Происхождение гагаузов


Гагаузы - сравнительно небольшой тюркоязычный народ, численностью около 220 тысяч человек. Религией гагаузов является православие. Большинство гагаузов сейчас компактно проживают в регионе, носящем историческое название Буджак, разделенном в настоящее время границей Украины и Молдовы.


В Буджак гагаузы массово переселились со своей исторической родины, Добруджи, что на Балканах, во второй половине XVII - начале XIX века, спасаясь от османского ига.Тогда же часть переселенцев дошла до Запорожской области нынешней Украины. Здесь они основали свои села, где гагаузы проживают и поныне, в значительной мере ассимилировавшись местным населением.


Во второй половине XIX века, спасаясь от принудительной болгаризации, проводимой правительством освобожденной от турок Болгарии, остававшиеся в Добрудже гагаузы вынуждены были переселиться в Грецию, где они обосновываются в Восточной Фракии и на северном Эвросе. Здесь гагаузские поселения существуют и поныне.


Во время столыпинской аграрной реформы часть гагаузов из Буджака переселяется в Казахстан, где их потомки живут и сейчас.


В 20-е годы прошлого века многие гагаузы из Буджака, находящегося в то время в составе Румынии, в поисках работы переселяются в Канаду, Бразилию и Аргентину.


В период коллективизации большая группа гагаузов переселилась и осела в Узбекистане.


В настоящее время гагаузы проживают также в России, Туркмении, Латвии, Эстонии, Грузии, Болгарии, Румынии, Турции.


Гагаузы считают себя самостоятельным народом, имеющим свой язык, культуру и этническую территорию Буджак.


Ответить на вопрос, кто такие гагаузы, и дать разумное объяснение их происхождению пытались многие ученые. Но, тем не менее, в ранней этнической истории гагаузов по сей день много белых пятен, и вопрос о происхождении этого народа спорен. Самый известный из современных исследователей гагаузской этнографии, Михаил Губогло, сам гагауз по происхождению, указал на существование двадцать одной версии о происхождении гагаузов.Эти версии весьма разнятся между собой.


В Турции, например, популярна версия о том, что гагаузы являются потомками малоазийских турок, переселившихся в XIII веке под руководством султана Кейкавуса в Добруджу. Здесь Кейкавус основал первое государство гагаузов Узиеялет.
Российские, молдавские и гагаузские ученые считают, что гагаузы - самостоятельный народ, который сформировался на основе северотюркских племен печенегов, узов и половцев, переселившихся на Балканы из Средней Азии в Х веке,после разгрома Казарского царства русским князем Святославом, и принявших здесь христианство.Согласно теории историка Д.Тодорогло, гагауза по происхождению, гагаузы происходят от опять же тюркского племени огузов, которые во время принятия тюрками ислама остались верны старой языческой вере и покинули Центральную Азию, поселившись к северу от Каспийского и Черного морей между Волгой и Дунаем, основав впоследствии в Добрудже первое государство гагаузов Узиялет,и переняв затем от византийцев христианство.Однако, последние научные исследования в области этнической геномики опровергают все многочисленные версии историков о происхождении гагаузов от тюркских племен, будь то сельджуки, печенеги, половцы или огузы, переселившихся на Балканы из Азии. В сравнительном исследовании генов тюркоязычных народов бывшего СССР, охватившем не только Волго-Уральский регион, но и Северный Кавказ, Среднюю Азию и Сибирь было обследовано более 8 000 человек из 60 популяций. При этом было выявлено полное отсутствие у гагаузов «азиатских» линий митохондриальной ДНК. Т.е. гагаузы по своему происхождению - европейцы. Поэтому, с учетом изложенного, более правильной представляется версия о происхождении гагаузов от фракийского племени каттаузов, выдвинутая некоторыми греческими исследователями.

Первое упоминание о каттаузах, которые жили в Добрудже, относится к III-IV векам н.э. О каттаузах писали еще Геродот и Птолемей. Упоминают о них и римские хроники, такие как Овидий и Плиний.


Основными занятием каттаузов были скотоводство и земледелие. Благодаря этому они смогли пережить частые набеги кочевых племен и проходившие через их территорию переселения народов. Не повлияло на их присутствие на этой территории также и падение вначале Римской, затем Византийской империи. Каттаузы выстояли и адаптировались к новым политическим и экономическим условиям.


Утверждение христианства как официальной религии привело к христианизации всех народов на Балканах, в том числе и каттаузов. Учитывая, что каттаузы стремились жить ближе к городам, чтобы быстрее и выгодней продавать свою продукцию, они были эллинизированы, а эллинизированное население легче приняло христианство в связи с распространением новой религии через греческий язык.
По окончании крестовых походов на территории нынешней Болгарии было образовано три княжества. В Тырновском и Видинском царствах население было в основном болгарским. Большинство населения Добруджанского княжества составляли каттаузы. Кроме них, на этой территории проживали византийские греки, влахи, куманы и турки-сельджуки.Особого расцвета княжество достигло в годы правления Добротицы, который обосабливается от двух других болгарских княжеств и сближается с Византией. Флот Добротицы доминировал на Черном море и составлял жесткую конкуренцию в торговле генуэзцам.
В 1394 году княжество каттаузов было завоевано османами из-за отказа сына Добротицы Иванко участвовать в военной компании османов против христианских Венгрии и Молдовы. Часть христианского населения княжества было османами истреблено, часть рассеилась, а часть была переселена в Восточную Фракию, где каттаузы работали на полях султана и в благотворительных учреждениях его жены украинки Роксоланы.
После завоевания Константинополя османами и провозглашение Патриарха Константинопольского в качестве религиозного и политического лидера всех христиан, каттаузы становятся частью христианского миллета. Со временем слово "каттауз" трансформировалось в "гагауз". А так как гагаузы проживали среди османских турков, чтобы выжить и быть в состоянии обмениваться товарами,постепенно забыли свой язык и стали говорить по-турецки.
Характерно, что гагаузский язык похож на язык балканских османов, а не на язык османов Малой Азии. В заключении можно с уверенностью сказать, что гагаузы являются фракийским племенем северной Болгарии, которое имеет только одну специфическую черту по отношению к другим фракийцам. Они тюркоязычные, но являются убежденными христианами.

В южной части Молдавии выделяют небольшую автономную область, имеющую собственный флаг, герб и гимн - Гагаузию. Являясь частью Молдавской республики, это территориальное образование сохраняет политическую независимость. Карта Гагаузии интересна тем, что включает 4 территориально несвязанные между собой части, составляющие 3 района единой автономии. Расположена она в Буджакской степи - засушливой холмистой части южно-молдавской равнины. Административные органы расположены в муниципии Комрат.

Национальный состав

Гагаузия - экономическая, политическая и социальная АТО, пестрый национальный состав которой определяет ее своеобразие.

Население насчитывает немногим более полтораста тысяч человек, из которых почти 80% причисляют себя к гагаузам, относящимся к тюркской народности, проповедующим православие. Примерно в равных долях, исчисляемых несколькими процентами, присутствуют болгары, молдаване, русские и украинцы.

Официальными считают гагаузский, молдавский и русский языки. В образовательных учреждениях преподают, преимущественно на русском. Ведение деловых бумаг внутри автономии производят также на русском. В области СМИ также превалируют русскоязычные издания и каналы, с равными долями вещания на гагаузском и молдавском языках. Общение с предприятиями и организациями, находящимися за пределами этой территориальной единицы ведется по-русски и по-молдавски.

Достопримечательности Гагаузии

Несмотря на бедность географического рельефа, представляющего собой чередование выжженных солнцем невысоких холмов, оврагов и равнин, посмотреть в Гагаузии есть на что:

  • это христианские собор св. Иоанна в Комрате, церковь св. Георгия и церковь св. Троицы в Дезгинже, датированные второй половиной девятнадцатого века;
  • древний памятник «Троянов вал», причисляемый к третьему веку нашей эры;
  • исторический монумент, посвященный Кагульской битве, относящийся к восемнадцатому веку в городе Вулканешты;
  • ветряная мельница в селе Бешалма, относящаяся к началу двадцатого века.

В Бешалма расположен музей гагаузской народности, в котором можно познакомиться с ее бытом о обычаями.

Путешествовать по этой части Молдовы, сохранившей свою самобытность, поможет карта Гагаузии, иначе сложно понять на какой территории находишься.

Фотографии

Гагаузию называли «охранным отрядом» Византии, этот народ сохранил веру под игом Османской империи. И в наше время на референдуме проголосовал против интеграции в Евросоюз. О том, откуда такая стойкость, о духовных корнях гагаузского народа, о его истории и традициях, о его выборе мы беседуем со священником из Гагаузии протоиереем Димитрием Киорогло .

Доверчивые

– Отец Димитрий, добрый день! Какую роль играет Церковь в Молдавии и Гагаузии?

– Функциональная роль нашей Молдавской митрополии как миротворческого института всегда была на высоком уровне. Митрополия объединяет все народы нашей Республики Молдова. Да и палитра многонациональная, но православная вера у нас доминирует.

– Какие национальности представлены в Молдове?

– Национальностей одиннадцать. Из больших это, прежде всего, молдавский народ, украинский народ, гагаузско-болгарский, русский народ (русские даже больше, чем гагаузы и болгары, представлены). Ну, и другие народы есть: цыгане, поляки…

– Гагаузы – это один из немногих народов, который, приняв Православие, сумел сохранить его в течение очень многих столетий. На ваш взгляд, почему? И как отразилась такая верность Православию на этом народе?

– Потому что живая вера христианская была воспринята гагаузами так же, как, допустим, князь Владимир ее воспринял. Приняв крещение, он изменился – Крещение его изменило! И такое восприятие веры способствовало сохранению этой однажды принятой веры на тысячу лет.

– И даже пребывание под владычеством турков-османов не сломило эту веру?

– Да. Тюркоязычные христиане-гагаузы подвергались со стороны османов большому нажиму, потому что говорили все-таки на близком им языке – тюркском. Это балканский диалект турецкого языка.

– Как отразилось на менталитете народа то, что он был предан Христу, предан Православию? Что это за люди?

Мы не знаем случаев перехода в ислам среди гагаузов

– Гагаузы очень защищали свою веру, случаев перехода в ислам среди них мы не знаем. Это особенно видно на примере катастрофы 1922 года, когда бо льшая часть гагаузов, греков, болгар была переселена из Турции в Болгарию и Грецию, а на их место из Боснии, из той же Греции, по решению Лозаннской и Генуэзской конференций, приехали турки. Причем турки переселяли в первую очередь гагаузов, потому что они зарекомендовали себя очень ревностными православными христианами.

– Хотелось бы поговорить о миротворческой деятельности Церкви. Я слышал, что Молдавия – такое белое пятно на духовно-образовательной карте Европы. Согласны ли вы с этим? Действительно ли там так сложно обстоят дела с преподаванием религиозных дисциплин в школах?

– Ну, может быть, у нас нет фиксированных часов преподавания религии в школе, как в Греции, в Румынии, но во многих школах основы православной веры преподают священники или подготовленные ими учителя. Где-то в 700 школах, не меньше.

– Отец Димитрий, судя по опросам, интеграция Молдовы в Евросоюз была воспринята гагаузами, так скажем, сложно. (В ходе референдума, проведенного 2 февраля 2014 года в автономном территориальном образовании Гагаузия по вопросу о том, с кем интегрироваться – Евросоюзом или Россией, 98,4% проголосовавших выбрали более тесные связи с российским Таможенным союзом, 97,2% выступило против более тесной интеграции с ЕС. – Ред. ). Почему?

Сегодня агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: “Идите к нам”, а население хочет жить в своих традициях

– Потому что гагаузы всегда жили на своей земле, они работали, пахали землю, общались в своем социуме и межэтнически: скажем, на храмовые праздники с соседями друг к другу ходили и практиковали другие формы такого общения. Поэтому они ближе к восточным своим соседям – украинцам, россиянам. Ведь издревле Русское княжество выходило на Дунай. Еще князь Святополк ходил походом на Доростол – это сегодняшняя Силистра в Болгарии. То есть они всегда были связаны… Сегодня, когда агитируют интегрироваться в Европу, зазывают: «Идите к нам», население все-таки хочет жить в тех традициях, которые проверены тысячелетиями. Я думаю, что эти убеждения надо уважать. Референдум, который проводился у нас в Гагаузии, – это, можно сказать, диагноз. Как мы знаем, когда мы идем к врачу и нам ставят диагноз, мы доверяем нашему доктору, и в данном случае референдум – это момент доверия народу, который высказался, а не политическим группам, которые под видом демократии куда-то народ зазывают.

– Вы сказали очень важное слово – доверие. А насколько гагаузы доверяют Церкви?

– Я не знаю случаев, когда бы они не доверяли своей вере, которая у них внутри, в душе, которую исповедовали их предки. И они передают веру своим детям. Это доверие Церкви будет всегда, независимо от каких-то внешних моментов.

– У вас, получается, есть уникальный миротворческий потенциал. Общественный деятель Иван Гугуджи в свое время сказал, что Гагаузия – это исторический охранный отряд Византии – из-за такой приверженности Православию. Как этот ваш потенциал Православия может пригодиться другим народам, всему миру? Чему можно поучиться у гагаузов?

– Уникальность гагаузов в том, что они сохранили веру, будучи тюркоязычными. Они обладают миролюбием! Я бы сказал даже – доверчивостью. Они легко сходятся с другими, они гостеприимны, и это помогло им сохраниться на протяжении тысячелетий, хотя это малочисленный народ. Они шли по истории, сохранились до наших дней.

Гагаузия – это где?

– Давайте поговорим с вами вообще о терминологии. Откуда произошло название Гагаузия? Не все представляют, где находится Гагаузия и частью чего она является.

– Гагаузская автономия находится в южной части Республики Молдова, еще гагаузы проживают на юге Украины и также в сопредельной части Буджакской степи. «Буджак» переводится с татарского как «угол».

– А где находится Гагаузия? Какое место она занимает на карте Европы?

– Гагаузия находится в нижней части бывшей Бессарабии. Теперь это территория Республики Молдова.

– То есть гагаузы жили там и в 1812 году, когда Бессарабия отошла России?

– Да. Они всегда там жили, но в одно время туда пришли монголо-татарские племена, в частности Ногайская орда. Но после того, как они ушли с этих территорий, к жившим там гагаузам еще присоединились гагаузы Турции, из района Северного Причерноморья, Болгарии.

– Откуда пошло само название – Гагаузия?

– «Гагауз-ери» – значит, гагаузская земля.

– Вы сказали, что прошел референдум, и это – определенный акт доверия народу. Но его результаты не означают же, что гагаузы ненавидят Европу? Как они относятся к Европе?

– Гагаузы не являются врагами Европы. Но они хотят быть интегрированными и просятся в Евразийский союз. Они 200 лет жили в Российской империи, потом – в СССР, и это был естественный процесс, это – «диагностирование» народа было. И мощный показатель их духовных устремлений.

– Сколько по опросу получилось?

– 90 процентов. Это ли не показатель? Надо доверять своему народу, и поэтому референдум является теперь, так сказать, отправной точкой, посылом для руководителей Гагаузии.

Общий язык богослужений

– Отец Димитрий, славянский язык был государственным языком для молдавских княжеств. Как это отразилось в том числе на менталитете и на культурном коде гагаузов?

– Традиция славянского языка на нашей территории – многовековая. Не нужно думать, что в Молдавии или в Румынии было по-другому. Еще в средневековье наши молдавские цари, князья, как известно, писали на кириллице и знали славянский язык. Богослужение проходило, главным образом, на основе славянской службы. Ну, и, конечно, местная молдавская составляющая была. Такова была сила влияния богослужебного языка, составленного на основе кириллицы, славянских текстов!

– Вы сказали, что гагаузы – очень миролюбивый народ. Какие еще качества отличают этот народ?

– Гагаузы не ставят себя выше других народов, не говорят: «Мы – лучшие». Не все народы, безусловно, одинаковы, и это отражено даже в фольклоре, в шутливых пословицах. Скажем, у вас есть пословица о Рязани: «У нас, в Рязани, грибы с глазами, их едят, а они глядят». Шутливо? Но вместе с тем даже нет намека, что мы, мол, лучше соседей.

Но, к сожалению, свойство гагаузского народа – доверчивость, доверие – сегодня разрушается. И нужно эти понятия возвращать, возрождать. Доверие должно все время присутствовать в современном многополярном обществе, в межнациональных, межконфессиональных отношениях. Не должны быть все против всех, хотя, увы, сегодня тенденция именно такова. Должны сохраняться традиционные свойства народов, которые они оберегали, создавали путем взаимопроникновения, единства веры, путем общения, встреч на ярмарках, на храмовых праздниках. Вот у нас, в Молдавии, так создавалось доверие между народами, которые живут на территории Гагаузии.

– А почему оно разрушается? Почему теряется доверие?

– Потому что сегодня появляются разные деятели, политические и другие, которые создают какие-то ситуации, дают какие-то комментарии, разрушающие доверие. Доверие разрушается под влиянием различных групп, которые преследуют свои интересы. Под видом демократии приходят суждения другого толка, нежели были всегда, в традиционном обществе наших народов.

– Скажите, а какова общая численность населения автономии, сколько в Гагаузии живет людей?

– В Гагаузской автономии на сегодняшний день около 150–160 тысяч человек. А так было 200 тысяч.

– Это три крупных города.

– Три районных центра.

– Отец Димитрий, по традиции хотелось бы, чтобы вы обратились к нашим зрителям и читателям портала «сайт» со словами напутствия.

Гагаузы (самоназвание) - народ в Молдавии (135.500 человек), на Украине (31.900 человек), в России (10.100 человек), 1.000 в Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Грузии. В значительной мере ассимилированые другими народами гагаузы проживают также в Болгарии (10.000 человек), Румынии (3.000 человек), Греции (3.000 человек),Турции (5.000 человек), Канаде и Бразилии. Общая численность 220.000 человек.

Говорят на гагаузском языке тюрской группы алтайской семьи. Письменность на основе латинского алфавита.

Верующие - православные.

Гипотезы о происхождении гагаузов многовариантны: отуреченные христиане или христианизированные турки, болгары, воспринявшие тюркский язык, и др. В Турции популярна сельджукская теория, согласно которой гагаузы - потомки малозийских турок, переселившихся в XIII веке в Добруджу вместе с тюркоязычными куманами (половцами) южнорусских степенй, основавшими здесь "Огузскую державу". До переселения гагаузов с Балкан в Россию (Бессарабию) они состояли из двух групп: хасыл гагаузы (настоящие гагаузы) и болгарские гагаузы. Вероятнее всего основу гагаузов составили тюркоязычные кочевники (огузы, печенеги, половцы). Европейские исследователи рассматривали в качестве вероятных предков гагаузов тюркоязычных протоболгар, в 670-е годы пришедших на Балканы с берегов Волги. В XIII веке их потомки приняли христианство. В русско-турецких войнах конца XVIII - начала XIX веков гагаузы выступали на стороне России. они переселились в опустошенные степи Южной Бессарабии. Часть гагаузов в 1912 - 1914 годах переселилась в Казахстан. В годы коллективизации группа гагаузов осела в Узбекистане, они идентифицировались с болгарами. В декабре 1994 года в Молдавии образована автономия гагаузов.

Использованы материалы статьи М.Н.Губогло в кн.: Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 1994

Выдающийся географ академик Л.С.Берг писал: "Гагаузы - это народ, говорящий на турецком языке, но исповедующий православие" . И хотя гагаузский язык близок, но отнюдь не идентичен турецкому, однако уже из этого краткого определения видно, что в судьбах этого народа особенно ярко запечатлелись исторические противоречия в развитии эгов-востояной Европы.

Основная часть гагаузов живет на юге Молдавии, в районе, который получил историческое название "Буджак". Расселена эта часть гагаузов очень компактно вокруг городов Комрат, Чадыр-Лунга, Вулканешты, а также в районах, прилегающих к Одесской области, и составляют тут чуть меньше половины населения.

Часть гагаузов во время второй мировой войны была выселена в Казахстан, где сохраняются их колонии. В Буджак гагаузы переселились в начале XIX века из Болгарии.

Как же сложилось столь редкое сочетание языка и религии, ведь тюкский язык на юге Европы обычно сочетался с мусульманством? По мнению большинства исследователей, гагаузы - прямые потомки племен, населявших "Поле" - степную зону, протянувшуюся от Алтая до Карпат, и кочевавших по этой степи в основном с востока на запад. Значительная часть племен говорила на тюркских языках. В первые века русской истории предки современных гагаузов оказались южными соседями древнерусского государства. Русские князья нанимали одних кочевников для защиты от других, что приводило к принятию неславянскими племенами православия. Точно не установлено, какие именно племена были предками гагаузов: половцы, печенеги, огузы - черные клобуки? Огузы считаются наиболее вероятными предками современных гагаузов. К концу XI века они продвинулись дальше на запад и обитали уже на Дунае и за Дунаем на территории христианской Византии. Нынешнее поселение гагаузов на юге Молдавии связано с распадом Османской империи - они переселились на место кочевавших здесь ногайцев.

Есть другая, менее распространенная версия, согласно которой гагаузы - это бывшие православные болгары, которые под давлением турецких завоевателей поменяли язык. В любом случае гагаузы - древнее коренное население юго-восточной Европы, имевшее на некоторых исторических отрезках собственное государство. Последнее из них - существовавшая в период революции 1905 - 1907 годов Комратская республика.

Гагаузский язык - тюкский в своей основе - окончательно сложился в XIV - XVII веках в тесном взаимодействии с румынским, греческим, южно- и восточно-славянскими языками и многое впитал от них. После утраты древней письменности до середины XX века гагаузский язык оставался безписьменным. Лишь в 1957 году был создан новый алфавит на основе русской графики. С 1958 по 1961 годы в школах велось обучение на гагаузском языке, однако преподавание его было прекращено, и школы переведены на русский язык. Было свернуто издание газет, прекращены радиопередачи на гагаузском языке. Лишь в 1989 году в ряде школ возобновилось изучение языка.

Использованы материалы статьи А.Александрова в журнале Новое время, бесплатное приложение для подписчиков "Перестройка и национальные проблемы", декабрь 1999 г.

Происхождение гагаузов


Гагаузы - сравнительно небольшой тюркоязычный народ, численностью около 220 тысяч человек. Религией гагаузов является православие. Большинство гагаузов сейчас компактно проживают в регионе, носящем историческое название Буджак, разделенном в настоящее время границей Украины и Молдовы.


В Буджак гагаузы массово переселились со своей исторической родины, Добруджи, что на Балканах, во второй половине XVII - начале XIX века, спасаясь от османского ига.Тогда же часть переселенцев дошла до Запорожской области нынешней Украины. Здесь они основали свои села, где гагаузы проживают и поныне, в значительной мере ассимилировавшись местным населением.


Во второй половине XIX века, спасаясь от принудительной болгаризации, проводимой правительством освобожденной от турок Болгарии, остававшиеся в Добрудже гагаузы вынуждены были переселиться в Грецию, где они обосновываются в Восточной Фракии и на северном Эвросе. Здесь гагаузские поселения существуют и поныне.


Во время столыпинской аграрной реформы часть гагаузов из Буджака переселяется в Казахстан, где их потомки живут и сейчас.


В 20-е годы прошлого века многие гагаузы из Буджака, находящегося в то время в составе Румынии, в поисках работы переселяются в Канаду, Бразилию и Аргентину.


В период коллективизации большая группа гагаузов переселилась и осела в Узбекистане.


В настоящее время гагаузы проживают также в России, Туркмении, Латвии, Эстонии, Грузии, Болгарии, Румынии, Турции.


Гагаузы считают себя самостоятельным народом, имеющим свой язык, культуру и этническую территорию Буджак.


Ответить на вопрос, кто такие гагаузы, и дать разумное объяснение их происхождению пытались многие ученые. Но, тем не менее, в ранней этнической истории гагаузов по сей день много белых пятен, и вопрос о происхождении этого народа спорен. Самый известный из современных исследователей гагаузской этнографии, Михаил Губогло, сам гагауз по происхождению, указал на существование двадцать одной версии о происхождении гагаузов.Эти версии весьма разнятся между собой.


В Турции, например, популярна версия о том, что гагаузы являются потомками малоазийских турок, переселившихся в XIII веке под руководством султана Кейкавуса в Добруджу. Здесь Кейкавус основал первое государство гагаузов Узиеялет.
Российские, молдавские и гагаузские ученые считают, что гагаузы - самостоятельный народ, который сформировался на основе северотюркских племен печенегов, узов и половцев, переселившихся на Балканы из Средней Азии в Х веке,после разгрома Казарского царства русским князем Святославом, и принявших здесь христианство.Согласно теории историка Д.Тодорогло, гагауза по происхождению, гагаузы происходят от опять же тюркского племени огузов, которые во время принятия тюрками ислама остались верны старой языческой вере и покинули Центральную Азию, поселившись к северу от Каспийского и Черного морей между Волгой и Дунаем, основав впоследствии в Добрудже первое государство гагаузов Узиялет,и переняв затем от византийцев христианство.Однако, последние научные исследования в области этнической геномики опровергают все многочисленные версии историков о происхождении гагаузов от тюркских племен, будь то сельджуки, печенеги, половцы или огузы, переселившихся на Балканы из Азии. В сравнительном исследовании генов тюркоязычных народов бывшего СССР, охватившем не только Волго-Уральский регион, но и Северный Кавказ, Среднюю Азию и Сибирь было обследовано более 8 000 человек из 60 популяций. При этом было выявлено полное отсутствие у гагаузов «азиатских» линий митохондриальной ДНК. Т.е. гагаузы по своему происхождению - европейцы. Поэтому, с учетом изложенного, более правильной представляется версия о происхождении гагаузов от фракийского племени каттаузов, выдвинутая некоторыми греческими исследователями.

Первое упоминание о каттаузах, которые жили в Добрудже, относится к III-IV векам н.э. О каттаузах писали еще Геродот и Птолемей. Упоминают о них и римские хроники, такие как Овидий и Плиний.


Основными занятием каттаузов были скотоводство и земледелие. Благодаря этому они смогли пережить частые набеги кочевых племен и проходившие через их территорию переселения народов. Не повлияло на их присутствие на этой территории также и падение вначале Римской, затем Византийской империи. Каттаузы выстояли и адаптировались к новым политическим и экономическим условиям.


Утверждение христианства как официальной религии привело к христианизации всех народов на Балканах, в том числе и каттаузов. Учитывая, что каттаузы стремились жить ближе к городам, чтобы быстрее и выгодней продавать свою продукцию, они были эллинизированы, а эллинизированное население легче приняло христианство в связи с распространением новой религии через греческий язык.
По окончании крестовых походов на территории нынешней Болгарии было образовано три княжества. В Тырновском и Видинском царствах население было в основном болгарским. Большинство населения Добруджанского княжества составляли каттаузы. Кроме них, на этой территории проживали византийские греки, влахи, куманы и турки-сельджуки.Особого расцвета княжество достигло в годы правления Добротицы, который обосабливается от двух других болгарских княжеств и сближается с Византией. Флот Добротицы доминировал на Черном море и составлял жесткую конкуренцию в торговле генуэзцам.
В 1394 году княжество каттаузов было завоевано османами из-за отказа сына Добротицы Иванко участвовать в военной компании османов против христианских Венгрии и Молдовы. Часть христианского населения княжества было османами истреблено, часть рассеилась, а часть была переселена в Восточную Фракию, где каттаузы работали на полях султана и в благотворительных учреждениях его жены украинки Роксоланы.
После завоевания Константинополя османами и провозглашение Патриарха Константинопольского в качестве религиозного и политического лидера всех христиан, каттаузы становятся частью христианского миллета. Со временем слово "каттауз" трансформировалось в "гагауз". А так как гагаузы проживали среди османских турков, чтобы выжить и быть в состоянии обмениваться товарами,постепенно забыли свой язык и стали говорить по-турецки.
Характерно, что гагаузский язык похож на язык балканских османов, а не на язык османов Малой Азии. В заключении можно с уверенностью сказать, что гагаузы являются фракийским племенем северной Болгарии, которое имеет только одну специфическую черту по отношению к другим фракийцам. Они тюркоязычные, но являются убежденными христианами.