Аббревиатура ОКСО расшифровывается как общероссийский классификатор специальностей в сфере образования.

ОКСО – это набор кодов, названий предметов и характеристика их вспомогательных признаков, обозначенных в единой таблице.

Классификатор специальностей необходим для обмена информацией между государственными органами, отвечающими за подготовку специализированных кадров во всех областях трудовой деятельности (производство, экономика, медицина и другие).

Другими словами, производится мониторинг рынка труда, следствием которого является снижение уровня безработицы в стране.

Объекты классификации ОКСО

К объектам ОКСО относятся профессии высшего и средне-специального образования.

Профессия в этом случае обозначает навыки, умения, знания, полученные во время обучения в колледжах, институтах и других учебных заведениях, в тот момент, когда подготовленные кадры становятся способными к самостоятельному урегулированию возможных проблем и разрешению задач.

Структура и коды в ОКСО

ОКСО – это сборник кодовых обозначений предметов классификации, их обозначений и вспомогательных свойств.
Существует 3 блока структурного изображения предмета :

  • название;
  • аутентификация;
  • вспомогательные классификационные свойства.

В свою очередь, аутентификационный блок основан на иерархическом способе классификации и градационном способе кодировки.

Иерархическая классификация является трехуровневой:

  • профессия;
  • профессиональная ориентация ;
  • укрупненные классы ориентации и профессий.

Кодовое определение состоит из 6 цифр:

  • первые 2 цифры – это укрупненные классы;
  • третья и четвертая – профессиональная ориентация;
  • пятая и шестая цифры обозначают профессию.

№ Кодовое обозначение Название профессии Квалификация

Код Название

  • 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника;
  • 220000 Автоматика и управление;
  • 270000 Архитектура и строительство;
  • 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды;
  • 25000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов;
  • 120000 Геодезия и землеустройство;
  • 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых;
  • 030000 Гуманитарные науки;
  • 020000 Естественные науки;
  • 060000 Здравоохранение;
  • 230000 Информатика и вычислительная техника;
  • 090000 Информационная безопасность;
  • 070000 Культура и искусство;
  • 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка;
  • 180000 Морская техника;
  • 050000 Образование и педагогика;
  • 170000 Оружие и системы вооружения;
  • 200000 Приборостроение и оптотехника;
  • 110000 Сельское и рыбное хозяйство;
  • 040000 Социальные науки;
  • 100000 Сфера обслуживания;
  • 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров;
  • 190000 Транспортные средства;
  • 010000 Физико-математические науки;
  • 240000 Химическая и биотехнологии;
  • 080000 Экономика и управление;
  • 210000 Электронная техника, радиотехника и связь;
  • 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника.

Среднее профессиональное образование


Средним профессиональным образованием принято называть уровень знаний, получаемых в процессе обучения в колледжах, техникумах или на базе некоторых университетов.Этот тип обучения направлен на получение практических навыков рабочих специальностей.

Для ряда профессий получение средне-профессионального образования является высшей ступенью обучения. К таким специальностям относятся – артисты цирка и балета, некоторые другие профессии художественного профиля.

Обучение проводится на базе 9 и 11 классов, продолжительность зависит от выбранной специальности и количества оконченных классов.

В ряде случаев этот вид образования является предпочтительнее:

  • предъявляемые требования к абитуриентам меньше , чем при поступлении в высшие учебные учреждения;
  • бюджетных мест предоставляется достаточно много;
  • среднее образование в первую очередь нацелено на получение практических навыков, вследствие чего работодатели отдают предпочтение специалистам этого уровня;
  • еще одним плюсом считается получение нескольких смежных специальностей.

Примеры СПО по общероссийскому классификатору:

  • Бурение нефтяных и газовых скважин – 130504 – получаемая квалификация техник-технолог, возможна углубленная подготовка по данному курсу, в этом случает специальность будет старший техник-технолог. Обучение проходит на базе 9 (среднее общее образование) и 11 классов (среднее полное общее образование).
  • Сестринское дело (060109) – после получения образования выпускнику присваивается квалификация медицинская сестра/медицинский брат. Принимаются абитуриенты, закончившие 9 и 11 классы. Срок обучения составляет 46 календарных месяцев и 34 месяца.
  • Менеджмент (по отраслям) – 080501 – менеджер. Специалист этой отрасли должен решать кадровые и организационные вопросы, к управленческой деятельности.
  • Организация обслуживания в общественном питании (100106) – квалификация менеджер. Срок обучения 2 года и 10 месяцев. Специалист занимается организацией обслуживания в заведениях общественного питания на различных уровнях.

Из приведенных примеров можно сделать вывод о большом разнообразии рабочих профессий, которые можно получить в течение достаточно короткого времени в колледжах и техникумах.

Высшее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование (ВПО) – это высшая образовательная ступень, нацеленная на подготовку руководящих специалистов в любой сфере деятельности . Обучение проводится на базе законченных 11 классов или после получения диплома СПО. В процессе обучения студенты получают в большей степени теоретические знания.

Современная система образования предполагает присвоение выпускникам ученых степеней – бакалавра (4 года обучения) и магистра (после получения «бакалавра» 2 года).

Подготовка части профессионалов по-прежнему осталось на уровне «специалитета». К ним относятся врачи и фармацевты, а также таможенное дело. Срок обучения специалистов составляет в среднем пять лет.

Процесс получения ВПО протекает в нескольких формах:

  • очная форма обучения является классическим методом получения знаний. При этой форме между профессорским составом и обучающимися происходит непосредственный контакт, что приводит к получению более глубокого представления о выбранной профессии и развитию нужных для нее навыков. Этот тип обучения предполагает отрыв от работы;
  • заочное обучение. Эта форма прекрасно сочетает в себе положительные стороны очного образования и самостоятельных занятий. В первую очередь заочное обучение подходит работающим людям, которым необходимо повышение квалификации, так как она не предусматривает отрыва от производственной деятельности. Из минусов же стоит отметить необходимость усвоения большого количества нового материала за короткий промежуток времени, кроме того, срок обучения по сравнению с очным образованием увеличивается в среднем на год;
  • дистанционное образование (свободная форма получения знаний) предполагает обучение с помощью компьютера. Как и любой другой тип обучения дистанционное имеет как плюсы, так и отрицательные стороны. Положительными сторонами можно считать дешевизна обучения, возможность заниматься в любое удобное время и комфортной обстановке, не отрываясь от работы. К минусам же относятся недостаток практических навыков, недостаточное развитие коммуникабельности, к тому же нужно иметь сильную мотивацию для освоения большого количества информации самостоятельно и без стороннего контроля.

Примеры ВПО по ОКСО

  • Микроэлектроника и полупроводниковые приборы – 010803 – уровень подготовки специалитет, срок обучения лет. Получаемая квалификация – физик-микроэлектронщик.
  • Востоковедение, африканистика – 030800 – бакалавриат, магистратура. Квалификация выпускников – бакалавр востоковедения, магистр востоковедения. Возможно дальнейшее обучение в аспирантуре. После завершения курса обучения выпускники готовы к научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
  • Медицинская кибернетика – 060114 – для высших медицинских учреждений характерен толькоспециалитет. Квалификация – врач-кибернетик. Деятельность специалиста заключается в разработке и внедрении автоматизированных технических систем управления для улучшения качества медобслуживания населения. Продолжительность обучения составляет 6 лет.

Поступление в высшие учебные заведения страны предполагают наличие у абитуриентов аттестата об окончании 11 классов.

Система ОКСО является крайне необходимой при современных экономических отношениях. С ее помощью будущие студенты могут понять какие специальности им необходимо выбрать, чтобы иметь конкурентоспособность на рынке труда.

Обеспечивает обмен информацией государственными ведомствами в системе образования, решает задачи в области подготовки необходимых специалистов в производственной или иной сфере, иными словами, в ОКСО учитываются потребности рынка в тех или иных областях деятельности, что в конечном итоге приводит к снижению безработицы.

Среди прочих задач классификатора можно выделить регулирование лицензирования в образовательной сфере, соотношение уровня подготовки специалистов в России с международными стандартами и, конечно, статистический учет, анализ и обработку этих данных для достижения вышеуказанных задач.

Общероссийский классификатор специальностей включает в себя высшее и среднее профессиональное образование, опирается на закон «Об образовании» и разработанные в соответствии с ним списки направлений подготовки кадров, а его ведение регулирует Министерство образования России в тесном сотрудничестве с ВНИИКИ Госстандарта.

Объекты ОКСО

Объектами ОКСО являются специальности среднего и высшего профессионального образования, где за специальность принимают умения, знания, навыки, полученные в ходе обучения в образовательных учреждениях, когда подготовленные специалисты становятся способны решать профессиональные задачи.

Структура и коды в ОКСО

Общероссийский классификатор специальностей – это совокупность кодов, наименований объектов и их дополнительных классификационных признаков, которые сведены в одну таблицу. При этом кодирование (идентификация объекта) имеет трехуровневую систему иерархии, используя для кодировки последовательный метод. Каждый последующий уровень конкретизирует предыдущий, который, в свою очередь, является некоторым обобщением для последующего. Коды ОКСО имеют следующий вид: ХХХХХХ – шесть цифровых значений, где первые два обозначают первый уровень иерархии, 4 и 5 – второй, а последние два – третий. На первом уровне выделяются укрупненные группы специальностей, которым соответствует более обширная предметная область. Она сужается на втором уровне и конкретизируется на третьем, где выделяется сама специальность. При этом в блоке наименования общероссийский классификатор специальностей разделяет названия разных уровней классификации разным шрифтом – полужирным на втором уровне и курсивом на третьем.

Классификационные признаки ОКСО

Дополнительные классификационные признаки включают сведения о квалификации, которая определяет уровень подготовки специалиста. На данном этапе коды ОКСО имеют вид ХХ, т. е. представляют собой два разряда, где первый знак указывает на высшее или среднее профессиональное образование, а второй называет уровень подготовки: бакалавр, специалист или магистр для высшего образования и базовый или повышенный для среднего. Таким образом, если нужно закодировать в ОКСО название квалификации целиком, получается код из 8 знаков вида ХХХХХХХХ (первые шесть для направления подготовки или специальности и 2 для самой квалификации).

Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО РФ в 2019 году регулируется российским законодательством. Именно на него нужно ссылаться во время изучения ОКСО.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Общая российская классификационная система специальностей по образованию (ОКСО) является составляющей частью Единого классифицирования и кодировки РФ.

Он был разработан на основании Постановления Правительства России № 121 “О мерах по реализации Государственной переходной программы России на принятую учетную и стратегическую систему по запросам становления экономического хозяйствования на рынке в практической деятельности иных народов” с изменениями, произошедших в высших и средних системах образования.

ОКСО базируется на Федеральном законе “Об образовательной деятельности” и иных нормативно-правовых документах Государственного Комитета России.

Общие аспекты

Рассматриваемый вопрос весьма сложный, из-за чего изначально рекомендуется ознакомиться с базовым понятиями и российским законодательством.

Благодаря этому можно исключить вероятность допущения различного рода неточностей.

Что это такое

ОКСО – сокращенное название Общей классификационной системы образования на территории России.

Она была разработана с целью предоставления гарантий обмена информации между муниципальными органами в сфере образовательного дела.

ОКСО в первую очередь призвана регулировать ключевые вопросы в области подготовки профессионалов в различной сфере деятельности.

Иными словами, ОКСО предусматривает потребности рынка в различных сферах деятельности, что может привести в конечном итоге к уменьшению показателей .

Среди иных вопросов ОКСО выделяют такие, как:

  • регулировка в образовательной сфере;
  • обзор статических сведений;
  • подсчет и обработка материалов;
  • регулировка показателей баланса уровня профессиональной подготовки специалистов, согласно принятым интернациональным эталонам.

ОКСО включает в себя:

  • высшее;
  • среднее профессиональное образование.

Сама классификационная система основывается на Постановлении “О воспитании” и а иных нормативно-правовых актах.

Каково его назначение

ОКСО сформирован с целью регламентирования исполненных на территории России специальностей в сфере образования и используется во время деятельности и обмена сведениями во всех без исключения управленческих системах РФ, причем охватывая:

  • национальную систему;
  • не национальную систему образования.

В частности используется с целью решения таких немаловажных вопросов, как:

  • урегулирование приема и выпуска квалифицированных специалистов;
  • статического учетного дела по вопросу приема, выпуска и дальнейшего специалистов;
  • сопоставимости статистики в сфере образования на территории России и в иных странах.

Объектами рассматриваемой классификации принято считать:

  • структуру профессий;
  • сферу научной работы — наука;
  • специализацию.

Группа профессиональной деятельности считается совокупностью специальностей, которые напрямую относятся к какой-нибудь сфере, отображенной в названии группы 0 согласно Росстандарту .

Нормативная база

Основными нормативно-правовыми документами являются:

  1. Постановление Правительства РФ “О воспитании”.

В указанных нормативных документах отображаются все ключевые сведения по вопросу ОКСО. Рекомендуется ознакомиться с ними для минимизации рисков возникновения различного недопонимания.

Что называется общероссийским классификатором специальностей по образованию ОКСО

Согласно российскому законодательству объектами ОКСО принято считать профессии высшего и среднего образования.

Одновременно с этим под профессией подразумевается:

  • способность;
  • уровень знаний;
  • умения.

Подобные навыки и умения обретаются в образовательных учреждениях.

Структура кода

ОКСО подразумевает под собой сборник кодовых отображений и разработан с целью систематизации.

Он содержит в себе структурное описание предмета, в частности:

  • блок наименования;
  • каналы идентификации;
  • каналы классификационных признаков.

Необходимо отметить, что в ОКСО канал идентификации базируется с использованием иерархического варианта систематизации, причем с поддержкой поочередного метода кодировки.

Предусмотрено несколько уровней иерархической систематизации:

  • специальность;
  • сфера подготовки;
  • углубленные категории направлений.

В структуру кодовых отображений входит 6 цифр. Они обладают последовательностью в форме хххххх, в которой:

В разработанном ОКСО канал наименования включает в себя:

  • наименование обретаемой профессии;
  • направление сферы подготовки;
  • наименование организации и самой специальности.

Кодовое отображение в форме 0101 00 1 отображает:

Пример кодирования предметов систематизации:

  1. Специальности из категории высшего образования.
  2. Высшее образование.

Кодовое значение 0217 01 3 отображает:

Рассмотрим пример систематизации с целью подраздела:

  1. Тенденция подготовки в высшем образовательном учреждении.
  2. Высшее образование.

Кодовое значение 5101 00 2 отображает:

Как видно каждый код несет под собой различные сведения.

Среднее профессиональное образование

  • колледжах;
  • техникумах.

Данная разновидность образовательного процесса направлена на получение практических навыков трудовых специальностей.

Для некоторых профессий получение среднего образования считается высшим уровнем обучения.

К ним принято относить:

  • цирковых артистов;
  • артистов балета;
  • иных художественных профессий;
  • работа в области машиностроения.

Обучение осуществляется на базе 9 и 11 классов, а продолжительность напрямую зависит от самой специальности.

В некоторых ситуациях такой вид образования считается предпочтительным:

  • требования к потенциальным студентам лояльнее, нежели в ВУЗах;
  • большое число бюджетных мест;
  • среднее образование включает в себя огромный объем практики.

Из дополнительных особенностей выделяют возможность одновременно получить несколько специальностей.

Высшее профессиональное образование

ВПО (высшее профессиональное образование) – наивысший образовательный уровень, который направлен на подготовку руководящих специалистов в любой области деятельности.

Обучение осуществляется на базе законченного 11 класса либо же после получения диплома о среднем образовании.

Во время образовательного процесса студенты получают все необходимые теоретические знания.

Современная образовательная система подразумевает под собой присвоение выпускникам ученых степеней:

  • бакалавра;
  • либо магистра.

Уровень подготовки квалифицированных специалистов остался на уровне специалитета. К ним в большинстве случаев относят:

  • врачей и фармацевтов, в том числе сотрудников химической отрасли;
  • сотрудников таможенного направления;
  • специалистов приборостроения;
  • специалисты современной компьютерной техники (управление автоматизированными станками, программирование и так далее).

Период образовательного процесса составляет 5 лет.

Одновременно с этим необходимо обращать внимание на то, что образовательная программа в высших учебных заведениях осуществляется в нескольких вариациях, а именно:

Дневная форма обучения Классический вариант получения образования. При такой варианте обучения между преподавателями и студентами получение знаний осуществляется при непосредственном контакте, что автоматически влечет за собой углубленное изучение всего разработанного материала. Данная разновидность обучения не подразумевает под собой возможности параллельно вести официальную занятость
Заочная форма обучения Данный вариант отлично содержит в себе положительные аспекты дневного образования и самостоятельной работы в этом направлении. В большинстве случаев такую форму предпочитают трудоустроенные граждане, которые заинтересованы в повышении своей имеющейся квалификации, поскольку обучение не несет под собой необходимости отрыва от работы. Из недостатков заочной формы принято выделять необходимость самостоятельного изучения и освоение огромного объема материала за небольшое время. Помимо этого не стоит забывать о продолжительности обучения, которое в сравнении с дневной формы повышается в среднем на 1 год
Дистанционная форма обучения (самостоятельное получение всех необходимых навыков и знаний). Подразумевает под собой образовательный процесс с помощью персонального компьютера. Как и любая иная разновидность обучения, эта обладает также своими достоинствами и недостатками

Среди основных преимуществ дистанционного образования принято считать:

  • доступная стоимость образования;
  • возможность получения необходимые навыки и умения в любое удобное для студента время, причем, не отрываясь от своей деятельности.

Из недостатков принято выделят:

  • недостаток практических навыков;
  • низкий уровень развития коммуникабельности;
  • необходимость в наличии высокого уровня мотивации для самостоятельного освоения образовательного материала.

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО ) является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации и подготовлен в рамках выполнения Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 121 "О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики" с учетом изменений, происшедших в системе высшего и среднего профессионального образования России. ОКСО базируется на положениях Закона Российской Федерации "Об образовании" и нормативных документах Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуза России).

Общероссийский классификатор специальностей по образованию разработан для использования вместо Общесоюзного классификатора специальностей по образованию (1 89 94) на территории Российской Федерации.

ОКСО создан для регламентации принятых в Российской Федерации специальностей по образованию и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления народным хозяйством Российской Федерации с охватом как государственной, так и негосударственной систем высшего и среднего профессионального образования при решении следующих задач:

Регулирования приема и выпуска специалистов;

Статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов;

Интеграции системы высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры;

Сопоставимости образовательной статистики России и других стран.

Объектами классификации в ОКСО являются группы специальностей, области знаний (наук), специальности среднего профессионального и высшего образования, направления подготовки (в высшем образовании), а также специализации.

Группа специальностей представляет собой совокупность специальностей, относящихся к какой-либо широкой предметной области, указанной в наименовании группы.

Область знаний (наук) отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные науки (используется для классификации объектов только в высшем образовании).

Под специальностью или направлением подготовки понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.

Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности.

В качестве характеристики объектов классификации используется признак уровня подготовки.

Классификатор состоит из двух разделов:

Раздел 1 "Среднее профессиональное образование";

Раздел 2 "Высшее образование".

Раздел 1 "Среднее профессиональное образование" содержит один подраздел - "Специальности среднего профессионального образования".

Раздел 2 "Высшее образование" содержит два подраздела:

Подраздел 1 "Специальности высшего образования";

Каждый подраздел ОКСО содержит 3-уровневую классификацию объектов. В подразделах "Специальности среднего профессионального образования" и "Специальности высшего образования" выделяются следующие уровни классификации:

Группа специальностей;

Специальность;

Специализация.

В подразделе "Направления подготовки в высшем образовании" выделяются следующие уровни классификации:

Область знаний (наук);

Направление подготовки;

Специализация.

В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и фасетов классификационных признаков объектов.

Структурно описание объекта классификации включает:

Блок идентификации объекта;

Блок наименования объекта;

Блок фасетов классификационных признаков объекта.

Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации, серийно-порядкового, последовательного и параллельного методов кодирования. Длина кодового обозначения составляет семь цифровых десятичных знаков (и контрольное число (КЧ).

Формула структуры кодового обозначения в блоке идентификации ОКСО имеет вид:

ХХ + ХХ + ХХ + Х + КЧ

Признаки идентификационного кода распределяются следующим образом:

Для 7-го знака приняты следующие значения:

1 - специальности среднего профессионального образования;

3 - специальности высшего образования.

В сфере высшего образования (раздел 2 "Высшее образование") специальности и направления подготовки могут использоваться в качестве равнозначных объектов без указания их принадлежности к уровню подготовки, поэтому для раздельной (непересекающейся) идентификации этих объектов выделены следующие серии кодов:

Для групп специальностей в подразделе 1 "Специальности высшего образования" выделена серия кодов 01 - 50;

Для областей знаний (наук) в подразделе 2 "Направления подготовки в высшем образовании" выделена серия кодов 51 - 99.

При идентификации специальностей и направлений подготовки как основных объектов классификации допускается использование сокращенного 4-значного кода (первых 4-х знаков блока идентификации).

Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей методикой расчета и применения контрольных чисел для защиты кодов классификаторов.

Блок наименования ОКСО содержит наименование группы специальностей, области знаний (наук), специальности, направления подготовки или специализации.

Блок фасетов классификационных признаков (БФКП) для специальностей, направлений подготовки и специализаций содержит фасет, характеризующий соответствие данного объекта определенной позиции Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО. Этот фасет указывает на группу образовательных программ по МСКО и включает 5 знаков.

Формула структуры кодового обозначения фасета имеет вид:

X + XX + XX

1-й знак - ступень образования;

2,3-й знаки - изучаемая область в рамках ступени;

4,5-й знаки - группа образовательных программ в пределах изучаемой области.

Для объектов классификации по высшему образованию (раздел 2 "Высшее образование") имеется второй фасет, характеризующий:

Для специальностей и специализаций в подразделе 1 - сокращенный (4-значный) код направления подготовки, к которому отнесена данная специальность (специализация);

Для направлений подготовки и специализаций в подразделе 2 - код группы специальностей высшего образования, к которой отнесено данное направление подготовки (специализация).

Примечание. Эти связи носят условный характер и устанавливаются исключительно для обеспечения сопоставимости информации при решении задач статистического учета.

Формула структуры кодового обозначения фасета, включающего 4 знака, имеет вид:

Признаки распределяются следующим образом:

Специальности и направления подготовки определяются Госкомвузом России. Специализации, необходимые для целей статистического учета на федеральном уровне (филологические, лингвистические), определяются Госкомстатом России. Остальные специализации определяются учебными заведениями в порядке, устанавливаемом Госкомвузом России, и в ОКСО не отражаются.

Примеры кодирования объектов классификации для различных разделов и подразделов ОКСО представлены ниже.

Пример кодирования объектов классификации для раздела 1 "Среднее профессиональное образование".

Код 0101 00 1 означает:

Пример кодирования объектов классификации для подраздела 1 "Специальности высшего образования" раздела 2 "Высшее образование".

Код 0217 01 3 означает:

Пример кодирования объектов классификации для подраздела 2 "Направления подготовки в высшем образовании" раздела 2 "Высшее образование".

Код 5101 00 2 означает:

Система ведения Общероссийского классификатора специальностей по образованию предусматривает взаимодействие Госкомвуза России с Госстандартом России.

Действует
Дата последней актуализации классификатора и внесения в него изменений: 05.05.2019

Дата окончания действия: —
Основание: —
Последующий классификатор:

Ответственный орган: Минобрнауки России
Официальный сайт: http://минобрнауки.рф

Информационные ресурсы для разработки классификатора

Основывается на утверждаемых Министерством образования и науки Российской Федерации перечнях профессий и специальностей среднего профессионального образования и перечнях специальностей и направлений подготовки высшего образования, разработанных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Назначение классификатора

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) предназначен для классификации и кодирования профессий, специальностей и направлений подготовки, используемых для реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего образования.

ОКСО используется при решении задач, связанных с:

  • регламентацией приема, образовательной деятельности и выпуска по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования;
  • определением прогнозной потребности в кадрах соответствующих квалификаций;
  • регламентацией лицензирования и государственной аккредитации образовательной деятельности в области среднего профессионального и высшего образования;
  • регламентацией статистического учета в области среднего профессионального и высшего образования.

Построение классификатора

ОКСО включают в себя следующие разделы:

  • раздел I . Профессии среднего профессионального образования;
  • раздел II . Специальности среднего профессионального образования;
  • раздел III . Направления подготовки высшего образования - бакалавриата;
  • раздел IV . Направления подготовки высшего образования - магистратуры;
  • раздел V . Специальности высшего образования - специалитета;
  • раздел VI . Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре;
  • раздел VII . Направления подготовки высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре;
  • раздел VIII . Специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры;
  • раздел IX . Специальности высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки.

Объекты классификации

Объектами классификации в ОКСО являются профессии и специальности среднего профессионального образования, специальности и направления подготовки высшего образования.

Под профессией , специальностью , направлением подготовки понимается совокупность компетенций, приобретенных в результате получения среднего профессионального или высшего образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.
Профессии, специальности и направления подготовки объединяются в укрупненные группы.

Под укрупненной группой понимается совокупность родственных профессий, специальностей и направлений подготовки.
Для обобщенной характеристики профессий, специальностей и направлений подготовки укрупненные группы объединяются в области образования.

Под областью образования понимается совокупность укрупненных групп, относящихся к определенной сфере деятельности.

ОКСО содержит коды областей образования, укрупненных групп, профессий, специальностей и направлений подготовки, а также их наименования.

Система классификации и кодирования

В ОКСО использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

Структура кода классификатора
Кодовое обозначение профессии, специальности или направления подготовки состоит из семи цифровых знаков:

X.XX.XX.XX ,

где:
1-й цифровой знак соответствует коду области образования;
2-й и 3-й цифровые знаки соответствуют коду укрупненной группы;
4-й и 5-й цифровые знаки соответствуют коду образовательного уровня;
6-й и 7-й цифровые знаки соответствуют коду профессии, специальности или направления подготовки.

После кода области образования, после кода укрупненной группы и после кода образовательного уровня ставится точка.

Код области образования, укрупненной группы и образовательного уровня представляют собой последовательные цифровые коды в пределах ОКСО .

Код профессии, специальности или направления подготовки представляет собой последовательный цифровой код в пределах укрупненной группы и образовательного уровня.

При кодировании укрупненной группы как объекта классификации код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) имеют значение "00".

При кодировании области образования как объекта классификации код укрупненной группы, код образовательного уровня и код профессии (специальности, направления подготовки) не используются.

В ОКСО использован перечень областей образования , установленный Порядком формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1059:

  • математические и естественные науки;
  • инженерное дело, технологии и технические науки;
  • здравоохранение и медицинские науки;
  • сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки;
  • науки об обществе;
  • образование и педагогические науки;
  • гуманитарные науки;
  • искусство и культура;
  • оборона и безопасность государства. Военные науки.

В ОКСО использован перечень укрупненных групп , установленный приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" и от 29 октября 2013 г. № 1199 "Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования":

  • Математические и естественные науки
    • 01 Математика и механика
    • 02 Компьютерные и информационные науки
    • 03 Физика и астрономия
    • 04 Химия
    • 05 Науки о Земле
    • 06 Биологические науки
  • Инженерное дело, технологии и технические науки
    • 07 Архитектура
    • 08 Техника и технологии строительства
    • 09 Информатика и вычислительная техника
    • 10 Информационная безопасность
    • 11 Электроника, радиотехника и системы связи
    • 12 Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии
    • 13 Электро- и теплоэнергетика
    • 14 Ядерная энергетика и технологии
    • 15 Машиностроение
    • 16 Физико-технические науки и технологии
    • 17 Оружие и системы вооружения
    • 18 Химические технологии
    • 19 Промышленная экология и биотехнологии
    • 20 Техносферная безопасность и природообустройство
    • 21 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия
    • 22 Технологии материалов
    • 23 Техника и технологии наземного транспорта
    • 24 Авиационная и ракетно-космическая техника
    • 25 Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
    • 26 Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта
    • 27 Управление в технических системах
    • 28 Нанотехнологии и наноматериалы
    • 29 Технологии легкой промышленности
  • Здравоохранение и медицинские науки
    • 30 Фундаментальная медицина
    • 31 Клиническая медицина
    • 32 Науки о здоровье и профилактическая медицина
    • 33 Фармация
    • 34 Сестринское дело
  • Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки
    • 35 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
    • 36 Ветеринария и зоотехния
  • Науки об обществе
    • 37 Психологические науки
    • 38 Экономика и управление
    • 39 Социология и социальная работа
    • 40 Юриспруденция
    • 41 Политические науки и регионоведение
    • 42 Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело
    • 43 Сервис и туризм
  • Образование и педагогические науки
    • 44 Образование и педагогические науки
  • Гуманитарные науки
    • 45 Языкознание и литературоведение
    • 46 История и археология
    • 47 Философия, этика и религиоведение
    • 48 Теология
    • 49 Физическая культура и спорт
  • Искусство и культура
    • 50 Искусствознание
    • 51 Культуроведение и социокультурные проекты
    • 52 Сценические искусства и литературное творчество
    • 53 Музыкальное искусство
    • 54 Изобразительное и прикладные виды искусств
    • 55 Экранные искусства
  • Оборона и безопасность государства. Военные науки
    • 56 Военное управление
    • 57 Обеспечение государственной безопасности

Образовательные уровни в ОКСО имеют следующие коды:

  • 01 среднее профессиональное образование - подготовка квалифицированных рабочих, служащих
  • 02 среднее профессиональное образование - подготовка специалистов среднего звена
  • 03 высшее образование - бакалавриат
  • 04 высшее образование - магистратура
  • 05 высшее образование - специалитет
  • 06 высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре
  • 07 высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре
  • 08 высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам ординатуры
  • 09 высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки

Соответствие классификатора международным и национальным регламентирующим документам

ОКСО сопоставлен с Международной стандартной классификацией образования МСКО 2011 и Международной стандартной классификацией образования МСКО-О 2013.
Каждой профессии, специальности и каждому направлению подготовки поставлены в соответствие следующие коды МСКО:

  • - код образовательной программы;
  • - код области образования.

Система ведения классификатора

Разработка и представление для принятия изменений к Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО) обеспечивается Министерством образования и науки Российской Федерации в порядке, установленном Правилами стандартизации ПР 50.1.024-2005 "Основные положения и порядок проведения работ по разработке, ведению и применению общероссийских классификаторов".

Обновления классификатора ОКСО

Список последних обновлений классификатора с указанием номера изменения, даты его утверждения и введения в действие.