Три богатыря

Три богатыря стояли в чистом поле у развилки трех дорог, пред указующим камнем. На котором было написано: "Налево пойдешь - жену найдешь, направо пойдешь - коня потеряешь, а прямо пойдешь - голову сложишь". Прочитав указатель, они стали совет держать - куда же двинуться.

Самый старший - Илья Муромец молчал и слушал, он уже определился куда ехать надо - конечно же прямо. Добрыня Никитич тоже утверждал, что ехать надо прямо, а вот Алеша Попович рвался за женой.
- Конечно! вы то все женатые, а я еще холост. Отпустите меня налево за женой съездить - просил он.
- Ну что ж, если пришло время тебе жениться, то стало быть надо невесту выбирать. Хорошо, поезжай, Алеша, налево, а мы с Добрыней прямо поедем - испытаем свою силушку в задаче трудной, рискнем головой - сказал Илья Муромец.

Конь под Алешей нетерпеливо бил копытами, он был так же молодым и лихим, как и Алеша. Алеше недавно исполнилось 20 годков.
- Благослови, батюшка Илья Муромец - склонил Алеша голову.
Илья широко перекрестил Алешу - " Благословляю - скачи!"
И Алеша стрелой помчался по пыльной дороге - только его и видели, а Илья с Добрыней неторопливо поехали прямо.

Алеша скакал долго ли, коротко ли по дороге, что серой лентой вилась в чистом поле пока дорогу ему не преградил лес - да такой дремучий и заросший кустарником, заваленный буреломом, что пришлось Алеше вытащить меч из ножен и им прокладывать себе и коню путь.
Вечерело. Силы Алеши были на исходе, в чаще становилось всё темнее.
- Уже и на ночлег пора останавливаться - сказал Алеша коню.
Конь удовлетворительно заржал)))

И тут неподалеку мелькнул огонек.
- Что это там такое? - и Алеша направился вместе с конем на огонек - они вышли на большую поляну, на которой стояла избушка на курьих ножках, банька и колодец.
- Избушка, избушка встань к лесу задом, ко мне передом - гаркнул Алеша и избушка со скрипом повернулась. На крыльцо вышла Баба Яга:
- Фух! Фух! Русским духом пахнет! Кто такой? Откуда будешь и зачем пожаловал?
- Эх, бабушка, ты меня сначала напои-накорми, в баньке попарь, а потом уже вопросы задавай!
- Ну ежели ты баньку затопишь да воды натаскаешь я мигом ужин на стол накрою.
- Договорились, да вот еще - конь мой устал, да и голоден не найдется ли у тебя, бабушка, овса?
- Есть - есть, не овес, а сена стожок - там вот за избушкой.
Отвел Алеша коня к стожку, принес ему воды и пошел баньку топить.

А баба Яга в это время по дому шуршала - в миг на столе оказались - огурчики соленые, вареники с картошкой, да пироги с капустой, хлеб ржаной да крынка с молоком.
Тут вошел в избушку Алеша пригнувшись, чтобы не задеть притолоку головой - роста он был высокого.
- Ну вот, бабушка, баньку затопил. Воды натаскал, сейчас до красна натопиться и можно косточки попарить.
- Вот спасибо, добрый молодец! Ну садись за стол - чем богата угощайся.
Алеша сел, перекрестившись на образа, и стал есть, утолив голод богатыркий завел разговор с бабушкой:
- Ну, бабушка, и занесла тебя нелегкая жить в такой чаще непроходимой! Пол-дня воевал с кустами - весь меч иступил
- Да, как же - 1000 лет я тут живу и хорошо мне - зато всякие кто не попадя не ходють! А как звать то тебя? И откуда ты взялся и зачем в лес мой пожаловал?
- Алешей Поповичем звать-величать, еду я невесту свою искать - пришла пора мне жениться. А нес я дозор с товарищами своими - Ильей Муромцем да Добрыней Никитичем - объезжали дозором землю Русскую, да границы наши, чтобы ни враг, ни супостат зло не задумали. И вот попался нам камень…
- Знаю, знаю тот камень - не дала досказать Яга Алеше - ох и лихую дорожку ты выбрал, добрый молодец!
- Почему?
- Так та, что в невесты обещана - в заточении у Кощея бессмертного вот уже триста лет томится и сколько молодцев за неё не бились ни один еще живым да с невестой обратно не ворачивались. Уж я то знаю - путь их через мою поляну лежит.
Сколько я их повидала-перевидала - вот ты три тыщи восьмой будешь.
-Ого-го ничего себе! - присвистнул Алеша - Я то думал быстро управлюсь, а тут видно тяжелая битва предстоит.
- Даже и не думай биться с Кощеем - бесполезно! Он ведь бессмертный!
- Так неужто непобедим он? Не бывает такого!
- Победим, только тут хитрость нужна и сноровка, и сердце чуткое, и смелость крепкая- да видимо не нашлось такого богатыря кто бы все эти качества в себе соединил.
- Авось, я именно тот! - расправив плечи заявил Алеша.
- Всё может быть! Понравился ты мне, хлопчик, вот попарь меня в баньке, а то что-то спиной я маюсь в последнее время - и я тебе вместо твоего меча, спорченного в лесу, подарю меч кладенец из булатной заговоренной стали. Оставила мне его сестрица моя младшая на сохранение со словами: "Отдашь кому сердце велит" - вот и велело тебе.
- Спасибо, бабушка, - Алеша встал и поклонился Бабе Яге в ноги.
Бабушка пошла куда-то за печку - долго там кряхтела и охала и вынесла меч завернутый в тряпицу
Алеша взял меч - развернул тряпицу и увидел чудесные ножны инкрустированные камнями самоцветными, рукоять меча была из слоновой кости и тоже инкрустирована камнями - вынул Алеша меч из ножен, как нож из масла, легко он вышел - и засиял, как живой в руках Алеши.
- Ну вот дождался хозяина - сказала бабушка и смахнула слезу украдкой.
- Хорош меч, красив да остер! - сказал Алеша - надо посмотреть как он себя в бою покажет!
- Что ж мы, что ж мы загутарились - банька то простынет - засуетилась бабушка
- И то верно, - Алеша убрал меч в ножны, положил его аккуратно на лавку, еще раз поблагодарил бабу Ягу и отправился в баньку париться.
Напарившись да похлестав Бабу Ягу веником, Алеша лег спать.
Баба Яга постелила ему на лавке у печки, а сама забралась наверх на полати - спину греть распаренную.
На утренней заре Алеша отдохнувший, полный сил богатырских простился с бабушкой и вскочив верхом на коня помчался на поиски своей невесты, которую, как сказала Баба Яга, звали Василиса Прекрасная и которая вот уже триста лет томилась в плену Кощеевом. На последок баба Яга наказала заехать к своей старшей сестре Алеше - может быть она подскажет, как Кощея извести она мудрая много веков уже живет - всё знает.

Сказка - ложь, да в ней намек.

Вот и былинный камень, который рано или поздно обязательно появлялся перед любым уважающим себя богатырем - не такая уж и выдумка.

По какой бы дороге ты не шел - рано или поздно будет развилка, а над развилкой тучи и черные вороны, перед конем - камень: сымай, богатырь, шлем и чеши как следует богатырскую патылицу…

«Витязь на распутье». Васнецов

Бывают времена - перед сказочной развилкой оказываются целые государства: куда повернуть, направо или налево?

А наша с вами земля - сама по себе развилка: с кем быть, с Западом или с Востоком? Коня потерять или жену сыскать (сварливую и требовательную жену, между прочим, а не Василису Премудрую ни разу)…

Незавидная судьба: оказаться между великими цивилизациями и вечно стоять перед выбором, с кем быть. А выбор - и вправду серьезный.

Восток - это ведь что?

Идеология общности. Единица на Востоке ничего не решает и ни на что не влияет. Даже восточный тиран - он никак не может тиранизировать один, ему обязательно нужен клан, семья, единомышленники, которых он поставит вокруг своего трона плотной стеной и будет жестоко карать за предательство, потому что нельзя на Востоке одному никак.

А уж восточный народ - он тем более не понимает, как это, в одиночку? Восток всегда брал массой: и тогда, когда тысячные толпы монголо-татар выжигали дотла русскую степь, и когда покупали за шелк и пряности разбалованную Европу, и тогда, когда всем народом устанавливали красный режим, и тогда, когда били палками воробьев по всему Китаю - и воробьи тоже умирали массово, как положено на Востоке.

И даже восточные мудрецы, такие же одинокие, как любые мудрецы в любой части света - они обязательно пытаются хоть с кем-нибудь солидаризироваться, ну вот хотя бы с природой, стать хоть с чем-нибудь единым целым, включиться в общность.

Совсем иное дело - Запад

Там каждый человек - личность. Отдельная. Самостоятельная. Имеющая право. Возвышающая голос. Решающая вопросы любого рода самостоятельно: от самых что ни на есть бытовых до самых что ни есть глобальных.

Только на Западе можно выбрать президента огромной страны перевесом всего в семь голосов - на Востоке ради семи голосов и пересчитывать бы ничего не стали.

Западный человек преисполнен осознания собственной человеческой ценности и важности. Поэтому Запад всегда спорит, всегда за что-нибудь борется, всегда чего-нибудь хочет взамен - потому что спорят, борются и хотят составляющие его личности.

Даже боги у нас разные.

На Востоке - многоликие, многоязыкие, посылающие на Землю пророков, проживающих то несколько жизней, то несколько смертей.

На Западе - это обязательно Личность, в одиночку изменяющая целый мир.

Что выбрать: восточное единство или западную индивидуальность?

Потерять коня или приобрести жену?

VELVET: Анна Северинец

Бывают сложные обстоятельства, когда человек не знает, как поступить, кажется, что и одно, и другое решение будет злом. Однажды в СМИ сообщалось, что во время цунами в Таиланде женщина с двумя детьми оказалась в открытом море, и они начали тонуть. Понимая, что на двоих у нее не хватит сил, мать решила спасти одного ребенка, а второго оставила на произвол судьбы. К счастью, волей Божией он тоже спасся. Размышляя над этим случаем, мой знакомый священник признался: «Я смотрю на своих детей и понимаю, что не смог бы выбрать, кого из них спасать, а кого оставить на волю судьбы. Или обоих вытаскивать, или всем вместе погибать».

Подобный сюжет есть и в сериале о блокадном Ленинграде. Мать начала отдавать обе скудные пайки одному ребенку, сознательно обрекая другого на голодную смерть. Женщина руководствовалась житейским расчетом - атеистическим, земным, отнюдь не евангельским подходом. Не будем никого судить, но для себя сделаем вывод, что в ситуациях, когда сложно принять правильное решение, лучше положиться на волю Божию и попытаться сделать невозможное, спасая всех. В таком случае можно жертвовать только собой, но не жизнью кого-то ради спасения другого. Лучше умереть всем, но не поступить против совести, и наследовать вечное Царство, чем таким неправым путем кого-то сохранить, жертвуя жизнью другого.

В ситуациях, которые кажутся неразрешимыми, надо обратиться к Богу и просить Его о помощи. И если предвидишь, что можешь принести какой-либо вред словом, делом или даже мыслью, надо от этого воздержаться. Остерегаясь необдуманных слов и поспешных решений, всякий раз следует спрашивать себя: «Как поступил бы Христос? Будет ли сказанное или сделанное правильным с точки зрения заповедей Господних? Не хочу ли я действовать согласно своим личным расчетам и греховным привычкам, которые так срослись с моим сердцем, что я не отделяю себя от них?»

Ведь человек искушается в первую очередь от собственной падшей природы - тех страстей и греховных привычек, которые развились в его сердце. Именно через них, как по проторенной дорожке, действуют бесы. Такой порядок описан в литературе о подвижниках. Лукавые духи подступают ко всем людям, разжигая в них те страсти, которым человек уже подвержен, а затем к ним прилагают новые. Это похоже на то, как работает поиск в интернете: при задании в поисковике темы сразу появляется множество предложений, привлекающих внимание, разжигающих интерес, желание отвлечься, «побродить» по ссылкам. Так и бесы подыгрывают в первую очередь тем страстям, которыми мы заражены, всячески стараясь расширить захваченную ими зону, сделать ее неуправляемой.

Если человек внимательно следит за собой, он распознает греховные советы, воспринимая их как искушения, и не соглашается с ними. Христианин должен отсекать их как можно раньше, пока они не укрепились и не разрослись до желания, борьба с которым намного сложнее. Это правило было известно еще в ветхозаветную эпоху: «Блажен, — сказал псалмопевец, — кто разобьет младенцев (злые помыслы) о камень (веры и упования на Бога)» (см. Пс. 136, 9). Для полного избавления от коренящейся в сердце страсти, по выражению старца Ефрема Филофейского, «требуется борьба до крови».

Аскетам, которые преодолели искушения от собственных страстей и достигли такого совершенства, когда люди уже не способны вынудить их на грех, Господь попускает вести жестокую борьбу с демонами ради духовного укрепления Своих избранников и для посрамления сатаны. Тот же старец Ефрем повествует о многих испытаниях, постигающих подвижников: о бесе сна, который нападает во время ночных молитвенных бдений; о бесе бегства, который всевает в душу монаха помыслы уйти из монастыря, вернуться в мир, ослабить подвиг; о бесе лени, который постоянно бубнит о тяжести послушания.

Монахи сопротивляются искушениям всем арсеналом духовных средств: Иисусовой молитвой, откровением помыслов духовнику, молитвенными бдениями, строгим воздержанием. По мере ведения этой духовной войны ратники Христовы укрепляются и бесстрашно противостоят врагам спасения. Праведной Иулиании Лазаревской на первых порах ее подвижничества зримо явился дьявол, и от испуга она спряталась под одеяло, призывая на помощь Бога и святителя Николая Чудотворца. Спустя много лет, когда дьявол предстал перед праведницей, чтобы вновь устрашить ее, она смело противостала ему силой Христовой, которая уже действовала в ней.

В житии древнего подвижника преподобного Антония Великого есть подробный рассказ о том, как его мучили бесы, являясь в устрашающем обличье. Однажды от бессилия подвигнуть святого хотя бы на малейшую греховную мысль, они избили его до полусмерти. Келейники аскета XIX века святителя Игнатия (Брянчанинова) свидетельствовали, что неоднократно находили его с выщипанной бородой и прочими повреждениями, причиняемыми темными духами. Но вся их злоба оказалась бессильна.

Преподобный Марк Подвижник пояснял, что сатана может «внушать превратные действия в помысле только первой мысли, чтобы искушать наше внутреннее расположение», привлечь внимание. Решение принять греховный помысел или отказаться от него всегда остается за человеком. Выбор между советом лукавого и заповедью Божией мы делаем чаще, чем замечаем это, нередко мы совершаем его, не задумываясь.

На самом же деле, проходя свой жизненный путь, мы то и дело, подобно былинному герою, выходим на перепутье и оказываемся перед камнем с надписью: «Налево пойдешь… Направо пойдешь…» Только в отличие от сказки у нас нет третьего пути. «Крест» нашей земной жизни имеет только две концовки: либо житница Божия, уготованная для Его пшеницы — «сынов света», либо геенна, ожидающая лукавого и его порождения — плевелы (ср. Мф. 13, 38). Третьего варианта не существует.