Как рисовать кактус в цветочном горшке, в пустыне.

Низкие, высокие, зеленые, желтые, с колючками и без колючек, увенчанные красивым цветком или не цветущие — все это о кактусах. Милые растения, растущие в цветочных горшках у нас на подоконниках, напоминают нам о тропических краях, где лето длится вечно. Гости засушливых пустынь иногда радуют своих хозяев экзотической внешностью и красивыми цветами, и заслуженно пользуются всеми привилегиями домашних любимцев.

Комнатное растение может вызывать настолько сильный интерес у детей, что им захочется нарисовать его. Попробуем разобраться вместе, как нарисовать кактус. В статье собраны пошаговые описания рисунка кактуса как в привычном для нас виде — в керамическом горшке, так и в дикой природе, где они вырастают до невероятных размеров.

Как нарисовать кактус карандашом поэтапно для начинающих и детей?

Кактусы можно встретить самых разных форм: круглые, как шар, с длинными, легко отламывающимися «палочками», или сплюснутыми с боков «лепешками», напоминающие пушистые белые, зеленые, колючие скалы или огромные столбы. Однако рисовать эти разнообразные формы одного и того же растения не так сложно, как кажется.

Учимся рисовать цветущий кактус

Для работы понадобится:

  • простой карандаш
  • чистый лист бумаги
  • фломастеры или цветные карандаши

Перед тем, как рисовать цветущий кактус, намечаем простым карандашом границы будущего рисунка.

  • Рисуем простейший набросок колючего растения: начинаем с окружности.
Рисуем окружность
  • Добавляем отростки — маленькие отдельные кактусы, которые легко приживаются как самостоятельное растение, если их отделить. Прорисовываем контур кактуса немного волнистой линией, ведь растение имеет бугорки и выросты, из которых растут иголки.

  • На верхушке кактуса нарисуем цветок. Для этого изобразим его основание: перевернутый конус с сильно закругленными углами.



  • Изобразим еще одну деталь чашечки кактуса непонятной вытянутой формы.


  • Рисуем распустившийся цветок. Показываем ряд треугольных широких лепестков, которые находятся ближе к зрителю.


  • Добавляем маленькие лепестки внутри цветка: верхняя их часть тоже треугольной формы с сильно закругленными углами.


  • Вдоль всего кактуса прорисовываем бугорки, из которых будут расти колючки. Придаем им форму звездочек.


  • На отростках кактуса рисуем основания для иголок, но форма их несколько отличается от нарисованной раннее: здесь достаточно нарисовать небольшие кружочки.


Рисуем кружочки на отростках, на чашечке
  • Начинаем рисовать основание колючек. Посмотрите на фото — они напоминают крошечные звездочки, с большим количеством отростков.


  • Добавляем несколько оснований для колючек на цветочной чашечке.
  • Изобразим и длинные колючки — главную особенность экзотического растения. После этого дорисуем серединку цветка — вытянутые тычинки с закрученными верхушками.


  • Удаляем ненужные карандашные линии. На этом этапе можно нарисовать недостающие детали.
    Разукрашиваем кактус зеленым цветом, а цветок — розовым.




Разукрашиваем цветок ярким фиолетовым цветом, а кактус — зеленым

Правда, не тяжело рисовать даже цветущий кактус? Основная сложность состоит в том, чтобы правильно изобразить мелкие колючки.

Рисуем домашний кактус в горшке — таким, каким мы его привыкли видеть у себя дома или в офисах.

Для работы понадобится :

  • циркуль
  • ластик
  • простой карандаш
  • чистый лист бумаги


Определившись, сколько места на листе займет горшок и каким по высоте будет кактус, начинаем рисовать верхнюю часть горшка — горизонтально вытянутый овал.

  • Из самых выступающих точек овала по бокам проводим две линии вниз под небольшим наклоном. Соединяем их вертикальной линией. Края закругляем.
  • Немного отступив от стенок верхней части горшка, проводим еще две линии вниз, наклоняя их под небольшим углом. Снова соединяем их внизу прямой.
  • «Усаживаем» кактус в горшок: рисуем круг, пересекающийся в нижней части с горшком. Если вы не уверены, что сможете нарисовать круг, то воспользуйтесь циркулем.
  • Удаляем вспомогательные линии в нижней части кактуса, которая скрыта стенками горшка.
  • Рисуем бороздки на кактусе. Чтобы изобразить их правильно, вспоминаем, как выглядит разрезанный арбуз.
  • Все бороздки начинаются с одной точки на верхушке кактуса. Рисуем изогнутые линии по всей окружности кактуса.
  • Из верхушки кактуса растет цветок. Нарисуем его серединку в виде кружочка и небольшой лепесток.
  • Продолжаем рисовать лепестки по кругу, пока их не будет 5 штук.
  • Рисуем второй ряд лепестков.
  • Вдоль всех бороздок отмечаем кружочками бугорки, из которых растут колючки.
  • Пришло время украсить кактус колючками. Рисуем их в виде звездочек в произвольном порядке. Нарисуйте сначала крупные колючки, а потом добавьте мелкие.
  • Проводим дополнительные линии между бороздками и можем приступать к разукрашиванию.

Видео: Как нарисовать Кактус, Урок рисования для детей от 3 лет?

А вот другой рисунок горшка с кактусами и подробное описание, как его выполнить:

  • Рисуем три разных кактуса: двое из них круглой формы, а третий — вытянутый овал. Сразу обозначаем края верхней части горшка.
  • Добавляем отростки на кактусах. Рисуем нижнюю часть горшка: он не глубокий и широкий.

  • Рисуем на длинном кактусе редкие листочки, прорисовываем вертикальные бороздки на среднем кактусе. С помощью волнистых линий покажем грунт внутри горшка.
«Покрываем» редкими листочками длинный кактус
  • Добавляем колючки нашим кактусам: короткие — у того, который находится слева, в виде группы черточек вдоль бороздок — у среднего кактуса, волнистыми линиями показываем колючки на самом высоком кактусе.
  • Уточняем форму кактусов, добавляем линии на горшке.
  • На верхушке среднего кактуса красуется цветок. Изобразим его, показав два ряда лепестков и сердцевину.
  • Добавляем тени и рисунок кактусов готов.

Еще урок по рисованию кактуса в горшке:

  • Изобразим большой круг — это будет кактус.


  • Снизу под кругом на некотором расстоянии проведем полукруглую линию — контур цветочного горшка, в котором растет кактус.


  • Уточняем форму кактуса, добавляем линии по краю цветочного горшка.


  • Прорисовываем полукруглые бороздки на кактусе. Верхушку растения украшаем маленькими цветочками.
  • Наводим более темным цветом контуры растения и горшка. Вытираем лишние линии и придаем нашему кактусу природный вид: наносим зеленую краску на кактус, горшок красим коричневым цветом, а цветочки — фиолетовым или желтым.
Наносим зеленую краску на кактус, коричневую — на горшок. Цветы закрашиваем цветом, который больше всего нравиться.

Такой рисунок можно поместить в рамку и повесить на стену. Или нарисовать на небольшом плотном листе бумаги и подарить любителю колючих растений.

Видео: Рисуем космический кактус

Рисуем кактус в горшке с детьми:

  • Рисуем три перевернутые пирамидки. Края их почти вертикальные. Над каждой пирамидкой рисуем верхнюю часть горшка, которая по форме напоминает вытянутый прямоугольник.
  • Теперь рисуем кактусы: первое растение напоминает много вытянутых овалов, второй кактус выглядит как кабачок с добавленными по бокам овальными отростками, третий кактус полукруглый с вертикальными бороздами и цветком на верхушке.
  • Разукрашиваем рисунок карандашами или красками.
  • Наводим контуры более темным цветом.






Как нарисовать кактус в пустыне?

Рисуем кактус в пустыне:

  • Кактусы растут в засушливых местностях, потому рисовать будем соответствующий пейзаж. Изобразим края скалистых скал, на которых растут кактусы.

Рисуем края скал

  • На скалах обычно много камней. Нарисуем парочку разных по форме камешков.


  • Теперь «посадим» в песок большой пустыни кактусы: некоторые из них вытянутые, некоторые — круглые, но все имеют выступающие отростки.


«Садим» кактусы
  • На заднем плане видны горы жаркой пустыни. Изобразим их волнистыми линиями.


  • Вдохнем жизнь в наш пустынный пейзаж: разукрасим скалы желтым цветом изменяя оттенки, кактусы — зеленым, а небо сделаем ясным, использовав голубую краску.


Вот как можно нарисовать кактус-гигант:

  • нанесем первоначальные линии всех составляющих частей кактуса
  • проведем прямую линию немного выше основания кактуса — это земля, в которой растет кактус
  • проведем бороздки вдоль всех частей кактуса
  • дорисуем колючки
  • изобразим на земле крохотные камни
  • разукрасим рисунок

Еще один кактус, который можно нарисовать как в пустыне, так и растущим в цветочном горшке:

  • Нарисуем вытянутый овальный контур растения, добавив по бокам пару каплеобразных отростков, а на них — еще парочку выростов.
  • Прорисовываем бороздки по всему растению и отросткам. Вдоль бороздок рисуем колючки — мелкие частые штрихи. Покажем каменистую почву несколькими штрихами.
  • Разукрашиваем растение темно-зеленым цветом и светло-зеленым. Почву закрашиваем желтым или светло-коричневым цветом.
Добавляем отростки по бокам Добавляем крошечные отростки Рисуем вертикальные бороздки Добавляем колючки Разукрашиваем

Рисуем кактус с ребенком:

  • Чтобы нарисовать кактус, достаточно изобразить простые геометрические фигуры: цилиндр, овал, круг.
  • Изобразим вытянутый вертикально овал, нижний конец которого «обрезан» прямой линией. С обоих сторон дорисовываем отростки кактуса, располагая их под небольшим углом. Разукрашиваем кактус зеленым цветом.
  • Проводим по две бороздки на стволе растения и на его отростках. Обозначаем короткими штрихами под наклоном колючки.
  • Рисуем маленькие цветочки и разукрашиваем их красным цветом.

Рисунки кактуса для детей




Как нарисовать пальму

Мастер-класс. Уроки рисования комнатных цветов «Пальма»


Автор: Полушина Юлия Николаевна, педагог дополнительного образования, МБОУДОД Центр детского творчества имени Н.М. Аввакумова, г. Асбест, Свердловская обл.
Мастер-класс будет полезен педагогам дополнительного образования художественно-эстетической направленности, воспитателям, предназначен для детей школьного и старшего дошкольного возраста.
Цель : научить детей изображать комнатные растения акварельными красками светлыми и темными цветами.
Задачи:
Образовательные:
закрепление полученных знаний о цветовом круге, светлых и темных цветах;
продолжить освоение техники живописи акварельными красками.
Развивающие:
передача настроения через цвет, создание определенного колорита;
развивать творческое воображение и внимание.

Воспитательные:
воспитывать способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру
формировать умение трудиться и творить;
воспитание любви к природе;
Комнатное растение которое мы будем рисовать- Хризалидокарпус сильно ветвящаяся тростниковидная пальма. Наиболее распространен (Хризалидокарпус желтоватый). Он имеет длинные и тонкие перистые листья желтовато-зеленого цвета. Черенки покрыты черными чешуйками. Вырастает до 2, 5 м.


Материалы:
- акварельные краски
- кисти для акварели (пони или белка) среднюю№4 и тонкую№2
- белая бумага
- простой карандаш (мягкость ТМ, Т)
- шаблон (если дети сами не могут рисовать горшок)
1.Расположить лист вертикально. Обвести или нарисовать горшок для цветка простым карандашом (мягкость Т,ТМ)



2. На кисть №4 набрать светло – зеленый цвет и провести вертикальную линию вверх, начиная с горшка(проговаривая почему мы проводим снизу вверх, так растут растения)


3. Еще проводим несколько линий с этого же места, линии плавные, подвижные, живые (приведите пример, дует ветерок и качает наши листики)(№4)


4. Краской темно-зеленого цвета проводим рядом линии снизу вверх (растения в тени)


5. Кистью №2 светло-зеленым цветом проводим от нашего ствола линии в сторону


6. Этой же тонкой кистью темно-зеленого цвета проводим от ствола в право линии.


7. Прорисовывает каждую веточку. В зависимости от того, если ствол наш меньше, то и линии в сторону проводим маленькие. Можно проводить линии одним цветом и слева и справа. Все зависит от вашей фантазии.


8. По контуру обводим горшок



Горшок украшаем различным орнаментом по вашему усмотрению(точки, завитки и др.). Не лишним будет рассказать о растительном орнаменте и показать различные примеры.
ОРНАМЕНТ (лат. Ornamentum - "снаряжение, вооружение" от Ornare - "вооружать, оснащать, снабжать необходимым") - отвлеченный тип изображения, узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Как и декор, орнамент относится к роду композиции, основной художественный смысл которой состоит во взаимодействии с окружающей средой: декорируемой поверхностью, объемом, массой. Иными словами, орнамент возникает из необходимости согласования изобразительных форм с особыми условиями их существования на поверхности какого-либо изделия.








Работа готова.


Приятного и легкого Вам творчества!

Продолжаем серию статей "рисуем комнатные цветы" или "рисуем тропические растения", как вам нравится. Мне, конечно, нравятся тропические растения в природе - пусть себе растут на воле в своём климате. Но вот их не спросили, одомашнили и теперь считают комнатными. Сегодня рисуем фикус. Их много видов и сортов. Мой кумир - фикус каучуконосный - он такой большой! Большие кожистые листья, крепкий ствол - дерево! Этого не прогнёшь под модные бонсаи, ни за что не поверю, что этот фикус можно заставить измельчать ради прихоти эстетов.

Рисунок фикус - поэтапный урок 1

Ясно, что учиться рисовать фикус мы будем с целью в принципе усвоить подход к изображению дерева с листвой. Начнём с наброска карандашом:

Растение ещё не очень крупное - ствол сравнительно тонкий, маловетвистый. Но листьев уже полно -они большие, овальные и расположены под разными углами. Да-да, дети,если их специально не предупредить, просто нарисуют овалы, ровно развешанные на ветвях, но мы понимаем,что в реальности листья в шеренгу не построишь.Но некоторая закономерность всё же есть -листья направлены все от ствола наружу:

Ширина овала зависит от того, под каким углом листовая пластина повёрнута к зрителю:

Ну вот такой получился рисунок фикус. Раскрасим листья - они блестящие,тёмно-зелёные,средняя жилка светлая и чётко выделяется:

Представим, что фикус растёт в своей Индии и не будем подрисовывать горшок или кадку. И вам скажу: не в том счастье, чтобы приучить детей рисовать все цветы подряд в горшках или вазах - они потом не смогут перестроиться и изображать "вольные" растения.

И ещё один урок - покороче.

Рисунок фикус - 2

Набросок:

Этот более густолиственный,ствол и ветки практически не видны и листья расположены поинтереснее,и,кстати,обратите внимание -более молодые листья мельче тех,что уже полностью развились.

Раскрасим картинку с фикусом. На глянцевых листьях обозначим блики,это даст возможность раздробить картинку, чтобы крона не казалась тёмно-зелёным монолитом.

Солнечный дворик, фактура камня и керамики, горшок с геранью – очень милый сюжет, не правда ли?

Я не смогла пройти мимо этой красоты и запечатлевала ее с натуры!

Итак, начнем.

Горшок с геранью: ход работы

1. Первым делом выполняю карандашный рисунок. К сожалению, на фото его запечатлеть не удалось.

2. Работу акварелью начинаю с самого главного – цветов герани.

Прописываю их самым светлым розовым оттенком.

При этом розовый оттенок даю то теплее, то холоднее. Для этого в пятно светлого холодного розового ввожу более красноватый.


3. Так прописываю все цветы, а затем перехожу к листьям.

Их тоже прописываю самым светлым и теплым зеленым, с легким переливом оттенка:

Заметьте, что светлым оттенком я пишу ВСЕ листья, не разбирая, на свету они или в тени.




4. Так же я поступаю и с горшком.

Пишу его разными оттенками бледного оранжевого и розового:

Больше цветочных мастер-классов в картинках:

5. А теперь пишу плитки пола возле горшка.

Для этого сначала прокладываю на расстоянии мазочки одного цвета. А потом, как они подсохнут, рядом и частично на них – другого.

6. То же самое делаю с рисунком каменной кладки, которую я хочу оставить ” в фокусе”, без размытия:

Чтобы его сделать, я сначала увлажняю бумагу там, где буду наносить краску, а затем по-сырой поверхности наношу нужные цвета.

Вот здесь еще хочу рассказать о том, как писать падающую тень.

Основной ее цвет – цвет индиго. Но внутрь я добавляю более светлый оттенок терракоты от горшка. Это позволяет создать прозрачность падающей тени и дать ее связь с горшком.

Таким образом решаю все оставшиеся куски фона.

Как изобразить обилие мелких цветочков сирени, составляющих целое кружевное облако соцветий?

  • целый букет сирени разных оттенков в обрамлении фона
  • стеклянную вазу и кружевную салфетку!

8. За это время сам цветок высох, можно наносить второй слой акварели.

Прописываю теневые участки на зелени.

Для этого беру более темный тон зеленого, а по краям теней дополнительно вливаю в пятно индиго.

В старшей группе изобразительные навыки дошкольников совершенствуются. Более выразительным становится предметное рисование, дети уже способны создавать вполне реалистичные образы, используя для этого самые разные средства. Если раньше они рисовали цветы и деревья примитивной, в основном симметричной формы, то теперь это более сложная натура - комнатные растения с характерным строением стебля, листьев и цветков.

Что нужно учесть при подготовке к занятию по рисованию комнатных растений в старшей группе детского сада

Какие краски можно использовать, какую основу

При рисовании комнатных растений обычно используется основа в виде белого листа формата А4, причем, лучше располагать его вертикально.

Изображать комнатные растения можно акварельными красками (в этом случае воспитатель заранее тонирует основу в пастельные оттенки). Акварель в данном случае более предпочтительна, чем гуашь, поскольку данная композиция не требует слишком ярких тонов. Внимание акцентируется на прозрачности цвета и плавном переходе оттенков.

Комнатные растения также рисуют и цветными карандашами. Цветочная тематика предрасполагает также к использованию восковых мелков - получается композиция нежной цветовой гаммы.

Отметим, что во всех случаях контур самого цветка и горшка лучше всего сначала обозначить простым карандашом. Это позволит сделать образ более реалистичным и гармонично расположить его на листе бумаги (откорректировать размер).

Какие техники и приёмы рисования будут применяться

В старшей группе дошкольники совершенствуют традиционные приемы рисования. Работая карандашами, они добиваются более тщательной штриховки (справа налево либо сверху вниз), не выходящей за контур. Кроме того, карандашом можно передавать различные оттенки цвета, регулируя при этом силу нажима.

Если же ребята изображают комнатные растения акварелью, то они отрабатывают движения кисти: для получения широких линий к бумаге прикладывается весь ворс, а тонкие элементы (например, сердцевина и лепестки цветка, орнамент горшка) прорисовываются кончиком кисточки.

Для того чтобы передать характерную окраску растения, в старшей группе расширяется спектр цветов, с которыми работают дети. Они учатся приемам смешивания красок, особенно интересные пастельные тона получаются в результате разбавления основного цвета белым.

Что касается изначальной прорисовки контура простым карандашом, то дети должны добиваться легкого нажима, чтобы при закрашивании не оставалось грубых линий.

Образец в старшей группе при предметном рисовании используется только для объяснения приемов рисования. Когда же ребята приступают к самостоятельной деятельности, воспитатель убирает его, оставляя только натуру - комнатное растение.

Отметим, что полный показ рисунка в старшей группе зачастую не требуется, какую-то часть работы педагог всегда оставляет для самостоятельного решения дошкольниками. Например, если цель занятия - изображение герани, то воспитатель может показать только, как изображать соцветие-корзиночку способом примакивания. Остальные же элементы композиции - стебель, листья, горшок ребята вполне способны выполнить без демонстрации.

Чтобы дошкольники лучше уяснили задание и привнесли в композицию творческий элемент, хорошо продемонстрировать им 2–3 образца, сравнив их между собой. При анализе детских работ педагог отмечает те, где есть элементы творчества.

Чтобы убедиться, что дети поняли объяснение, педагог обычно интересуется у кого-то из них, с чего нужно начать рисование. В начале же самостоятельной деятельности воспитатель прежде всего направляет тех, кто начал работу неправильно.

Отметим, что при изображении растений, в том числе и комнатных, в старшей группе часто используются нетрадиционные техники. Иногда они представлены в работах не в чистом виде, а частично включаются в традиционное рисование. Так, например, цветки герани можно оригинально изобразить с помощью ватных палочек. А чтобы передать форму кактуса, уместно будет рисование с помощью ладошек.

Интересный эффект получается при рисовании половинкой картофеля (предварительно прорисовав на ней линии острым предметом), которая окунается в краску и плотно прижимается к листу бумаги. Таким способом можно передать красивый рисунок листьев.

Еще одно необычное решение для изображения цветка - рисование пальчиками. Или трафаретное изображение с помощью поролона и краски.

Дошкольникам 5–6 лет уже доступно печатание листьями, требующее хорошей координации движений. Листик покрывается гуашью, а затем прикладывается окрашенной стороной к основе. Таким способом можно изобразить, например, фиалку с ее крупными листьями, остальные же части композиции дорисовываются кистью.

Рисование пальчиками Рисование ладошками Рисование половинкой картофеля Рисование ладошкой

Какие дополнительные виды изобразительной деятельности можно задействовать (лепка, аппликация)

При рисовании комнатных растений уместно задействовать дополнительные средства изобразительной деятельности. Так, цветкам можно придать эффектную объемность, выделив сердцевину с помощью пластилиновых шариков. Пластилиновыми жгутиками также можно выделить рисунок листьев. Аппликативные элементы же создадут красивый орнамент на цветочном горшке.

Можно ли индивидуализировать задания по замыслу и по уровню сложности

В старшей группе у некоторых детей явно просматриваются способности к художественному творчеству. Таких ребят нужно поощрять, чтобы их интерес к рисованию усиливался. Например, им можно предложить дополнить изображение комнатного растения каким-либо фоном, например, окошком с подоконником. Другой вариант - нарисовать красивую салфетку, на которой стоит горшочек.

Место темы «Комнатные растения» в картотеке занятий по рисованию в старшей группе ДОУ. Конкретные варианты композиций в рамках темы

Рисование комнатного растения обычно предлагается воспитанникам старшей группы в начале учебного года (сентябрь). Однако можно провести это занятие и в любое другое время. Лучше всего приурочить такое рисование к соответствующей теме по изучению окружающего мира.

В качестве конкретных тем для рисования можно предложить такие, как «Фиалка», «Космея», «Кактус», «Азалия», «Папоротник», «Щучий хвост», «Герань». Также детям старшей группы вполне можно предоставлять возможность выбора растения, которое они будут изображать.

Дошкольники 5–6 лет уже имеют более широкий кругозор, в рисунке они могут передавать сходство и отличия похожих предметов. Поэтому можно дать детям задания нарисовать сразу два комнатных растения, отличающихся друг от друга высотой, формой листьев, цветков. Например, это может быть щучий хвост и герань.

Герань и щучий хвост

Поскольку темой занятия будут именно комнатные цветы, то особое внимание нужно уделить рисованию горшка. Он может иметь красивый цвет либо украшен интересным орнаментом, который опять-таки дошкольники придумывают самостоятельно.

Рисование комнатных растений можно приурочить к 8 марта - нарисовать красивую композицию в подарок маме. В этом случае будет особо уместно использование нетрадиционных техник и дополнительных материалов. Подарок можно оформить в виде открытки.


Рисование ладошками


Открытка для мамы

Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия: рассматривание комнатных растений в группе, картинок, фотографий, познавательные беседы, сказки о комнатных растениях и пр.

Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. Поэтому тему для занятия нужно, так или иначе, интересно обыгрывать. Например, дети очень любят перевоплощаться в представителей разных профессий. В данном случае нужно предложить им «превратиться» в художников, которые будут рисовать предметы (комнатные растения) с натуры. А после того, как ребята закончат работу, устраивается вернисаж.

В гости к ребятам может прийти какой-нибудь сказочный персонаж (игрушка), например, фея, которая никогда не видела комнатных растений. Мотивацией для детей будет желание сделать ей подарок - нарисовать цветы, которые будут приносить ей радость и очищать воздух в ее доме.


Игрушка для сюрпризного момента

Педагог может поинтересоваться, какие комнатные растения есть у детей дома, кто за ними ухаживает.

В начале занятия или накануне нужно рассмотреть с детьми комнатные растения в группе, обращая внимание на форму листьев, окраску цветков, высоту и толщину стебля. Педагог рассказывает детям о ключевых особенностях каждого растения: любит ли оно солнце, нуждается ли в частом поливе. Также следует отметить, что каждый цветок имеет горшочек, который также отличается один от другого.


Рассматривание комнатного растения

Также не будет лишним повесить на доске плакат, фотографии либо тематические картинки «Комнатные растения».


Тематические картинки


Плакат для ДОУ

Мотивацию к рисованию можно задействовать из литературного произведения про комнатные растения, которое воспитатель прочитает ребятам в начале занятия. Так, очень познавательна сказка, которую придумала старший воспитатель Голышевская Н.М. (город Барнаул) «Зеленый Ежик», в ней дошкольникам ненавязчиво объясняются особенности различных комнатных растений. Главный герой произведения - маленький кактус Кактусенок по прозвищу Зеленый Ежик. Несмотря на свою внешнюю колючесть, он очень добрый и отзывчивый. Недавно хозяйка отделила его от мамы, пересадив в другой горшок. Кактусенок оказался среди незнакомых растений, но он очень любознателен и хочет завести себе друзей. Вначале он знакомится с денежным деревом (толстянка древовидная), которое рассказывает Зеленому Ежику о своем происхождении - оно родом из Африки, поэтому очень любит солнце. Следующий сосед - маранта с очень красивыми листьями, пятнистыми с красными жилками. Она, наоборот, боится слишком яркого солнца, зато любит влажность, и хозяйка часто опрыскивает ее листья теплой водичкой. С приближением вечера и перед дождем Маранта сворачивает свои листья. Затем Кактусенок знакомится с саньсевьерой, или «щучьим хвостом» - его темно-зеленые листья по форме напоминают меч, а светлые поперечные полоски похожи на рыбью чешую.

Хозяйка приносит в комнату еще одно растение - папоротник. Она сообщает своим питомцам, что он не только украсит интерьер, но и будет защищать воздух от пыли и вредных веществ. И хотя папоротник никогда не цветет, он радует глаз своими красивыми листьями. «Новичок» быстро освоился и с гордостью рассказал своим новым соседям, что папоротники обитали на Земле с самых древних времен, вместе с динозаврами.

После прочтения такой сказки хорошо закрепить с детьми полученные из нее знания, а затем попросить нарисовать понравившегося персонажа произведения. При этом можно обыграть задание и предложить ребятам (по желанию) придать растению человеческие черты - нарисовать ему глазки, улыбку и т.д.


Персонаж сказки


Фото комнатного растения

Еще одна сказка про комнатные растения – «Азалия и белый кот» Л.В. Скребцовой. Т ам повествуется о доброй женщине Марии. Она жила вместе с белым пушистым котом, который дома всегда был в центре внимания. Но однажды перед Рождеством Мария зашла в цветочную лавку и купила себе комнатное растение - розовую азалию со множеством нежных бутончиков. Цветок был прекрасным, словно освещал все вокруг радостным светом, гости не могли отвести от него глаз. Мария тщательно за ним ухаживала, и Азалия каждую неделю радовала хозяйку новыми чудесными цветочками.

Кот же был очень обижен, становился все более мрачным. Он ждал, чтобы цветки Азалии поскорее завяли - тогда ничего не останется от ее красоты. Однажды Мария распахнула окно, чтобы дать растению подышать свежим воздухом. Кот же не переносил стужи и прыжком захлопнул окно. Когда хозяйка вернулась в комнату, Азалия не выдала кота.

На другой день зверек стал гоняться за солнечным зайчиком и нечаянно разбил на полке красивый горшочек. Кот растерялся, но Азалия нежным голосом предложила ему спрятаться за ее зеленой спинкой. Растение так разрослось к тому времени, что кот за ним совершенно не был виден. Когда в комнату вошла Мария, она подумала, что во всем виноват резкий ветер. С этого дня кот и Азалия подружились. Красавица была счастлива, что приобрела верного друга, а он оберегал ее, как только мог.


Фото комнатного растения


Персонаж сказки

Эта добрая сказка помогает в воспитании в детях таких качеств, как доброжелательность, взаимопомощь, внимание друг к другу. После ее прослушивания ребята с удовольствием нарисуют красавицу азалию. Как более сложный вариант можно предложить дошкольникам сюжетную композицию - изобразить комнатный цветок и кота, который сидит рядом с ней либо прячется за растение.

В начале занятия по рисованию комнатных растений хорошо почитать детям стихотворения о них. Подойдут следующие произведения.

Е. Благинина «Огонёк»

Хрустит за окошком

Морозный денёк.

Стоит на окошке

Цветок-огонёк.

Малиновым цветом

Цветут лепестки,

Как будто и вправду

Зажглись огоньки.

Его поливаю,

Его берегу,

Его подарить

Никому не могу!

Уж очень он ярок,

Уж очень хорош,

Уж очень на мамину

Сказку похож!

Елена Благинина

Герань на подоконнике

Раскрыла лепестки

И венчик спиц зелененьких

Развесил огоньки.

Когда мне грустно станет,

Весенним вечерком

Тогда цветок герани

Пусть светит маячком.

Н. Нищева

Катя леечку взяла,

Все цветочки полила.

Пусть попьют водички

Цветочки-невелички.

Мягкой тряпочкой листочки

Протирала наша дочка,

Пыль дышать мешает,

Поры закрывает.

Острой палочкой взрыхлила

Землю всю в горшочках.

Катя - умница большая,

Маленькая дочка.

Юнна Мориц «Цветок»

У меня живёт цветок.

Он бы море выпить мог.

Дам ему водички -

Он глотает

И немножко расцветает.

Е. Благинина

На моем окошке настоящий сад!

Крупные сережки фуксии висят.

Лезет финик узкий - листики свежи.

А у пальмы русской листья, как ножи.

Вспыхнул угольками скромный огонек.

Весь под волосами кактуса пенек.

Прыгают синицы под окном моим.

Радуются птицы - ведь приятно им

Посмотреть на это милое окно,

Где зимою - лети,

Где цветов полно.

Тематика физкультминуток и пальчиковой гимнастики также должна быть связна с растительной темой. Приведем возможные варианты.

Пальчиковая гимнастика на тему «Цветы»

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Карпова Е.В. «Фиалка»
(рисование акварелью и воском)

Образовательные задачи : учить изображать комнатное растение фиалку, совершенствовать навыки работы с акварельными красками и восковыми карандашами.
Развивающие задачи : расширять представления о комнатных растениях, их лекарственных свойствах, пополнять словарный запас, развивать цветовосприятие и чувство композиции.
Воспитательные задачи : поддерживать интерес к исследовательской деятельности, бережное отношение к растениям, стремление ухаживать за ними.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: картинки с изображением комнатных растений, аудиозапись песни «Волшебный цветок».
Раздаточный материал: листы белой бумаги согласно количеству детей, акварельные краски, простые и восковые карандаши, баночки-непроливайки, кисти, подставки под кисть.
Ход занятия:
Загадка про комнатные растения. Беседа: зачем они нужны в доме (украшают интерьер, делают воздух чище, насыщают его кислородом и увлажняют, поднимают людям настроение).
Воспитатель рассказывает детям, что еще с древних времен люди ценили красивые цветы, даже проводились праздники в честь цветов.
Педагог интересуется у детей, какие комнатные цветы растут у них дома и кто за ними ухаживает.
Воспитатель обращает внимание детей на растения, которые находятся у них в группе, просит рассказать ребят про правила ухода за ними. Дошкольники должны знать, что растения - это тоже живые существа, они, также как люди и животные, дышат, растут, пьют воду. Кроме того, они чувствуют доброту и ласку. Недаром у злых, бездушных людей цветы плохо растут, не цветут, часто гибнут.
Рассказ о лекарственных растениях алоэ и каланхое, которые еще называют «домашним доктором».
Фиалка - самое непривередливое из комнатных растений, другое ее название – «анютины глазки». Педагог рассказывает детям древнегреческую легенду происхождения этого красивого цветка: богиня Афродита купалась в гроте, где е никто не должен был увидеть. Несколько же людей подсматривали за ней. Разгневанная богиня превратила своего отца Зевса покарать их - и он превратил их в цветы, которые своим обликом выражают любопытство и удивление.
Фиалки бывают разной окраски. Самые красивые - с махровыми листьями, край их лепестков имеет бахрому контрастного цвета (у синих - белую, у красных - фиолетовую, у белых - синюю).
Воспитатель предлагает дошкольникам нарисовать фиалку нетрадиционным способом, чтобы получить красивую бахрому.
Объяснение последовательности изображения растения. Лист бумаги располагается вертикально. Сердцевина цветка рисуется желтым цветом. Бахрома и узор лепестков прорисовывается фиолетовым восковым карандашом, а когда лепесток покрывается акварелью, воск не закрашивается и остается фиолетовым - веток выглядит красиво и эффектно. Рисунок дополняется зелеными листьями фиалки, а форму, цвет и украшение горшка дети выбирают самостоятельно.
Перед самостоятельной деятельностью детей проводится физкульминутка «На лугу растут цветы».

  • На лугу растут цветы
    Небывалой красоты.
    (Потягивания - руки в стороны)
  • К солнцу тянутся цветы.
    С ними потянись и ты.
    (Потягивания - руки вверх)
  • Ветер дует иногда,
    Только это не беда.
    (Махи руками)
  • Наклоняются цветочки,
    Опускают лепесточки.
    (Наклоны)
  • А потом опять встают
    И по-прежнему цветут.
Пташинская Н. «Комнатное растение»
(Рисование с натуры)

В начале занятия педагог читает детям стихотворение В. Викторова «Цветок» (про то, как человек сорвал цветок, он простоял день в стакане и завял). Далее начинается беседа о комнатных растениях, дети называют их и рассказывают, какие условия им необходимы для жизни.
Словесная игра «А что если?» Дети отвечают на вопросы воспитателя, касающиеся комнатных растений (например, а что если не поливать цветы? и т.д.).
Затем педагог предлагает ребятам превратиться в настоящих художников, которые рисуют предметы с натуры (мотивация). Сегодня это будут комнатные растения - сансивьера и хлорофитум (по выбору). Обсуждаются особенности их внешнего вида.
После того, как дети справились с работой, воспитатель дает им домашнее задание - проверить, нет ли у них дома ядовитых растений (фикус, молочай и пр.).

Замалиева Э.Ф., Миннуллина А.Р., Сорокина А.Ф., Тухватуллина Л.К. «Комнатные растения для феи»

Занятие начинается с сюрпризного момента - в группу приносят посылку. Чтобы узнать, что в ней, дети должны отгадать загадки:

  • Без рук, без ног, но двигается,
    Дышит, но не говорит,
    Питается, а рта нет. (Растение.)
  • На окнах растут - людям радость несут. (Комнатное растение.)

Педагог открывает коробку - в ней находится фотография неизвестного комнатного растения (на горшке стоит знак вопроса). Рядом с ним - игрушечная фея. Оказывается, она до этого жила в магазине, где не было комнатных растений, и она никогда их не видела. Фея совсем не знает, как за ними ухаживать и просит научить ее это делать.
Демонстрируются картинки с изображением садовых и комнатных цветов. Проводится мини-беседа о комнатных растениях. Рассматривается уголок природы. Ребята рассказывают фее, как ухаживать за растениями.
Воспитатель обращает внимание детей на росток хлорофитума, который пустил корни в стакане с водой. Этот цветок очищает воздух, и педагог предлагает дошкольникам подарить фее много хлорофитумов, чтобы у нее в доме всегда был чистый воздух (мотивация).
Демонстрируются приемы изображения растения.
Проводится физкульминутка на цветочную тематику.
Дети приступают к самостоятельной деятельности. В конце занятия фея благодарит ребят, и сообщает им, что оказывается, в посылке лежала фотография хлорофитума.

Колесник Т.В. «Космея»

Занятие начинается с беседы об осени. Дети рассказывают выученные ранее стихотворения об этом времени года.
Сюрпризный момент: лето еще не совсем ушло и прислало детям подарок, который лежит в коробке. Чтобы узнать, что это, ребята отгадывают загадку (про цветы). В коробке находится вазочка с цветами календулы и петуньи.
Педагог показывает детям изображение еще одного цветка - космеи. Дети хором повторяют его название. Оказывается, это растение может жить как на улице, в клумбе, так и в помещении, в горшочке.
Дошкольникам предлагается нарисовать это красивое растение.
Педагог демонстрирует приемы изображения: лепестки рисуются способом примакивания, а стебелек и листья - кончиком кисти.
Под композицию П. Чайковского «Вальс цветов» дети рисуют космею.