джаядевы.
Когда Кришна подрос, он возвратился в Матхуру, убил своего демонического дядю Камсу и восстановил на престоле династии Яду отца Камсы Уграсену. Сам Кришна стал главным принцем при дворе. В это же время он подружился с Арджуной и другими принцами Пандавами царства Куру, которые были его двоюродными братьями.
Позднее, Кришна переселился с династией Яду и своими подданными в город Двараку (в современном Гуджарате) и женился на Рукмини, дочери царя Бхишмаки из Видарбхи.

Ведические писания утверждают, что Шри Кришна — Верховная личностью Бога, первопричина всех причин. В переводе с санскрита Кришна означает «Всепривлекающий». Кришна, хотя и является источником материального творения, Он никогда не соприкасается с материей и является в своем изначальном духовном теле, состоящем из вечности, знания и блаженства.
Кришна нисходит в материальный мир в самые сложные времена, когда в жизни людей воцаряется хаос, неправедность, леность, жестокость и безбожие. Согласно упоминаниям великого Ведического мудреца и величайшего из историков древности Вьясадевы, такие времена и настали 5000 лет назад. В то время в семьях правителей преобладала неправедность и бесчестие. Именно поэтому Господь Шри Кришна и явился, чтобы напомнить человечеству об истинных ценностях и дать знание о праведном гармоничном образе жизни.
Это тайное знание было поведано Кришной своему лучшему другу – Арджуне. И каждому из нас очень повезло, поскольку эта беседа была записана Шрила Вьясадевой и названа «Бхагавад-гитой».
В переводе с санскрита «Бхагавад-гита» означает «Божественная песнь». Изучив «Бхагавад-гиту» мы сможем обрести самое важное знание в жизни: ведь с друзьями делятся только лишь самым лучшим и важным. А в этой книге сам Господь открывает тайны вечности и блаженства своему лучшему другу, который оказался в плену относительных аспектов жизни.

Кришна-Джанмаштами в Индии празднуют все – и индусы, и мусульмане, и даже атеисты. И потому, естественно, существует множество разных традиций проведения этого праздника.
В Джанмаштами принято поститься до полуночи, а в назначенный час раздавать угощение из 108 блюд (108 — сакральное число в индуизме). Из лакомств наибольшей популярностью пользуются обжаренные на сливочном масле лепешки, тушеные овощи с пряностями и обжаренным сыром, фруктовые салаты, рис в сладком молоке с камфарой, шарики из творога и медового сиропа и другие деликатесы, малознакомые жителям полночных стран.
День явления Кришны - Джанмаштами нередко называют «индийский Новый год», так как в Индии его любят так же, как на Западе любят Рождество. Повсюду устраиваются разные церемонии под громкие песнопения и молитвы. Статую Кришны брахманы омывают ключевой водой, йогуртом, молоком, фруктовыми соками и медом. С раннего утра и до поздней ночи в Джанмаштами принято славить Бога, воспевая Его имена, говорить или просто помнить о Нем.
В Джайпуре (Раджастхан, Индия) по улицам этого «розового города» проходят торжественные шествия сотен тысяч людей. Здесь Кришне поклоняются с пышностью и помпезностью.
А вот в Махараштре (в центральной и одновременно западной части Индии) популярен обычай «дахи-ханди», инсценирующий шалости маленького Кришны. Высоко к потолку на веревках подвешивают глиняные горшки с йогуртом (дахи-ханди) и под радостное пение «Говинда, Говинда» (имя Кришны, означающее «доставляющий радость коровам»), малыши сооружают под горшками «пирамиду», чтобы легче добраться до йогурта (так его любит воровать маленький Кришна).
Все индусы в этот праздничный день надевают лучшие наряды и украшения, расписывают тела и выходят на улицы, чтобы целый день петь, танцевать, зажигать благовония и славить рождение Кришны. Люди поют гимны, возжигают арти и дуют в раковины, качая колыбель Кришны. По традиции родных, близких и друзей угощайте конфетами или сладостями.

Шри Кришна Джанмаштами, День явления Кришны - представляет собой знаменательный ведический праздник, который широко отмечается в Индии и других странах, где чтут ведические традиции или существуют индусские общины. Представляем вашему вниманию подборку фотографий, сделанных 2 сентября во время празднования Джанмаштами 2010 и историю этого религиозного праздника.

(Всего 24 фото)

1) Кришна является одним из воплощений индуистского бога Вишну и сочетает в себе беззаботное озорство и всемогущество.

2) Согласно ведическому знанию Кришна, хотя и является источником материального творения, очён никогда не соприкасается с материей и является в своем изначальном духовном теле, состоящем из вечности, знания и блаженства.

3) Ежегодно празднества проходят в районах Матхура и Вриндаван, где, согласно преданию, родился и вырос Кришна.

4) Считается, что Кришна родился пять тысяч лет тому назад в Аштами (8-й лунный день), когда Луна была убывающей. В этом году празднества запланированы на второе сентября.

5) Согласно Ведам, когда настало время явления Кришны, все планеты заняли самое благоприятное положение. В этот момент повсюду установилась благоприятная атмосфера мира и процветания, а в небе были видны благоприятные знаки, а на земле людей воцарилось счастье.

6) Кришна родился в полночь, поэтому подготовка к празднику обычно начинается еще накануне, так как в этот день принято, чтобы женщины как можно меньше времени проводили на кухне и больше занимались с детьми.

7) По сути Кришна является богом песни и танца, что и легло в основу праздника. Он отмечается всенародными гуляньями и танцами, изображающими танцы самого юного Кришны с пастушками при лунном свете.

8) Дети в День Рождения Кришны окрашивают лица в синий цвет и одеваются как Кришна.

10) Кришна-Джанмаштами в Индии празднуют все – и индусы, и мусульмане, и даже атеисты. И потому, естественно, существует множество разных традиций проведения этого праздника.

11) В Южной Индии Джанмаштами – это большей частью семейный праздник, на который собираются все родственники, что вроде Рождества в западных странах.

12) С раннего утра мурти (Божество, скульптурное изображение) Кришны омывают, кладут в колыбель и проводят Ему церемонию поклонения.

13) На севере Индостана явление Кришны празднуется несколько иначе: здесь Джанмаштами - это шумное, яркое действо, напоминающее карнавал.

14) Веселье может продолжаться по нескольку дней. Повсюду звучат песни и стихи, прославляющие Кришну, устраиваются театральные постановки об играх Кришны и Его вечной спутницы Шримати Радхарани.

15) А вот в Махараштре (в центральной и одновременно западной части Индии) популярен обычай «дахи-ханди», инсценирующий шалости маленького Кришны. Высоко к потолку на веревках подвешивают глиняные горшки с йогуртом (дахи-ханди) и под радостное пение «Говинда, Говинда» (имя Кришны, означающее "доставляющий радость коровам", малыши сооружают под горшками "пирамиду", чтобы легче добраться до йогурта (так его любит воровать маленький Кришна).

16) В Удупи, Джанмаштами тоже отмечается с большой пышностью.

17) . Глава главного храма Удупи Кришна-матха соблюдает в этот день полный пост, а ночью, когда восходит луна, совершает омовение и проводит Шри Кришне особую , в ходе которой Господу предлагаются разнообразные сладости.

18) На следующий день, после особой утренней пуджи, собравшимся гостям раздают угощение. А в полдень проводят шествие – глиняное мурти Господа Кришны помещают на золотую колесницу в золотых украшениях и везут по роскошно украшенной по такому случаю центральной площади Удупи.

19) На площади возводят многочисленные арки, туда приносят и разбивают глиняные горшки с подкрашенной водой, сладостями и йогуртом.

20) Актеры устраивают пантомимы, рядятся в карнавальные костюмы и маски и смешат публику.

21) После карнавала местные брахманы устраивают праздник для себя. Они устраивают различные состязания, поливают друг друга цветной водой, а затем купаются.

22) По окончании праздника глиняное мурти (изображение) Кришны опускают в озеро Мадхвы, а всем собравшимся раздают ладду, лакомство из гороховой муки и сахара.

23) В это время на улице царит веселье – женщины в разноцветных сари, мужчины в лучших одеждах обходят храм и поют хором.

24) Мимо дефилирует роскошный парад колесниц, слонов, верблюдов и... джипов. Церемониймейстеры несут на головах канделябры, а оркестры играют бравурные марши.

ВСЕМИРНЫЙ ПРАЗДНИК ДЖАНМАШТАМИ

Шри Кришна Джанмаштами, День явления Кришны - представляет собой знаменательный ведический праздник, который широко отмечается в Индии и других странах мира, где чтут ведические традиции.

Дата праздника плавающая и каждый год вычисляется по лунному календарю, чтобы миллиарды людей смогли отметить Джанмаштами и так обрести новую надежду. По Грегорианскому календарю Джанмаштами приходится на август-сентябрь месяц. «Джанма» на санскрите означает «рождение», «аштами» - «восьмой день».

БОЖЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

«Когда религия на земле приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я нисхожу Сам, о потомок Бхараты. Чтобы освободить праведников и покарать негодяев, Я Сам являюсь на Землю эпоха за эпохой.» (Господь Кришна Арджуне, «Бхагавад-гита», гл. 4, текст 7-8.)

Свыше пяти тысяч лет назад, в день, когда все самые важные планеты заняли наиболее благоприятное положение и повсюду - на востоке, на западе, на юге и на севере - установилась атмосфера мира и процветания, в Матхуре (город приблизительно в нескольких часах езды от нынешней столицы Индии Нью-Дели) родился младенец. «В небе были видны удачные сочетания звезд, а на земле - во всех городах и деревнях, на пастбищах и в мыслях людей - воцарилось счастье», - рассказывается в «Шримад-Бхагаватам», одной из самых древних священных книг мира. С тех пор звездочёты каждый год вычисляют эту дату по лунному календарю, чтобы миллиарды людей смогли отметить Джанмаштами и так обрести новую надежду.

Предание гласит, что 5 тысяч лет назад жестокий царь Камса заточил в тюрьму свою сестру Деваки и её мужа по имени Васудева. В свое время некий голос с неба предупредил Камсу, что восьмой ребенок Деваки станет причиной его смерти. Вот почему Камса бросил Деваки и Васудеву в темницу. Царь внял небесному голосу и решил убивать всех младенцев Деваки сразу при рождении. Однако отец мальчика сумел вынести маленького Кришну, восьмого ребенка, из дворца.

Все обитатели дворца погрузились в сон, а река Ямуна на миг остановила свой бурный поток, чтобы пропустить Васудеву с божественным ребенком на другой берег. Васудева принес сына в Гокулу, в дом своего дорогого друга Нанды Махараджи, жена которого, Яшода-Деви, только что родила прелестную девочку. Оставив своего сына и забрав девочку, Васудева вернулся в тюрьму, и никто не заметил его отсутствия. Камса узнал, что младенец, которого он так боялся, уже родился и играет где-то неподалеку, и постоянно посылал своих друзей-демонов убить Кришну, но безуспешно. Все эти демоны олицетворяют различные пороки: лицемерие, злобу, зависть, гордыню, - и любой, кто читает или слушает о событиях той далекой эпохи, очищает свое сердце от этих извечных врагов души.

КАК ВЫГЛЯДИТ ГОСПОДЬ, ПРЕБЫВАЮЩИЙ В СЕРДЦЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ?

«Знай же, что всё чудесное, прекрасное и величественное в этом мире - лишь крошечная искра Моего великолепия» / Бхагавад-гита, 10.41

В «Шримад-Бхагаватам» (1.12.8-9) описано, каким Господа увидел Махараджа Парикшит: «Ростом Он (Господь) был всего лишь с большой палец, однако был полностью трансцендентен. Прекрасное темное тело непогрешимого Господа покрывали желтые одежды цвета молнии, а Его шлем сиял золотом. Таким Его увидел ребенок. Господь был прекрасен: у Него было четыре руки, серьги цвета расплавленного золота, а глаза Его были кроваво-красными от гнева. Он двигался, и Его палица, подобно метеору, непрерывно вращалась вокруг Него».

В «Шримад-Бхагаватам» (2.2.8-12) Шукадева Госвами описывает форму Господа: «Другие сосредоточивают свой ум на находящейся в области сердца Личности Бога величиной не более пяди. В четырех руках Он держит лотос, колесо от колесницы, раковину и палицу. Его уста выражают радость, продолговатые глаза по форме напоминают лепестки лотоса, желтоватые, как шафран цветка кадамбы, одежды украшены драгоценными камнями. Все Его украшения сделаны из золота и усыпаны самоцветами. На Нем сверкающий головной убор, а в ушах – серьги. Его лотосные стопы покоятся в центре лотосоподобных сердец великих мистиков. На груди у Него драгоценный камень каустубха с изображением прекрасного теленка, а на плечах – других драгоценные камни. Весь Его торс украшен гирляндами из свежих цветов. На Его талии искусно расшитый пояс, а на пальцах перстни с драгоценными камнями. Его запястья, браслеты на ногах, умащенные ароматическими маслами волосы с синеватым отливом и прекрасное улыбающееся лицо радуют глаз. Великодушие Господа, проявленное в Его играх, взгляд Его лучистых глаз и озаренное улыбкой лицо свидетельствуют о Его безграничной милости. Поэтому все время, пока человек способен удерживать свой ум в медитации на Господа, он должен сосредоточивать внимание на этом трансцендентном образе Господа».



ПОЧЕМУ КРИШНА НИСХОДИТ В ЭТОТ МИР

Ведические писания утверждают, что Шри Кришна - Верховная личностью Бога, первопричина всех причин. В переводе с санскрита Кришна означает «Всепривлекающий». Кришна, хотя и является источником материального творения, Он никогда не соприкасается с материей и является в своем изначальном духовном теле, состоящем из вечности, знания и блаженства.

Кришна нисходит в материальный мир в самые сложные времена, когда в жизни людей воцаряется хаос, неправедность, леность, жестокость и безбожие. Согласно упоминаниям великого Ведического мудреца и величайшего из историков древности Вьясадевы, такие времена и настали 5000 лет назад. В то время в семьях правителей преобладала неправедность и бесчестие. Именно поэтому Господь Шри Кришна и явился, чтобы напомнить человечеству об истинных ценностях и дать знание о праведном гармоничном образе жизни.

Это тайное знание было поведано Кришной своему лучшему другу – Арджуне. И каждому из нас очень повезло, поскольку эта беседа была записана Шрила Вьясадевой и названа «Бхагавад-гитой».

В переводе с санскрита «Бхагавад-гита» означает «Божественная песнь». Изучив «Бхагавад-гиту» мы сможем обрести самое важное знание в жизни: ведь с друзьями делятся только лишь самым лучшим и важным. А в этой книге сам Господь открывает тайны вечности и блаженства своему лучшему другу, который оказался в плену относительных аспектов жизни.

КАК ОТМЕЧАЮТ ДЖАНМАШТАМИ

В этот благоприятный день ликует весь мир. Все полубоги на райских планетах поют гимны Верховной Божественной Личности Шри Кришне. Вся Земля ликует, вспоминая время, когда Шри Кришна касался Её своими, подобными лотосам, стопами. Все преданные Кришны - вайшнавы, исполнены ликования и беспрестанно поют сладкие киртаны и баджаны Божествам Кришны в храмах по всему миру.

По сути и по форме, день рождения (явления) того, кто есть «нить, на которой держатся жемчужины ожерелья» - для индийцев такой же праздник как для европейцев Рождество.Считается, что если загадать в этот день желание, даже мирское, оно непременно дойдет до ушей самого именинника и обязательно сбудется. Возможно, поэтому Джанмаштами в Индии встречают все, независимо от вероисповедания: и кришнаиты, и шиваиты, и даже христиане с мусульманами. Людской поток устремляется в храмы, чтобы предложить божеству Кришны разные подношения: сладости, фрукты, цветы, светильники, благовония, песни, танцы. Божество Кришны в алтаре брахманы омывают ключевой водой, йогуртом, молоком, фруктовыми соками и медом. С раннего утра и до поздней ночи люди славят Бога, воспевая Его имена, говорят и просто помнят о Нем. Яркая иллюминация, толпы паломников в нарядных одеяниях, вездесущие торговцы - Джанмаштами на редкость зрелищное действо.

Но если на минуту отвлечься, уйти с шумной, праздничной улицы и заглянуть в окна домов, то вы обнаружите, что Джанмаштами - вполне себе домашний и семейный праздник, поскольку божество Кришны есть в каждом доме. И, без преувеличения, это полноправный член семьи, требующий любви и заботы и отвечающий людям тем же. Такое «небогобоязненное» ощущение близости с Богом считается высшим совершенством жизни.

В Джанмаштами держат пост до полуночи, а затем, в назначенный час, раздают угощение из 108 блюд. Это и обжаренные на сливочном масле лепешки, и тушеные овощи с пряностями и обжаренным сыром, и фруктовые салаты, и рис в сладком молоке с камфарой, и шарики из творога и медового сиропа, и множество других не менее изысканных блюд, практически незнакомых среднестатическому европейцу.

Согласно официальной версии, в России праздновать явление Кришны на чали в 1980-х годах, а в столице - с 1988 года. Однако, есть и другие мнения. Так в частности, по некоторым сведениям, Джанмаштами праздновали еще при первых купцах-индусах в Астрахани чуть ли не 400 лет назад. Так что, похоже, у Джанмаштами в России довольно богатая история.

Что же касается современности, то театральные постановки, классические танцы, выступления известнейших индийских звезд сделали фестиваль Джанмаштами крупнейшим событием в совместной культурной жизни стран запада и востока.


"О возвышенный брахман, те, кто соблюдает обет Джанмаштами или вдохновляют на это других, несомненно, лучшие среди людей. В действительности, Лакшми постоянно живёт в их домах; О великий мудрец, в соответствии с Ведами и Пуранами, нет обета, равного или более великого, чем обет Кришна Джанмаштами." (Хари-бхакти-виласа)

Желаем, чтобы мы все становились ближе к Кришне – каждый день.
Чтобы непременно открылось ваше сердце.
И чтоб зацвела в вашем сердце лиана бхакти
по милости Шри Кришны и Шримати Радхарани!

ДЖАЯ ШРИ КРИШНА ДЖАНМАШТАМИ!!!

Божества Шри Шри Радха-Мадхава (к. Киев)