Для прогульщиков Единого госэкзамена не придумали санкций

Одна и та же “тройка” или “пятерка” в разных школах скрывает за собой разный уровень знаний. А поступая в вуз, абитуриент может и вовсе получить “двойку”, хотя реально написал на твердую “четверку”. Сначала идут свои. Во избежание подобных “недоразумений” в стране третий год подряд экспериментируют с ЕГЭ. “МК” публикует ответы главы Рособрнадзора Виктора БОЛОТОВА на самые “горячие” вопросы выпускников.

- Сколько времени выделяется для ЕГЭ и допускаются ли перерывы во время экзамена?

Перерывов нет. Если возникнет необходимость выйти из аудитории по понятным причинам, то это возможно только в сопровождении организаторов. Продолжительность ЕГЭ по математике и литературе - 4 часа (240 минут), по физике - 3,5 часа (210 минут), по русскому языку, биологии, географии, химии, обществознанию, истории России - 3 часа (180 минут), по иностранным языкам (в Москве - английский) - 167 минут.

- Что делать, если попалось некорректное задание?

Если вы уверены, что вопрос некорректный, надо сразу связаться с предметной комиссией субъекта РФ и подать апелляцию по содержанию. Если установят брак составителей, то все ребята получат автоматом балл за некорректное задание. Кроме того, если вам мешал кто-то из аудитории, можете сразу оформить апелляцию о нарушении процедуры проведения экзамена. Апелляция подается только в день экзамена в пункте его проведения. Если вы не согласны с выставленной отметкой, то апелляцию надо подавать в течение трех дней начиная со следующего дня после официального объявления результатов. Апелляции рассматриваются два-три дня после подачи заявления.

- Известно ли заранее, за каким местом в аудитории будет сидеть участник ЕГЭ?

Распределение участников ЕГЭ по местам в аудиториях производится автоматизированно за полтора часа до начала экзамена.

ЕГЭ оценивается по 100-балльной системе. Каким образом в школах будут пересчитывать? Для каждого региона своя шкала перерасчета или есть какая-то единая?

Каждый год после проведения ЕГЭ мы собираем статистику по всем регионам и определяем границы “двойки”, “тройки”, “четверки” и “пятерки”. На основании этого в школьные аттестаты выставляются соответствующие оценки. Что касается высшей школы, то она может иметь собственную шкалу пересчета. Понятно, что требования по математике на мехмате и требования по математике в строительном вузе могут быть разными. Для мехмата граница “пятерки” - 90 баллов, для строительного вуза может быть и 50 баллов. Мы смотрим на уровень выполнения экзаменационных работ. Например, мы считали, что для “тройки” необходимо сделать вот такое задание, а его выполнили всего 5% детей. Мы понимаем, что наши специалисты ошиблись, посчитав его легким, и нам нужно пересмотреть, какие задания необходимы для “тройки”. И наоборот: считали, что это задание для отличников, а его выполнили 90% детей, поэтому очевидно, что оно переходит в разряд троечных. Я очень упрощаю ситуацию, это целая наука и теория, но смысл я попытался рассказать. У вузов с оценками ЕГЭ две проблемы. Первая - границы “тройки”. Человек-льготник получил “тройку”. Вуз, понятное дело, не хочет быть заполнен только детьми со льготами. Вузы в прошлом году попытались поиграть: если ты инвалид, то у тебя тройка 50 баллов, а если нет, то 40 баллов. Это нарушение закона, и мы эти вузы наказываем. Вторая - границы “пятерки”. Если я поставлю низкую границу “пятерки”, то у меня будет конкурс среди медалистов, а если задеру, у меня вообще медалистов не будет. А ЕГЭ показал, что 80% детей, которые шли на медали, на самом деле обладают соответствующими знаниями, это сильные девочки и мальчики. Мы вузам даем следующую подсказку: пишем, сколько детей набрали от 90 до 100 баллов, это всего несколько тысяч по России - элита.

- Можно ли пересдавать Единый госэкзамен?

Пересдавать ЕГЭ на основании неудовлетворительной оценки нельзя. Но результат, полученный на ЕГЭ, не будет преследовать вас всю жизнь. Срок действия свидетельства ЕГЭ определен до 31 декабря текущего года, поэтому вы сможете в следующем году вновь сдавать вступительные экзамены в той форме, в которой их проводит выбранный вуз.

- Можно ли отказаться сдавать ЕГЭ?

Это зависит от правил, которые приняты в субъектах Федерации. К примеру, в Москве - сугубо добровольно, а вот в Санкт-Петербурге уже третий год никакой добровольности нет, там все сдают ЕГЭ по русскому языку.

- Что делать, если школьник заболел в день ЕГЭ?

Есть резервный день. Если человек будет болеть и в резервный день, то может вообще сдавать не ЕГЭ, а экзамен в традиционной форме. Никаких санкций против тех, кто хочет сбежать под предлогом болезни от ЕГЭ, мы не принимаем.


График ЕГЭ в Москве


А ЧТО В АТТЕСТАТ?

При разнице годовой отметки и отметки по ЕГЭ в один балл в аттестат ставят более высокую. Если разница между ними составляет более чем один балл, между ними вычисляют среднее арифметическое - это и есть итоговая оценка. При этом округление производится в сторону более высокого балла. Если выпускник сдает письменный экзамен по русскому языку и литературе и ЕГЭ по русскому, то итоговая отметка в аттестат по языку выставляется как среднее арифметическое всех трех отметок (годовой по русскому, егэшной и отметки за письменный экзамен по русскому языку и литературе). При округлении дробная часть отбрасывается, если она меньше 0,5, и округление производится в сторону более высокого балла, если дробная часть больше или равна 0,5.

В случае сдачи выпускником письменного экзамена по русскому языку и литературе в форме сочинения (изложения) и экзамена по литературе в форме ЕГЭ итоговая отметка в аттестат по литературе выставляется как среднее арифметическое годовой отметки по литературе, отметки по литературе, полученной по результатам письменного экзамена по русскому языку и литературе, и отметки за единый государственный экзамен по литературе. При округлении средней арифметической итоговой отметки по литературе дробная часть отбрасывается, если она меньше 0,5, и округление производится в сторону более высокого балла, если дробная часть больше или равна 0,5.


НОВОСТИ

Для москвичей уже не новость - столичные вузы принимают экзамен по истории только в форме ЕГЭ.

Исследования, проводимые в Томске, выявили, что пульс, давление и т.д. во время ЕГЭ сопоставимы с показателями на обычных экзаменах. Не волнуйся!

При Федеральном институте педагогических измерений Рособрнадзора создан экспертный совет, который будет следить за качеством методических пособий по ЕГЭ и давать им специальный гриф. Учебные материалы без грифа ФИПИ объявляются вне закона.


УЧТИ!

Подготовлены сотни вариантов тестов. При их распространении учитываются часовые пояса. Звонить друзьям на Дальний Восток и просить ответы бесполезно, у вас будет другой набор тестов.

ЕГЭ обещают сделать обязательным для всех в 2008 году.

К 2010 году ЕГЭ будут сдавать даже девятиклассники. С результатами этих тестов можно будет поступать в колледжи.

НЕ ЗАБУДЬ!


Взять на экзамен паспорт, черную гелевую ручку, а также заполненный и зарегистрированный руководителем общеобразовательного учреждения пропуск.

Заодно можешь прихватить:

На физику - непрограммируемый калькулятор,

На химию - непрограммируемый калькулятор, таблицу Менделеева, таблицы растворимости солей, кислот и оснований в воде и электрохимического ряда напряжений металлов.

Использование всех остальных материалов запрещено.

На родительских собраниях вам наверняка уже много раз рассказали о том, что нет в жизни человека ничего судьбоноснее результатов ЕГЭ. Вы наизусть знаете мантру о том, что будущее вашего ребёнка напрямую зависит от каждого балла, полученного на этом важнейшем из экзаменов. Вас грозно призывали отнестись к нему со всей серьёзностью и не расслабляться. И, конечно же, вас просили донести это и до ваших детей.

Разумеется, сдача ЕГЭ - дело серьёзное. Настолько же серьёзное, как и сдача любого другого экзамена. Не стоит чересчур проникаться высокопарными рассуждениями о его исключительной значимости. И совершенно незачем лишний раз напоминать об этом ребёнку: поверьте, он ежедневно слышит об этом от учителей.

Лучше вспомните, как сами сдавали выпускные, а затем вступительные экзамены. Страшной аббревиатуры тогда не было, а вот экзамены были, и в сумме их было не меньше, а порой и больше, чем у нынешних абитуриентов.

Изменилась форма, но выпускные экзамены, как и прежде, не выходят за рамки школьной программы.

Вы в своё время справились, справится и ваш ребёнок, который уж точно не глупее вас. Так ему и скажите.

11 лет школы - больший стресс, чем ЕГЭ

Человек, который на протяжении большей части своей жизни ежедневно делал домашние задания, читал, решал, доказывал, учил наизусть и переходил из класса в класс, знает достаточно, чтобы справиться с последними школьными экзаменами. Тому, кто написал столько контрольных работ и ни разу не умер на них от страха, нечего бояться и на ЕГЭ. По сравнению с 11 годами ученичества стресс от нескольких часов выпускных экзаменов - такая ерунда!

Расскажите вашему перепуганному ребёнку, что из обещанной программы «тяжело в учении - легко в бою» наконец-то вот-вот настанет та часть, которая про «легко».

Чем больше я узнаю, тем меньше я знаю

«Я ничего не знаю!» - именно к такому выводу приходит ваш выпускник в процессе подготовки и неизбежно впадает в отчаяние. Расскажите ему, что он не первый, кто это понял, и что Сократу тоже приходила в голову подобная мысль. Похвалите ребёнка за верно подмеченную зависимость и объясните, что каждое новое знание открывает ему перспективу на новые неизведанные области, из-за чего и возникает иллюзия ничтожности собственных познаний.

Тот, кто стоит у подножия горы, видит лишь одну гору, в то время как поднявшийся на её вершину видит другие горы вокруг.

Заодно напомните ребёнку, что перед ним не стоит задача объять необъятное - нужно всего лишь вспомнить ключевые вещи из школьной программы. Именно вспомнить, а не изучить. Всё то, что он «учит» сейчас, он учил в течение последних 11 лет.

План Б

Сильнее, чем сам ЕГЭ, пугает только перспектива сдать его на низкие баллы, которых не хватит для поступления в желаемый вуз. Как известно, страх неудачи страшнее самой неудачи. Лучшее лекарство от тревоги такого рода - это визуализация худшего варианта развития событий.

Попробуйте сначала сами, а затем вместе с ребёнком представить, что по каким-то мистическим причинам он провалил ЕГЭ и мечты ему в ближайший год не светит. Обдумайте несколько вариантов дальнейших действий, а их на самом деле немало. Это и вуз попроще, и среднее специальное образование, и самообразование, и работа, и различные курсы, и много чего ещё.

Очень важно, чтобы ваш ребёнок понял: неудача на ЕГЭ ни в коем случае не ставит крест на его мечтах о будущем, а лишь делает путь к ним чуть более извилистым.

ЕГЭ можно пересдать

И это самое главное, что нужно помнить о ЕГЭ.

Те, кому не посчастливилось получить удовлетворительный балл по русскому языку или математике, могут повторно сдать эти предметы в дополнительные дни, отведённые для пересдачи. В случае, если ученик не сдал оба обязательных предмета, пересдача возможна осенью этого же года.

Если не получится и со второй попытки, можно повторить пересдачу в следующем году. Выпускники, получившие на ЕГЭ выше минимального количества баллов, но желающие улучшить свои результаты, также могут пересдать экзамены на следующий год.

Даже самый плохой результат ЕГЭ не является приговором, при желании его всегда можно исправить.

Повторяйте это почаще, хотя бы про себя. Ваше спокойствие и уверенность помогут вашему ребёнку гораздо больше, чем страшилки про навсегда загубленную жизнь и карьеру дворника.

Подскажите, пожалуйста, как действовать родителям, если ребенок заболел накануне или в день сдачи ЕГЭ? Могут школьники в случае несдачи ЕГЭ по уважительной причине сдать экзамен во второй волне и куда следует обращаться в таком случае? Спасибо. // Галина

Если выпускник в первой волне по уважительной причине не смог прийти на экзамен и этому предоставлен оправдательный документ, он может заявиться на экзамен в резервный день первой волны или во второй волне. Если выпускник передумал сдавать один из добровольно выбранных предметов -- не обязательно, а добровольно выбранных, -- он может просто не явиться на этот экзамен. Это его право.

Здравствуйте, Любовь Николаевна! Расскажите, чем горячая линия Рособрнадзора по вопросам ЕГЭ отличается от такой же горячей линии, открытой депутатом Алиной Кабаевой? Сколько всего горячих линий по ЕГЭ открыто в России? Открыты ли они во всех регионах страны? Они бесплатные? // Никита

Рособрнадзор не организует никакую горячую линию. Но он поддерживает открытие горячих линий, которые консультируют детей по разного рода вопросам, и представляет своих специалистов для ответа на вопросы. С горячей линией Алины Кабаевой мы уже планируем работать очень тесно. Это опыт прошлого года, который дал свой успешный результат. И эта горячая линия Алины Кабаевой с участием наших специалистов уже начала работать с 7 апреля. Горячих линий может быть много -- в субъектах РФ, в школах, мы приветствуем их появление. Только очень надеемся на то, что отвечают на этих линиях квалифицированные специалисты, это важнейшее условие.

Почему заранее неизвестно количество баллов, которое означает успешную сдачу экзамена? Это представляется более чем странным -- почему это будут решать чиновники и из чего они будут исходить? // Надежда

Какой ожидается "планка" в сдаче ЕГЭ по баллам в этом и следующем году? Будут ли эти показатели различаться или каждый год останутся одни и те же? // Кирилл (Москва)

Хороший вопрос. Нижние границы, которые подтверждают прохождение ЕГЭ, определяются ежегодно, они, безусловно, могут быть разные. Поскольку нижняя граница определяется с учетом образовательного уровня каждого отдельного года, определение которого включает рассмотрение разных социально-образовательных факторов. Мы гарантируем преемственность в шкалах, чтобы права сдающего по сертификату прошлого года были приравнены к правам сдающего в этом году. То есть валентность этих границ гарантируется. Но валентность не означает полную идентичность. Именно общий образовательный уровень, который показывается по итогам каждого экзамена, влияет на то, что входит в понятие объема необходимых знаний, умений и навыков, необходимых для подтверждения свидетельства об общем полном образовании. Общий уровень образования определяется с каждым годом на основе очень многих разных факторов. Комиссия, сформированная при Рособрнадзоре, состоит из экспертов-предметников, представителей общественности и законодательных органов, из представителей управления образования. И мы считаем такую комиссию компетентной для определения этого уровня с разных сторон. И решение о нижней границе принимается в течение 6-8 дней по окончании каждого экзамена.

Будет ли что-то еще меняться в проекте ЕГЭ или сейчас он уже работает в окончательном виде? // Георгий (Тверь)

Любовь Николаевна! Последние два года положения о проведении ЕГЭ и вступительных испытаниях в вузы меняются кардинально незадолго до собственно проведения ЕГЭ (в феврале!). Чем объясняется такая нестабильность в очень важном для многих вопросе? Намерены ли и дальше чиновники от образования нервировать своими нежданными решениями детей, родителей и учителей? // Юлия

Нет сейчас никакого проекта ЕГЭ. Есть закон РФ, который определил, что государственная итоговая аттестация с 1 января 2009 года проводится в форме ЕГЭ. Проект был восемь лет, экспериментировали. Вопрос внесения изменений в законодательство: на этот вопрос не может на сегодняшний день ответить ни один человек. Право законодательной инициативы принадлежит у нас большому количеству субъектов. Будут ли эти изменения приняты, зависит от решения парламента РФ. С моей точки зрения, образование -- это та сфера деятельности, постоянные изменения в которой подтверждают развитие в обществе. Насколько эти изменения будут скорыми -- это вопрос целесообразности.

Здравствуйте, Любовь Николаевна. Подскажите, пожалуйста, где следует регистрироваться на сдачу ЕГЭ во второй волне? Срок регистрации во всех нормативных документах указан "до 5 июля 2009 г.". Я хочу поступать в Московский университет на экстернатную форму обучения. Школу и техникум окончила очень давно, более 15 лет назад. Живу в 1000 км от Москвы. Естественно, мне хотелось бы сдать ЕГЭ в своем городе, а в приемную комиссию московского вуза приехать уже с готовыми результатами, чтобы не пришлось долго жить в дорогом городе. Вчера обратилась в наше местное управление образования с вопросом о регистрации на ЕГЭ. Мне ответили, что я уже опоздала, и посоветовали сдавать ЕГЭ в качестве вступительных экзаменов в какой-нибудь из местных вузов, а потом забрать оттуда документы и ехать с ними, куда хочу. Разве местные управления образования или министерства не обязаны обеспечить равные условия на получение образования всем гражданам, гарантированные нам Конституцией? // Вера

Уважаемая Любовь Николаевна! Предположим, что выпускник получил "2" по русскому языку, а в июне в дополнительный день (11 июня) он собирался сдавать химию. Когда в этом случае он пересдает обязательный предмет и будет ли у него возможность сдать предмет по выбору? Если выпускник не сдавал предмет по выбору в первой волне, будет ли у него право сдать его во второй волне? Если выпускник прошлых лет без уважительной причины не участвовал в ЕГЭ в мае-июне, будут ли у него препятствия для участия в ЕГЭ в июле? // nadegda

Если школьник, учащийся в 11 классе, пропустил всю первую волну ЕГЭ по уважительной причине, можно ли ему принять участие во второй волне? // Валентина

Выпускники 11 класса, как правило, до 1 марта подав заявление, определились по тому, какие экзамены они будут сдавать. Чтобы получить аттестат, они обязаны сдать два обязательных экзамена. Если по одному из обязательных предметов не пройдена нижняя граница, выпускник имеет право пересдать один предмет. Если не сдано два -- то через год. Что касается добровольных предметов. Если причина несдачи признается уважительной, тогда выпускник имеет право сдать экжзамен в резервный день первой волны или во второй волне. В этом году, только в этом, мы рассматриваем возможность заявиться выпускнику этого года во вторую волну и сдать тот предмет, который он не сдавал в первой волне, на который не подавал заявление. Если у него возникло такое решение для поступления на другую специальность. Это связано только с особенностями этого года. В этом году в связи с тем, что это первый раз, мы продлевали возможность подачи заявлений до 7 апреля и рассматриваем возможность сдачи на те предметы во второй волне, на которые не заявлялись в первой. Выпускники не виноваты, и мы расширяем их возможности.

Отвечаю на вопрос Веры. Они обязаны зарегистрировать вас на сдачу ЕГЭ и направить в пункт приема экзаменов в первую или вторую волну. А где будет этот пункт, решает тот орган управления образования, к которому вы относитесь.

Уважаемая Любовь Николаевна. По слухам, для иностранных граждан стран СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения в области образования, будет предоставлена альтернатива: либо сдавать ЕГЭ в июле, либо участвовать во вступительных испытаниях, проводимых вузом. Будет ли возможность у абитуриентов иностранных государств представить, например, сертификаты ЕГЭ по двум предметам, а по оставшемуся третьему предмету участвовать во вступительном испытании, которое проводит вуз? // Владимир

Уважаемая Любовь Николаевна, когда будут опубликованы порядок и правил приема для иностранных граждан в вузы РФ? Расскажите, пожалуйста, об основных положениях данных правил. // Владимир

Скажите, пожалуйста, в какой форме будут сдавать вступительные экзамены в российские вузы иностранные граждане? Меня конкретно интересуют абитуриенты из Беларуси. // Анфиса

Я гражданин Украины и хочу поступать в московский институт. Мне нужно будет сдавать ЕГЭ? // Петр (Киев)

Иностранные граждане могут сами выбрать форму, в которой будут сдавать вступительные испытания. Они могут сдавать в форме ЕГЭ или в форме, в которой устанавливают вузы (в традиционной). Правила приема иностранных граждан на данный момент находятся на регистрации в Минюсте РФ. Их выход ожидается в ближайшее время.

Мой сын поступил в вуз на бюджет. На эту специальность набирали всего 7 бюджетных мест, ещё один человек поступил платно. В группе (и потоке) их всего 8 человек. Теперь им говорят, что группы такой численности существовать не могут и их могут расформировать (перераспределить по другим специальностям). Но сын не хочет на другую специальность, он осознанно выбрал эту, да и предметы тогда придется какие-нибудь пересдавать. Может ли вуз расформировать группу (специальность)? Какими документами это регламентируется? Специальность новая, существует в вузе всего первый год. Вуз государственный. Спасибо. // Петрова Елена

Мне недостаточно информации для того, чтобы понять, по каким обстоятельствам вуз принимает решение расформировать эту группу. Здесь может быть очень много факторов, на основании которых вуз принимает такое решение. Мы готовы поручить этот конкретный вопрос, разобраться в ситуации и дать конкретный ответ, вправе ли вуз производить эту операцию.

Любовь Николаевна, насколько я понимаю, в ведение Рособрнадзора входит аттестация научных и научно-педагогических работников. В настоящее время в нашей стране имеется некоторое количество научных работников, которые имеют по одной и той же специальности не только степень кандидата наук, но также и степень PhD, полученную за рубежом. Планируется ли разработка процедуры легализации степени PhD в нашей стране кроме действующей сейчас перезащиты в диссертационом совете. Как быть в ситуации, когда, например, человек кандидат физико-математических наук и одновременно имеет степень PhD по физике? // Игорь (Москва)

Признание в России PhD (ученая степень -- доктор философии), полученного за границей, например в Германии, сейчас долгий и забюрократизированный процесс, или был по крайней мере таким пару лет назад. Облегчение признания степени зарекомендовавших себя за рубежом специалистов был бы реальным, хотя и маленьким, шагом в возврате мозгов, "утекших" за рубеж. Планируются ли какие-либо изменения в этом направлении? // Nikolai

Вопрос установления эквивалентностей разных документов и разных оценочных процедур -- достаточно широкий вопрос. Не может быть прямого переведения результата одной процедуры в другую. Пересдача, переподтверждение или любая другая форма, которая устанавливает эквивалентность этих процедур, обязательно должна происходить, касается ли это PhD или какого-либо другого оценочного сертификата.

В этом году моя дочь заканчивает колледж и собирается поступать в университет. Должна ли она сдавать ЕГЭ? Если да, то где и когда? Как это оформляется? // Игорь С.

Если ваша дочь поступает в университет на профильную специальность, то она имеет право сдавать вступительные испытания в традиционной форме. Об этом надо подать заявление в университет и ознакомиться с графиком проведения традицонных испытаний для тех, кто имеет на это право. Но если она хочет эти испытания сдать в форме ЕГЭ, такое право у нее тоже есть.

Людмила Николаевна, здравствуйте. Я живу в Москве, собираюсь поступать учиться по форме экстернат, но в соответствии с законом №365 от 28 ноября 2008 г. и № 58 от 24 февраля 2009 г. я должен сдавать единый экзамен ЕГЭ. Я буду учиться на вечерней или заочной форме и школу закончил давно, работаю. Как мне поступить в этой ситуации? Заранее благодарю за ответ. // Виктор

Здравствуйте, Любовь Николаевна! У меня вопрос по поступлению. Я хочу поступить в институт для обучения по форме экстернат. Но в приемной комиссии мне сказали, что я должна сдавать ЕГЭ, так как есть такой закон №365 от 28.11.2008 г. и №58 от 24.02.2009 г. и что ЕГЭ не надо сдавать если я буду учится на вечерней и заочной формах. Я давно закончила школу, работаю, на учебу каждый день у меня нет времени, работодатель на сессии не отпускает, а в экстернате можно учиться по своему графику и сдавать экзамены, когда будешь готов. Почему институт отправляет меня на ЕГЭ, если я закончила школу до 2009 года? // Карнова Елена

Нужно ли сдавать ЕГЭ для поступления в вуз на ускоренное обучение на базе среднего профессионального? // Елена

Для всех, кто закончил школу до 1 января 2009 года, если он поступает на заочную или вечернюю форму, экзамен проводится в традиционной форме.
Что такое ускоренная форма обучения на базе среднего образования, я не понимаю. Он поступает на специальность. А далее ему может быть правилами предоставлена какая-либо форма получения образования по этой специальности. Он не поступает на экстернат. Поэтому на базе среднего образования поступление в вузы на базе ЕГЭ.

Уважаемая госпожа Глебова! Разъясните, пожалуйста, вузы определяют третий экзамен или все-таки дают право выбора абитуриенту? Потому что на сайтах, в том числе ЛИТМО, например, на один из факультетов перечень таков: русский язык, математика (профильный), физика или информатика (одно испытание из двух). // olga

Объясню приказ Минобразования о порядке приема в вузы, где черным по белому написано: вуз определяет третий экзамен. Все случаи, когда такое право предоставлено абитуриенту, являются незаконными, и могут быть оспорены результаты зачисления, если такое правило в приеме будет существовать. Поэтому смотрите внимательно, насколько правила приема соответствуют всему тому, о чем мы с вами говорим.

Любовь Николаевна, поясните, пожалуйста, почему оценка по дополнительному ЕГЭ не влияет на общую оценку, а оценка по математике или русскому языку влияет на выдачу аттестата? Не слишком ли жестко?! // Наталья

Добрый день! Хотелось бы узнать, влияет ли результат ЕГЭ предмета по выбору на выставляемую в школе итоговую оценку (в интервью руководства ДО Москвы ответ был неодназначен)? Сохранится ли положение о трех вступительных экзаменах в вуз на 2009-2010 учебный год, и когда планируется окончательное решение по 2009-2010 году? // Сергей

Разъясните, пожалуйста, несоответствие некоторых положений о выдаче аттестатов. В Положении о выставлении оценок в аттестаты написано, что оценка в аттестате не зависит от результатов ЕГЭ, что в аттестат выставляется средняя оценка по предмету за последние три года, т.е. за 9-11 классы. В то же время, если выпускник не сдал ЕГЭ, ему аттестат не выдается. Но ЕГЭ проводится по двум обязательным предметам, а человек изучал более 19 предметов, учась 11 лет в школе! Пусть в вуз не принимают с двойками за ЕГЭ, а аттестат при чем? Вы не думаете, что будет социальный взрыв после того, как часть детей останется без документов? Это пока теоретически они воспринимают информацию о возможности остаться без аттестата. А что будет практически? // Александра

Добрый день! Ребенок все годы учился на 4 и 5, старался. Если он сдаст ЕГЭ на тройку, а контрольную на 4 или 5, какая оценка пойдет в аттестат? // Светлана

Потому что такая форма государственной итоговой аттестации в РФ.

Результаты ЕГЭ не исчисляют в 5-балльной системе. В аттестат выставляются результаты текущей успеваемости в 5-балльной системе. Если нижняя граница 100-балльного ЕГЭ по математике и русскому пройдена, то в аттестате остается та же самая отметка. Никакие результаты ЕГЭ в 5-балльную систему не переводятся.

Непонятно введение ЕГЭ в 9 классе, если он служит для поступления в вузы. Если раньше ученик, который неважно учился, уходил получать рабочую специальность в техникум или ПТУ, то куда теперь пойдёт учащийся после 9 класса, если не сдаст ЕГЭ? Останется в школе? До какого времени? Аналогично и с выпускниками. Сейчас, говорят, для этого введут 12 класс, но кормить родителям 18-летних "детей" -- какая-то странная политика, явно противоречащая интересам государства. // Ленок

Никакого ЕГЭ в 9 классе нет. Есть государственная итоговая аттестация по итогам 9 классов, проводимая в новой форме. Субъекты РФ могут выбирать форму тестирования для оценки уровня усвоения знаний по итогам 9 класса. Тестирование и ЕГЭ не являются синонимами, не одно и то же. Тестирование -- это способ оценки, наряду с другими видами. А ЕГЭ у нас в стране проводится только по итогам 11 класса. И поэтому является как формой государственной аттестации, так и формой вступительного экзамена. И это не переведено в 9 класс.

На основании какого положения или другого нормативного акта выпускники будут награждаться серебряной и золотой медалями в связи со сдачей ЕГЭ? // Марина Николаевна

На самом деле никто не отменял Положение о награждении золотыми и серебряными медалями. Просто льгота, которая была предусмотрена этим положением, а именно сдача вступительных испытаний в количестве одного, она потеряла предметность. Потому что вступительных испытаний как таковых, которые проходят после школьной итоговой аттестации, нет. Предмета льготы нет. Эти изменения зафиксированы в приказе Минобразования и науки о порядке награждения, которое готовится к выходу.

Вопросы к вам как обладателю диплома школьного учителя. Сколько лет вы проработали по своей специальности "учитель русского языка" в школе? Вы действительно считаете, что ЕГЭ - это главная проблема российского образования? // любознательный

Ну, во-первых, я считаю, что ЕГЭ - это самое широкое окно возможностей в нашем образовании. И не только не называю его проблемой, а считаю, что мы еще так мало раскрыли его возможностей, что нам еще работать и работать в этом направлении. Мне удалось проработать в системе образования в школьном учреждении в течение трех лет. Хотя моя выборная работа комсомольская всегда была связана с учащейся и студенческой молодежью.

Как вы относитесь к проекту депутата Яровой об устных экзаменах по истории и литературе в 10 классе? Не считаете ли вы, что это будет только дополнительной нагрузкой на выпускников? // Александра

У нас есть государственная итоговая аттестация, которая зафиксирована в законе. Все остальные виды экзаменов, аттестаций, мониторингов и других форм контроля и диагностики знаний принимаются по решению школы. На данный момент устного или какого-либо другого экзамена по истории в 10 классе такой законодательной государственной нормы нет. Но если школа будет принимать такое решение -- это ее право. Правда, мне хотелось бы, чтобы все-таки подумали, не многовато ли мы нагружаем на учащегося разных видов контрольных и других экзаменационных работ. В том числе репетиционных, пробных, текущих, промежуточных. У меня такое ощущение, что скоро ребенку будет некогда учиться, он будет все чего-то репетировать.

Здравствуйте, Любовь Николаевна! У меня вопрос по олимпиадам школьников. Все ли вузы России должны признавать дипломы победителей и призеров из списка 120 олимпиад как сдачу ЕГЭ на 100 баллов? // Павел

Уважаемая Любовь Николаевна! В Положении о Всероссийской олимпиаде школьников, утвержденном приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. №286, говорится, что победители и призеры Всероссийской олимпиады школьников принимаются в вузы без вступительных экзаменов. Разъясните, пожалуйста, означает ли это, что, став призером Всероссийской олимпиады, для поступления в вуз по направлению подготовки, соответствующему профилю олимпиады, достаточно сдать только два обязательных ЕГЭ? // Инна

Уважаемая госпожа Глебова! Законно ли то, что вузы будут засчитывать результаты интернет-олимпиад за 100 баллов ЕГЭ? Где гарантии, что в числе победителей и призеров олимпиад не появятся "сыночки", которые не участвовали нигде? // olga

Есть разные этапы одной олимпиады. На каком-то из этапов есть интернет-формат. Но это не интернет-олимпиада. Законно проведение российских олимпиад и предметных олимпиад. Они имеют разные этапы реализации, но каждый из них заканчивается очным этапом. Поэтому "сыночкам" проскочить не удастся.
Есть специальность. Выпускник должен определиться до 1 марта, какие экзамены ему нужны. Он до 1 марта еще не знает, является он победителем олимпиады или нет. Он заявился на все предметы, которые нужны ему по этой специальности. Если он стал победителем олимпиады, то ему нет необходимости сдавать этот экзамен, который он выбрал добровольно. Но для получения аттестата он должен сдать математику и русский язык.

Когда сегмент материалов -- заданий ЕГЭ по математике -- станет носить открытый характер (как обещали организаторы ЕГЭ)? Подготовка в ракурсе демоверсии не позволяет гарантировать полную успешность и приводит к недоработкам по всему перечню заданий. Учитель "не видит" всего поля необходимого для экзамена материала и тратит учебное время на разбор с учениками заданий, не составляющих материал ЕГЭ. // Софья

Из уст руководителя Минобрнауки прозвучала декларация об открытости в будущем всех заданий ЕГЭ. Я, как преподаватель математики, считаю это допустимым только для ЕГЭ первого уровня (для выпускников школ, не претендующих на поступление в соответствующий вуз). Абсолютно нормальная идея -- освоить некий минимум и подтвердить его освоение на экзамене. Но для тех, кто поступает в технические вузы (и особенно в физико-математические), это абсолютно недопустимо! Точнее, некоторое количество заданий из первой части может быть открытым. Но обязательно должна быть, как минимум, треть заданий, которые абсолютно заранее неизвестны (лучше для них даже обойтись и без демонстрационной версии!). Именно при решении заранее неизвестных задач (по всему курсу школьной математики!) ученики и продемонстрируют свой настоящий уровень. Решение же даже на отличном уровне заданий из открытого банка свидетельствует о неплохой выучке и прилежании, но не может являться тестом для отбора на физмат. Что вы думаете по этому поводу? Спасибо. // Александр

В этом году группа разработчиков под руководством академика Семенова разрабатывает контрольно-измерительные материалы по математике, которые базируются на открытом банке заданий. Апробация этих контрольно-измерительных материалов (КИМ) на выпускниках 10 классов ряда субъектов РФ будет проведена в этом году. Для них будет опубликован открытый банк заданий. Насколько эффективен КИМ, который строится на банке открытых заданий, будут принимать решение эксперты, представители академического сообщества, преподавательского корпуса. И к октябрю 2009 года будет принято решение, станет ли этот контрольно-измерительный материал по математике обязательным в 2011 году. Тогда и будет публиковаться банк открытых заданий для ЕГЭ по математике 2011 года.
Я не математик, но очень настойчиво приглашаю автора этого вопроса к той дискуссии, которая будет проводиться по поводу КИМов начиная с августа на сайте Федерального института педагогических измерений. http://www.fipi.ru

Добрый день! Я работаю инженером в области диагностики и тестирования. Известно, что если тестировать только готовый продукт, без промежуточных проверок, то процент брака (для ЕГЭ -- двоек) будет значительным. И в случае сложного изделия выяснить, на каком этапе и какой исполнитель в этом виноват, достаточно трудно и уже бесполезно. Моя дочь учится в 6 классе. Я не вижу у нее возможностей сдать ЕГЭ на положительную оценку после того, как ее обучают в школе: темы по математике и русскому пропускаются, домашние работы не проверяются или вообще не задаются, заболевшие учителя не заменяются, диктанты и контрольные проводятся 1--2 раза в четверть, текущие оценки в дневник учителями не выставляются. Скажите, пожалуйста, какие меры планируются для проверки текущих результатов обучения детей в средней школе со стороны именно Рособрнадзора? // Верещагина Елена Васильевна

Рособрнадзор -- федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий часть государственной итоговой аттестации. Текущая аттестация и текущий контроль обеспечиваются школой, которая у нас принадлежит муниципальному уровню власти. Мы не можем ничего планировать за муниципальный уровень власти.

Уважаемая Любовь Николаевна! Что бы вы посоветовали вузам, которые в ближайшее время намерены выйти на процедуру государственной аккредитации? На какие моменты им необходимо обратить особое внимание? И второй вопрос: какие меры планирует принять Рособрнадзор для предотвращения такого нарушения, как выдача выпускникам неаккредитованной специальности документов государственного образца? // журнал "Аккредитация в образовании"

По второй части -- мера абсолютно понятна. Направление информации о выявленных фактах нарушений в прокуратуру РФ. И пусть они разбираются.
По первой части вопроса. Я советую обратиться к порядку аккредитации и посмотреть, насколько вуз соответствует тем показателям, которые там определены.

В СМИ появились сообщения, что Минобрнауки РФ направил в вузы рекомендации по переводу студентов на вакантные бюджетные места. Где можно найти эти рекомендации? Заранее спасибо. // Тамара Павловна

Коллеги, я предпочитаю отвечать на те вопросы, которые относятся к компетенции Рособрнадзора. А этот вопрос относится к компетенции Министерства образования.

В Финансовой академии при правительстве РФ на факультет МЭО установили очень странное условие поступления: помимо результатов ЕГЭ проводится обязательное профориентационное собеседование, не являющееся вступительным испытанием. В рамках собеседования абитуриенты также тестируются по иностранному языку. Оценка по итогам собеседования не выставляется. Имеют ли они право проводить данное собеседование и зачем тогда оно нужно, если, как написано, оценка по нему не выставляется? // Валентина

Специальность "мировая экономика" в Финансовой академии является специальностью, которая по постановлению правительства имеет право на дополнительное испытание. 24 вуза в нашей стране по ряду специальностей получили такое право в соответствии с законом. Дополнительное испытание по любой специальности проводится по профильному предмету. Результаты исчисляются в 100-балльной шкале, вне зависимости от того, в какой форме оно проводится -- собеседование, устный, письменный экзамен или тестирование. Эти баллы прибавляются к результатам ЕГЭ для проведения конкурса по этой специальности. Никаких других форм дополнительно Финакадемией быть установлено не может. По этому вопросу мы направили запрос в Финакадемию.

Расскажите о поступлении на творческие специальности. // Газета.Ru

Творческие специальности действительно имеют свои особенности при проведении вступительной кампании. В 2009 году они имеют право проводить испытания не менее чем по двум предметам в форме ЕГЭ -- русский язык и профильный. Далее они имеют право устанавливать дополнительные испытания профессиональной направленности, и устанавливается это каждым вузом самостоятельно -- количество и время проведения. Для творческих специальностей установлено право заканчивать прием документов до 5 июля. С тем, чтобы все дополнительные испытания закончены были до 25 июля, когда заканчивается весь прием документов.

В чем, по-вашему мнению, причина напряженных и конфликтных ситуаций при приеме детей в первый класс? Какие вы видите пути их решения? Будут ли регламентированы на государственном уровне единые правила процедуры приема в школу, по примеру ЕГЭ? // Елена

Наверное каждая конфликтная или напряженная ситуация имеет свои причины и истоки, и в каждой из них нужно разбираться отдельно, если таковая существует. Правила приема у нас установлены единые. Использовать инструмент оценки знаний, которые еще не давались ребенку, невозможно. Поэтому не может быть ЕГЭ перед первым классом. Но есть инструменты диагностирования способностей, направления развития личности. И школа использует эти инструментарии.

Здравствуйте! Интересует вопрос о продолжительности ЕГЭ по математике и русскому языку. Заранее спасибо. // Елена

Здравствуйте, Любовь Николаевна. Недавно в интернете появился приказ, подписанный вами, утверждающий, что ЕГЭ по русскому языку теперь будет идти 6 часов, вместо 3, как это было заявлено раньше, а ЕГЭ по математике -- 5 часов, вместо 4. Правда ли это? Если да, то как вы можете аргументировать сей факт? Чем обусловлено столь необоснованное увеличение часов? По математике мы еще согласны, что 5 часов -- это нормально, но по русскому это чересчур много. Хотелось бы видеть увеличение на час (вместо трех -- четыре часа) ЕГЭ, например, по такому предмету, как химия. // Алёна

Этот приказ, который регулирует норму выпускных экзаменов, которые проводятся не в форме ЕГЭ, для категорий, которые имеют на это право. Категории, которые имеют на это право, перечислены и известны, и для них тоже должны быть установлены нормы. Этот приказ и устанавливает эти нормы. Они не могут быть сравниваемы с нормами по проведению ЕГЭ, это две разные формы. Продолжительность экзаменов в форме ЕГЭ утверждена приказом Рособрнадзора в январе этого года.

Уважаемая Любовь Николаевна, скажите, пожалуйста, на основании чего составляются КИМы? Ведь, насколько известно, госстандарт образования до сих пор не принят. В каждой школе свои программы и свои учебники. Спасибо. // Елена Анатольевна

КИМы соствляются на основании того же, что является основанием для обучения детей. В 1998 и в 2004 годах были приказы Министерства образования и науки, устанаваливающие минимум содержания по каждому предмету. На основании этого строятся учебные программы и выпускаются учебники. КИМы строятся в соответствии со спецификациями, которые отражают структуру образовательной программы и содержат обязательный образовательный минимум. Никакого противоречия нет.

Любовь Николаевна, когда у нас подчистят список вузов? Ведь многие из них, если и учат, то на уровне ПТУ (каковыми в прошлом и являлись). Я недавно видел сообщения о том, что проводилась массовая аттестация вузов, и половина из них оказалась несостоятельна. Когда полученная статистика перерастет в действия? // Виктор

Действительно, в последнее время Рособрнадзор стал тщательнее контролировать уже существующие аккредитационные требования и сейчас разрабатывает новые лицензионные показатели для определения того, насколько вуз способен обеспечить условия образовательной деятельности и дать качественное образование. Анализ показывает, что автор вопроса, безусловно, в своем ощущении прав. Уже в первом приближении первой процедуры не проходят ряд вузов, которые не могут обеспечить условия образовательной деятельности. Они либо сами принимают решение о собственном закрытии, либо мы реализуем свое право на приостановление действия лицензии и на ее аннулирование. Мы принимаем такие решения, безусловно, с учетом того, насколько судьба студентов этого вуза решается с точки зрения возможности продолжения их образования. Но продолжать обучение студентов в вузах, где не могут обеспечить им качественное образование, государство позволить себе не может.

Когда в России начнет действовать обязательная система бакалавриата и магистратура. И будут ли какие-то вузы, которые будут иметь право обучать студентов по специальности. // Газета.Ru

Закон о двухуровневой системе образования в РФ вступает в силу с 1 сентября 2009 года. Соответственно, на специальности бакалавриата и магистратуры в соответствии с новыми правилами студенты будут приниматься со следующего учебного года. Готовится перечень направлений, по которым подготовка по специальности будет сохранена. Это решение будет принято правительством РФ.

Любовь Николаевна, спасибо большое за ваши ответы. // Газета.Ru

Мне так хочется обратиться в преддверии вступительной кампании: абитуриенты, будьте бдительны! Внимательно изучайте, куда вы поступаете, какие у вас есть права и какие возникают обязанности. Знание этих правил является вашей гарантией получения качественного образования. Ведь в условиях кризиса вам не нужен просто диплом, вам нужны знания.

Предусмотрена какая-либо форма сдачи экзаменов, кроме ЕГЭ?

В соответствии с действующим законодательством в сфере образования выпускник 11(12)-го класса для получения документа об образовании (аттестата о среднем (полном) общем образовании) обязан пройти государственную (итоговую) аттестацию в форме единого государственного экзамена по двум обязательным предметам - русскому языку и математике. Кроме того, существует иная форма прохождения государственной (итоговой) аттестации - государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Вправе сдать экзамены в форме ГВЭ лишь некоторые категории выпускников: выпускники образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы и выпускники с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных категорий выпускников допускается сочетание разных форм государственной (итоговой) аттестации (т.е. выпускник может сдать, например, русский язык, химию и биологию в форме ЕГЭ (для поступления в медицинский вуз), а математику - в форме ГВЭ (т.к. этот экзамен выпускнику не требуется для поступления в вуз)).

Чем ЕГЭ отличается от традиционных экзаменов?

Единый государственный экзамен проводится по единому для всей страны расписанию и единым правилам. Единство экзамена заключается ещё и в том, что он одновременно является выпускным из школы и вступительным в учреждения профессионального образования. Кроме того, на ЕГЭ используются специальные бланки для оформления ответов на задания и стандартизированные экзаменационные задания, которые называются контрольными измерительными материалами (КИМ).

Где можно ознакомиться с экзаменационными материалами, по которым проводится ЕГЭ?

КИМы разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). На сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru), официальном информационном портале ЕГЭ (http://ege.edu.ru) представлены демонстрационные версии КИМ, начиная с 2004 года. Демонстрационные варианты КИМ не используются на экзаменах, но они имеют аналогичную структуру, количество заданий, уровень сложности. Ознакомление с демоверсиями помогает выпускникам готовиться к сдаче ЕГЭ. Подготовку к ЕГЭ необходимо проводить с использованием учебных пособий, разработанных с участием Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). С полным списком таких пособий можно ознакомиться на сайте ФИПИ.

Отличаются ли КИМы, которые используются в основные сроки, от КИМов, используемых на ЕГЭ в дополнительные сроки в июле?

Все КИМы изготавливаются таким образом, чтобы обеспечить многовариантность комплектов индивидуальных экзаменационных заданий. При этом КИМы формируются на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Содержание КИМов регламентируется тремя документами: кодификатором элементов содержания КИМов, спецификацией экзамена и демоверсией экзамена. Таким образом, примерная структура, форма и содержание КИМов заранее определены и не могут быть изменены произвольным образом. Задания КИМ единого государственного экзамена по содержанию и видам деятельности одинаковые во все сроки.

На какие вопросы надо отвечать, какие задачи (задания) надо решать при выполнении ЕГЭ? И сколько заданий присутствует в тесте по каждой категории А, В, С?

Поскольку ЕГЭ является не только выпускным из школы, но и вступительным в вуз экзаменом, то его целью является отбор среди выпускников наиболее подготовленных для продолжения обучения в вузе. В связи с этим определена структура и содержание экзаменационной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, имеются задания повышенного и высокого уровня сложности. Задания повышенного и высокого уровня сложности позволяют выделить из числа экзаменующихся наиболее подготовленных. Экзамен по каждому предмету включает задания трех типов: «А» - задания с выбором ответа из предложенных вариантов; «В» - задания с кратким ответом; «С» - задания с развернутым ответом. Что касается количества заданий, то по разным предметам КИМы содержат различное количество заданий типа «А», «В» и «С». Общее число заданий в экзаменационных вариантах по разным предметам неодинаково и определяется спецификой предмета.

Сколько времени продолжается ЕГЭ?

Продолжительность экзаменов по отдельным предметам ежегодно устанавливается приказом Минобрнауки РФ. В 2013 году продолжительность ЕГЭ по математике, физике, литературе, информатике составит 3 часа 55 минут; по русскому языку, истории, обществознанию – 3 часа 30 минут; по биологии, географии, химии, иностранным языкам – 3 часа. Необходимо знать, что в продолжительность экзаменов не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников ЕГЭ, вскрытие специальных доставочных пакетов с экзаменационными материалами, заполнение регистрационных полей бланков ЕГЭ). ЕГЭ по всем предметам начинается в 10:00 по местному времени во всех субъектах Российской Федерации.

Что делать, если накануне экзамена ребёнок потерял паспорт?

Не волноваться и приходить на экзамен. В пункте проведения экзамена будет произведена идентификация личности выпускника, т.е. руководителем пункта совместно с сопровождающим ребёнка педагогом школы будет составлен необходимый протокол, подтверждающий идентификацию личности обучающегося, и выпускника пропустят в аудиторию. Параллельно необходимо будет подать документы на восстановление паспорта.

Что делать, если в пропуске на ЕГЭ у ребенка обнаружены ошибки в заполнении фамилии, имени, отчества или паспортных данных?

Если выпускник это обнаружил до экзамена, то для исправления данных надо обратиться в школу. Если непосредственно перед экзаменом (уже в пункте), то необходимо правильно указать данные в бланке регистрации и попросить организаторов внести изменения в базу данных. Если ошибки обнаружены в протоколе с результатами ЕГЭ, нужно через администрацию школы сообщить о необходимости изменения в базе данных до того, как будет распечатано свидетельство о результатах ЕГЭ.

Сколько раз ребёнок может выходить из аудитории в туалет, учитывая, что сдача экзамена – стрессовая ситуация для него?

В документах, регламентирующих проведение ЕГЭ, не оговорено количество выходов в санитарную комнату. Таким образом, по необходимости.

На ЕГЭ ребёнок находится полдня. Можно взять с собой на экзамен воду, еду?

Не запрещается брать на экзамен воду и еду. Но перерывы для приёма пищи на ЕГЭ предусмотрены лишь для детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому остальным категориям выпускников целесообразно ограничиться водой и, например, шоколадом.

Подскажите, что выпускник может взять с собой на экзамены?

В пункт проведения экзаменов участник ЕГЭ должен прийти с паспортом, пропуском и гелевой (капиллярной) ручкой с яркими чёрными чернилами. Необходимо знать, что на ЕГЭ по математике разрешается пользоваться линейкой, по физике - линейкой и непрограммируемым калькулятором, по химии - непрограммируемым калькулятором, по географии - линейкой, транспортиром и непрограммируемым калькулятором.

Что запрещается выпускникам на ЕГЭ?

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Порядком проведения ЕГЭ участникам ЕГЭ запрещается иметь при себе и использовать средства связи и электронно-вычислительной техники. Кроме того, во время экзамена выпускники не вправе общаться друг с другом, свободно перемещаться по аудитории и ППЭ, пользоваться справочными материалами и дополнительными устройствами и материалами, кроме разрешённых на отдельных экзаменах. При установлении факта наличия и (или) использования выпускниками средств связи и электронно-вычислительной техники во время проведения ЕГЭ или иного нарушения ими установленного порядка проведения ЕГЭ они будут удалены с экзаменов, а их результаты отменены решением государственной экзаменационной комиссии без предоставления права пересдачи экзаменов в текущем учебном году. Кроме того, для участников ЕГЭ, нарушивших порядок проведения государственной (итоговой) аттестации или разместивших КИМы в сети Интернет, установлена административная ответственность по ст. 13.14 и ст. 19.30 Кодекса административных правонарушений РФ.

Кто имеет право на контроль проведения ЕГЭ?

Все назначенные приказом управления образования и науки Липецкой области лица, организующие ЕГЭ в пункте проведения экзамена, а именно уполномоченный представитель государственной экзаменационной комиссии, руководитель пункта, организаторы в аудиториях и на этажах должны обеспечить соблюдение Порядка проведения ЕГЭ. Кроме того, предусматривается присутствие в пунктах проведения экзаменов общественных наблюдателей и лиц, наделённых правом составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать выпускников, нарушивших порядок проведения ЕГЭ, к административной ответственности.

Могу ли я, родитель выпускника, посмотреть, как проводится ЕГЭ?

В соответствии с Положением о системе общественного наблюдения родители выпускников могут наделяться статусом общественного наблюдателя, если они не являются работниками системы образования. Родители, желающие выступить в качестве общественных наблюдателей на ЕГЭ, не позднее чем за две недели до даты проведения экзамена должны обратиться в управление образования и науки Липецкой области с письменным заявлением. Однако осуществлять общественное наблюдение родители выпускника могут не в том пункте проведения экзаменов, в котором сдаёт экзамен его ребёнок или близкий родственник.

Что делать, если ребёнку стало плохо во время сдачи экзамена? Ведь плохое самочувствие может повлиять на результаты ЕГЭ.

В этом случае выпускник должен обратиться в кабинет медицинской помощи, который оборудован в каждом ППЭ. Медработник зафиксирует факт обращения, при необходимости вызовет скорую помощь. Организатор в аудитории на бланках участника ЕГЭ сделает соответствующие отметки о том, что он не завершил выполнение экзаменационной работы. Выпускник будет зарегистрирован в базе участников ЕГЭ в другие сроки (резервные или дополнительные дни), предусмотренные единым расписанием.

Что делать, если ребенок заболеет накануне экзамена или в день его проведения?

Выпускник, пропустивший ЕГЭ по причине болезни, по выздоровлении представляет в школу медицинскую справку. А школа должна оперативно передать информацию в департамент образования, чтобы выпускник был зарегистрирован в базе участников ЕГЭ для сдачи экзамена в другие сроки, предусмотренные единым расписанием. Если у школьника возникли проблемы со здоровьем во время государственной (итоговой) аттестации и он не выздоравливает до её завершения, то он может пройти аттестацию лишь в следующем году.

Хотел бы узнать, обязательно ли выпускнику сдавать ЕГЭ по выбору?

Необязательно. Чтобы получить аттестат о среднем (полном) общем образовании, необходимо и достаточно сдать два обязательных экзамена - русский язык и математику. Но если выпускник планирует поступать в вуз, то он должен сдать ЕГЭ по предметам по выбору, которые позволят ему поступить в учреждения среднего и высшего профессионального образования (в форме ЕГЭ можно сдать экзамены по 12 предметам по выбору: физике, информатике и ИКТ, химии, биологии, географии, обществознанию, истории, литературе, иностранным языкам (английскому, французскому, немецкому и испанскому)).

Как определиться, какие сдавать экзамены по предметам по выбору?

До 1 марта выпускники должны подать заявления на участие в ЕГЭ с указанием перечня предметов, по которым планируют сдавать экзамены. В соответствии с Порядком проведения ЕГЭ после 1 марта изменение указанных в заявлении экзаменов по общеобразовательным предметам возможно только при наличии у участника ЕГЭ уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально). Ежегодно (до 1 февраля) вузы и ссузы на официальных сайтах и информационных стендах размещают правила приёма и указывают перечень вступительных испытаний, которые необходимо пройти на определённую специальность (направление подготовки). При поступлении в вуз необходимо иметь результаты не менее трёх экзаменов из Перечня вступительных испытаний, утверждённого Министерством образования и науки РФ. В этом документе указаны все направления подготовки (специальности), по которым можно получить высшее профессиональное образование, и предметы, которые необходимо сдать для поступления на то или иное направление подготовки (специальность). На любое направление подготовки необходимо сдать ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету. Так, будущим специалистам в области международных отношений необходимо представить в приёмную комиссию вуза результаты ЕГЭ по русскому языку, истории и иностранному языку или обществознанию (по выбору конкретного вуза), а будущим детским врачам - результаты экзаменов по русскому языку, биологии и химии или физике (также по выбору конкретного вуза). Для поступления в какие-то вузы необходимо сдать и четыре ЕГЭ, а в какие-то пройти дополнительные вступительные испытания. Не стоит забывать и про такую возможность поступления в вузы, как участие во всероссийской олимпиаде школьников и в «вузовских» олимпиадах. При поступлении в учреждения среднего профессионального образования (техникумы, колледжи) необходимы результаты двух ЕГЭ, один из которых русский язык, второй – в соответствии с Перечнем вступительных испытаний, конкретного ссуза.

Какая в городе тенденция выбора предметов для сдачи ЕГЭ?

Отвечая на данный вопрос, не станем озвучивать фактический выбор выпускниками экзаменов. Приведём небольшой анализ сложившейся ситуации. Если в Перечне вступительных испытаний чаще встречаются математика, физика и информатика, реже – география, биология, химия, обществознание, то количество выпускников 2013 года, ориентированных на технические специальности, значительно ниже, чем заявка на них вузов, а частота выбора выпускниками, например, обществознания значительно выше, а следовательно, несоотносима с потребностями вузов и рынка труда.

Что делать, если даты ЕГЭ по сдаваемым предметам совпадают?

На этот случай расписанием ЕГЭ предусмотрены резервные дни. Если Вы сдаёте большое количество предметов по выбору (больше 8) и не укладываетесь в основные сроки (с учётом резервных дней), то Вам могут разрешить сдать оставшиеся предметы в дополнительные сроки (в июле). Но стоит ли так «распыляться»?! Нами были проанализированы результаты ЕГЭ выпускников прошлых лет, в ходе анализа выявлено: если выпускник точно и заранее определился с выбором профессии, целенаправленно готовился к экзаменам, которые ему предстоит сдавать для поступления в выбранный вуз (т.е. к 3-м или 4-ём), то его результаты оказываются выше, чем результаты выпускников, которые готовятся к ЕГЭ по 5 и более предметам.

Можно не прийти на ЕГЭ, на участие в котором записался, но он оказался не нужен при поступлении?

В этом случае выпускник имеет право не приходить на ЕГЭ по предметам по выбору.

Во сколько вузов можно подать заявление?

Выпускник вправе подать заявление и участвовать в конкурсах одновременно в пять вузов по трём направлениям подготовки (специальностям). При этом поступающий вправе подать такое заявление одновременно на различные формы получения образования, а также одновременно на бюджетные и небюджетные места.

Объясните, кто и как проверяет ответы на задания ЕГЭ?

Ответы на задания типов «А» и «В» проверяются с помощью специальных компьютерных программ в Федеральном центре тестирования (Москва). Проверка ответов на задания типа «С» осуществляется предметными комиссиями, в состав которых включены лучшие учителя школ и преподаватели вузов области. Предметные комиссии принимают к рассмотрению обезличенные копии бланков ЕГЭ с ответами на задания типа «С». Ответы участников ЕГЭ на задания с развёрнутым ответом проверяются двумя экспертами. По результатам проверки эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ. В случае расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается проверка третьим экспертом. Непосредственно по завершении обработки и проверки экзаменационных работ участников ЕГЭ результаты обработки бланков, а также результаты проверки ответов на задания типа «С» направляются в Москву в Федеральный центр тестирования, который проводит централизованную проверку экзаменационных работ всех участников ЕГЭ. В целях повышения объективности проверки экзаменационных работ может проводиться межрегиональная перекрестная проверка.

Как и кому подаётся апелляция?

Участникам ЕГЭ предоставляется право подать апелляцию двух видов: о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ и о несогласии с выставленными баллами. Апелляции не принимаются по вопросам содержания и структуры КИМ, а также по вопросам, связанным с нарушением участником ЕГЭ установленных требований к выполнению экзаменационной работы. Апелляция о нарушении процедуры проведения ЕГЭ подается уполномоченному представителю ГЭК в день экзамена в пункте проведения ЕГЭ; апелляция о несогласии с выставленными баллами - директору школы, который передаёт её в конфликтную комиссию. Сделать это необходимо в течение 2-х рабочих дней с момента официального объявления результатов ЕГЭ. Обращаем ваше внимание, что по результатам рассмотрения апелляции количество выставленных баллов может быть изменено как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Кто является законным представителем ребенка на апелляции? Является ли законным представителем ребенка человек, имеющий от родителей нотариально заверенную доверенность, например, учитель или репетитор?

Гражданским законодательством определены категории лиц, которые могут представлять несовершеннолетнего либо недееспособного гражданина: родители, опекуны, усыновители, попечители, а также лица, осуществляющие патронаж совершеннолетнего дееспособного лица, который по состоянию здоровья не может осуществлять свои права. Другие лица не могут представлять интересы ребенка на апелляции.

Если ребёнок не успеет переписать ответ с черновика. Будут ли его рассматривать при оценивании работы?

Черновики не являются частью экзаменационного комплекта и при оценивании работы выпускника не рассматриваются. Выпускник должен уметь работать в режиме установленного времени. В каждой аудитории находятся часы, по которым можно контролировать оставшееся до конца экзамена время. Кроме того, организаторы в аудитории за 30 минут до окончания экзамена сообщают выпускникам о том, что до окончания ЕГЭ осталось полчаса.

Что такое первичные и тестовые баллы ЕГЭ?

Первичный балл – это предварительный балл ЕГЭ, который получается путем прямого суммирования числа правильных ответов. Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается определённым количеством баллов. Тестовые баллы отличаются от первичных баллов. Первичные баллы ЕГЭ преобразуются в тестовые с помощью методики шкалирования. Таким образом, тестовые баллы – это окончательные баллы по результатам ЕГЭ, которые выставляются по стобалльной шкале в результате процедуры шкалирования, учитывающей все статистические материалы, полученные в рамках проведения ЕГЭ данного года. Ежегодно устанавливается минимальное количество баллов по каждому предмету

Как быть, если ребенок не набрал минимальное количество баллов при сдаче обязательного экзамена?

Если выпускник на ЕГЭ по русскому языку или по математике не преодолеет минимальный порог баллов, то ему будет дан шанс пересдать экзамен в один из резервных дней. Если выпускник повторно получит неудовлетворительный результат, то ему будет выдана справка об обучении в образовательном учреждении. Если же обучающийся получил неудовлетворительный результат по двум обязательным экзаменам, то права на повторное прохождение государственной (итоговой) аттестации в этом году у него не будет и он тоже получит справку об обучении в школе установленного образца. Ни в высшее учебное заведение, ни в учреждение среднего профессионального образования со справкой его не примут. Через год после окончания школы выпускник сможет снова попытаться сдать ЕГЭ и получить аттестат о среднем (полном) общем образовании. Но на базе основного общего образования (т.е. 9-летнего образования) он может обучаться в профессиональном училище или техникуме (колледже).

Есть ли возможность пересдать ЕГЭ по предметам по выбору, если получен результат, который не устраивает ученика?

Пересдача ЕГЭ по предметам по выбору в текущем году не предусмотрена.

Влияют ли результаты ЕГЭ на получение аттестата?

От успешной сдачи ЕГЭ по двум обязательным предметам (русскому языку и математике) зависит получение аттестата: у выпускника должны быть результаты ЕГЭ по русскому языку и математике не ниже установленного Рособрнадзором количества баллов. В 2013 году распоряжением Рособрнадзора установлено минимальное количество баллов по русскому языку – 36 баллов, по математике – 24 балла.

Влияют ли баллы, полученные на ЕГЭ, на оценки в аттестате?

Количество баллов, полученное выпускником на ЕГЭ, не влияет на отметки, которые будут выставлены в документ об образовании (как не влияют они и на получение золотой или серебряной медали «За отличные успехи в учении»). В аттестат о среднем (полном) общем образовании итоговые отметки выставляются по пятибалльной системе. Они определяются как среднее арифметическое годовых отметок выпускника за 10 и 11(12) классы и выставляются в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления.

Где получают свидетельство о результатах ЕГЭ? Кто может получить свидетельство вместо выпускника?

Свидетельство о результатах ЕГЭ выдается в образовательном учреждении участнику ЕГЭ лично или родителям (законным представителям) на основании документов, удостоверяющих их личность, или лицу, уполномоченному участником ЕГЭ, на основании оформленной в установленном порядке доверенности.

Подскажите, свидетельство о результатах ЕГЭ является бессрочным?

Нет. Срок действия свидетельства истекает 31 декабря года, следующего за годом его получения. Для лиц, проходивших военную службу по призыву и уволенных с военной службы, разрешено в течение года после увольнения с военной службы при поступлении в учреждения высшего и среднего профессионального образования использовать результаты ЕГЭ, сданного ими в течение года до призыва на военную службу.

В прошлом году уже начался прием документов в вуз, а свидетельство о результатах ЕГЭ выпускникам еще не было выдано. Может такая ситуация повториться в этом году?

Такая ситуация повториться может, но не стоит волноваться, если во время подачи заявления в вуз у вас на руках не будет свидетельства о результатах ЕГЭ. При подаче документов абитуриент в заявлении указывает сведения о результатах ЕГЭ, а приёмная комиссия вуза обязана проверить результаты ЕГЭ через единую Федеральную информационную систему.

Как подавать документы в вуз?

С процедурой подачи документов можно ознакомиться непосредственно в самом учебном заведении. Прием документов на первый курс начинается не позднее 20 июня и заканчивается 25 июля.

Скажите, дают ли льготы при поступлении в вузы победы в олимпиадах?

Это зависит от уровня олимпиады. Победы в городских или областных олимпиадах не дают льготы при поступлении в вуз. Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников принимаются без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады. При этом в аттестат по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады, выставляется отметка «отлично». Победители и призеры получают диплом государственного образца, в котором указано название олимпиады по предмету. Его следует предъявить в вуз при подаче документов для подтверждения своих льгот. При поступлении в вуз/ссуз на специальность не по профилю олимпиады, результат олимпиады засчитывается как 100 баллов по предмету, соответствующему профилю олимпиады. Важно, что вне конкурса, используя льготу победителя или призера любой олимпиады, можно поступить только в один вуз или ссуз на одно направление подготовки (специальность), соответствующее профилю олимпиады. В других высших учебных заведениях победители и призеры различных олимпиад смогут участвовать в конкурсе на общих основаниях. Результаты победителей и призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников являются бессрочными.
Результаты победителей и призеров других олимпиад школьников (в том числе «вузовских») учитываются только при поступлении в вуз/ссуз. В школе государственная (итоговая) аттестация для победителей и призеров других олимпиад проходит на общих основаниях. По решению вуза/ссуза победители и призеры олимпиад школьников при поступлении имеют право на получение одной из следующих льгот:
o быть зачисленными без вступительных испытаний на специальности, соответствующие профилю олимпиады
o быть приравненными к лицам, набравшим 100 баллов на ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады
o быть приравненными к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной (при поступлении в вузы), творческой и (или) профессиональной направленности по предмету, соответствующему профилю олимпиады, в порядке, определяемом приемной комиссией.
Эти льготы действуют в течение 1 года с момента утверждения списков победителей и призеров олимпиад школьников.

Будет ли проводиться городское пробное ЕГЭ?

Отвечая на вопрос о репетиции ЕГЭ, отметим: в городе Липецке традиционно по обязательным предметам (т.е. русскому языку и математике) репетиционные тестирования проводятся самостоятельно образовательными учреждениями. Общегородское репетиционное тестирование будет проводиться в середине марта по предметам по выбору выпускников. Организуется общегородское репетиционное тестирование с целью отработки технологии проведения данной формы экзамена, а не для выявления уровня подготовки выпускников. Однако образовательные учреждения должны подвести качественные итоги участия выпускников в городском репетиционном тестировании и довести их до сведения выпускников, родителей.

Вчера более 425 тысяч выпускников сдавали ЕГЭ по математике базового уровня. Из них 414 тысяч - выпускники этого года. Экзамен впервые разделен на два уровня - базовый и профильный. "База" дает право получить аттестат, но не позволяет поступать в вузы, где есть вступительный экзамен по математике. Это можно сделать только с профильным ЕГЭ. Многие школьники выбрали сразу оба уровня - это допускается.

Для получения аттестата достаточно сделать 7 заданий из 20. Двойку на базовом ЕГЭ можно будет пересдать в этом году в резервный день, - пояснил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов. Поясним: если ученик получил "два" на математике профильного уровня, ему разрешат пересдать предмет только на базовом уровне. А профиль можно сдать заново только только в следующем году.

По опыту досрочной волны, которая прошла в апреле, эксперты сделали вывод: с базовыми заданиями по математике выпускники справляются неплохо. "Можно выделить три самые распространенные ошибки, - рассказал "РГ" руководитель федеральной комиссии разработчиков тестов ЕГЭ по математике Иван Ященко, - не все понимают условие задачи, допускают арифметические ошибки с отрицательными числами и не могут себя проверить после того, как выполнили задание". Хорошие результаты показали Москва, Питер, Екатеринбург, Красноярск, Башкортостан, Якутия и другие регионы.

Экзамен по математике - один из самых сложных ЕГЭ для школьников. Знания по этому предмету в последние годы в школах катастрофически падают. А после того как Рособрнадзор резко усилил меры безопасности на Едином госэкзамене, количество стобалльников на математике упало в разы. В 2013 году их было 536, а в 2014-м только 64. Средний балл снизился на десять пунктов.

Профильный экзамен по математике пройдет 4 июня. Досрочная волна показала, что на него приходят далеко не все записавшиеся. Возможно, кому-то тесты показались трудными, а кто-то передумал поступать в вузы, где надо принести ЕГЭ по математике.

Проблема

Евгений Ямбург, академик РАО, директор московской школы N 109:

В клиниках периодически лежат 6 млн детей от 0 до 18 лет. Но точной статистики нет: органы здравоохранения фиксируют больных, а органы образования нуждающихся в обучении. В результате в межведомственном провале оказываются длительно болеющие школьники.

В последние годы приходится решать проблемы этих детей, поскольку в состав моей школы входят два подразделения: одно на базе ФНКЦ им. Д. Рогачева, где лежат ребятишки со сложными онкозаболеваниями, и другое на базе РДКБ, где длительно лечатся дети из различных регионов страны. Среди последних те, кто годами ждет пересадки почки, лечится после серьезных ожогов и т.п. Всем им гарантировано конституционное право на получение полноценного образования. Но практическая реализация этого права наталкивается на правовые, финансовые и организационные ограничения. В прошлом году на базе двух наших клиник по согласованию с Рособрнадзором для старшеклассников, каких оказалось немало, были организованы выпускные экзамены в 9 и 11 классах. В этом году с заявкой на проведение итоговой аттестации обратилось 80 (!) клиник.

У длительно болеющих детей итоговая аттестация - это повышенная мотивация к обучению. Нередко такие дети даже под капельницей хотят продолжать занятия. И врачи считают обучение одним из действенных средств реабилитации больного ребенка. Нельзя бесконечно концентрироваться на болезни и жить только по медицинскому протоколу: от процедуры к процедуре. Хотя, разумеется, в специфических условиях больницы с этим протоколом необходимо считаться, дозируя учебные нагрузки и графики занятий.

Острее всего переживают старшеклассники. Им не хочется отставать от здоровых сверстников. Прилежание и целеустремленность ребят беспрецедентны. В глубине души они полагают, что коль скоро государство тратит силы и средства на их обучение, они точно будут жить. А это так важно - иметь цель в жизни. Вот и судите: мучаем ли мы больных детей, организуя выпускные экзамены в клиниках?

Понять до конца, а главное, прочувствовать важность полноценного проживания большим и маленьким человеком любого, даже финального этапа жизни может лишь тот, кто сам пережил подобную трагедию. Одного из своих заместителей, с которым мы вместе трудимся более тридцати лет, я долгое время не допускал в подразделение школы, работающее на базе детского онкологического центра. В конце 70-х годов его первый ребенок погиб от лейкоза. С тех пор методы лечения невероятно усовершенствовались. Сегодня подобный диагноз уже не звучит как приговор. Меняются условия проживания таких детей в госпитальных палатах. Впервые попав в это подразделение школы, с трудом сдерживая эмоции, мой зам вспоминала, как сын и его соседи по палате играли шлангами от капельниц, обсуждая между собой, кто из них умрет раньше.

Сегодня страна вынуждена проводить повсеместную оптимизацию расходов. Может, ограничиться исключительно дистанционными формами обучения таких детей, предоставив им возможность получать знания в отдаленном доступе? Дешево и современно, если, конечно, клиника имеет скоростной Интернет, а родители в состоянии купить детям планшет. Мы используем дистанционные формы обучения для детей, которые не могут участвовать в групповых занятиях и подключаются к уроку прямо из боксов. Но компьютер не заменит больному ребенку непосредственный контакт с учителем.

Эта тема неизмеримо шире проблемы обучения длительно болеющих детей. Она затрагивает отношение в целом к инклюзивному образованию. Чем медик отличается от педагога? Врач не выбирает себе легких больных, избегая трудных случаев. Его профессиональное мастерство оценивается прежде всего исходя из того, как он справляется с тяжелыми патологиями. Профессиональные психологические установки учителя иные. Он предпочитает иметь дело с умными способными "пациентами". Они греют душу педагога, свидетельствуя о высоком качестве его работы. Именно по этим высшим достижениям (стобалльники ЕГЭ, победители олимпиад) выстраиваются рейтинги школ, присваиваются квалификационные категории, выплачиваются надбавки.

Мало того, что это несправедливо, поскольку поднять до "тройки" малоспособного ученика, имеющего серьезные проблемы в развитии и ограничения в здоровье, труд не менее сложный и, безусловно, достойный вознаграждения, нежели обучение мотивированного талантливого ребенка. Примечательно, что на любой конференции, где подводятся итоги деятельности школ, в первую очередь сравниваются показатели ЕГЭ и результаты участия школьников в олимпиадах федерального уровня.

Навязанная школам погоня преимущественно за высшими достижениями обучения при независимой внешней оценке качества их работы влечет за собой не только тяжелые социальные последствия. Она еще опасна для здоровья детей. В конце учебного года в четвертых классах проводится контрольный срез знаний. Все по-взрослому: независимый наблюдатель, секретный пакет, который вскрывается в определенное время, детские работы, которые необходимо собрать, запечатать в конверт, скрепить печатью и отдать на независимую экспертизу. Одним словом, мини-ЕГЭ. Несмотря на предварительную работу учителей и психолога, направленную на создание благожелательной атмосферы и снятие с детей стресса, они нервничают, что естественно.

В разгар контрольной работы одному мальчику становится плохо: у него тяжелая форма диабета, в школу он ходит с подключенной помпой. Медсестра рядом, она немедленно делает необходимую инъекцию и вызывает маму ученика. Сметая на пути охрану и дежурного администратора, со слезами мать врывается в класс. Через некоторое время мальчик приходит в себя, его успокаивают, и он успешно завершает работу.

Здесь возникает ряд вопросов. Кому это нужно? Зачем итоговые формы аттестации запускать даже в начальную школу? Для оценки качества работы учителя и школы, а также для морально-психологической подготовки к ЕГЭ. Но не слишком ли дорога цена такого качества? Больные дети ведь не всегда лежат и учатся в клиниках - массово посещают обычные школы. Могут резонно возразить, что такого ребенка не следовало допускать на контрольный срез знаний. Но он сам упрямо хочет быть, как все! Запрет участия в контрольном испытании для него стресс не меньший. Еще хорошо, что в нужное время и в нужном месте рядом оказался медработник. Его могло и не быть, поскольку в медицинском обслуживании школы переведены на аутсорсинг, а медики выведены из штата школы.

Социсследования показывают: подавляющее большинство учителей стремятся преподавать в лицеях и гимназиях, видя потенциальные возможности для своего карьерного роста в работе с отборным контингентом учащихся. При таких исходных установках о какой инклюзии может идти речь? Здесь не помогут никакие новые профессиональные стандарты, позволяющие работать со сложным неоднородным составом детей. Не спасут стандарты, ибо для их освоения требуется прежде всего сильная гуманистическая позиция учителя. Увещевания и проповеди в таких условиях малоэффективны. Необходимо немедленно менять критерии оценки педагогической деятельности как учителей, так и школ.

Диагнозу вопреки

15-летний Сережа Аленичев с трудом может встать с постели: диагноз - остеосаркома правобедренной кости - ему поставили в прошлом году. Огромная трагедия для семьи. Но парень не опустил руки и упорно продолжил заниматься. Мечтает стать врачом.

Из-за длительного лечения пришлось бы пропускать целый учебный год. Но оказалось, что в центре детской гематологии и онкологии имени Димы Рогачева есть школа, в которой ребята не только учатся, но и сдают выпускные экзамены, - рассказывает мама Лариса Аленичева. - Математика, русский, литература, физика, химия... Разница лишь в том, что уроки проходят в палате. Бывает, что из-за принимаемых лекарств Сереже больно говорить и он не может ответить на уроке. Но мальчик слушает, молча решает задачки, записывает все.

Итоговые экзамены для тяжелобольных детей и инвалидов дело добровольное. Но Сережа твердо решил: среднюю школу он закончит и сдаст ГИА-9 несмотря ни на что. Не остановила даже недавно перенесенная операция. В назначенный день больничные палаты превратились в аудитории: им присвоили порядковые номера и повесили таблички: "Тише! Идет экзамен". Прежде чем раздать запечатанные конверты с заданиями, организаторы провели инструктаж: как заполнять бланки, сколько времени идет экзамен и т. д.

В каждой аудитории было по одному сдающему. Рядом с ним организатор, следящий, чтобы все правила были соблюдены: ни шпаргалок, ни мобильников. Если ребенку требовалась медпомощь, в палату мог зайти врач. А за дверью все 4 часа экзамена дежурил наблюдатель.

Поблажек никаких: все строго по правилам, - рассказывает Лариса Аленичева. - Перед экзаменом у Сережи поднялась температура - 38,4. Я отговаривала его, но он все равно решил сдать математику. Сдавал, сидя на кровати: для бланков и задачек у него была плотная папка. Через час я попросила замерить температуру: выскочила. Экзамен был остановлен, а когда температуру сбили, он продолжился. Решил Сережа все хорошо, быстро.

С одной стороны, экзамены для больных детей - большой стресс. С другой - это хорошая цель и способ не зацикливаться на болезни.

Напомним, ГИА-2015 проводится в девятом классе в двух формах - Основной государственный экзамен (ОГЭ) и Государственный выпускной экзамен (ГВЭ). Первый идет для большинства школьников и напоминает по форме ЕГЭ. А дети с ограниченными возможностями здоровья могут сдать ГВЭ, который может состоять из устных и письменных заданий с использованием текстов, тем и билетов. В российских больницах организовано шесть пунктов сдачи экзаменов для больных детей. Два в Москве, по одному в Новосибирской области, Республике Крым, Севастополе, Калининградской области.