Город Санкт-Петербург трижды менял название. Во время революции и советской власти он был Петроградом и Ленинградом, а с 1991 года снова стал Санкт-Петербургом. Горожане любовно зовут его просто — Питер. И хотя есть исторические данные, что город хотели назвать в честь апостола Петра, все связывают его название с именем царя Петра І, который принимал непосредственное участие в строительстве города.

Питер сравнительно молод. В нем не найдешь доисторических и средневековых древностей, но все самое лучшее петровских и последующих времен представлено во всей красе. Особенно это касается архитектуры, ведь здесь трудились по-настоящему гениальные архитекторы.

Невозможно не посетить улицу Росси, Невский проспект, Зимний дворец и Петергоф. Петербург - это город музей. Вся его историческая часть занесена в список ЮНЕСКО . Главная артерия - Нева, оживляет город, превращая его в северную Венецию. Здесь не меньше каналов, чем в прославленном городе, но точно больше мостов. Например, с Троицкого моста видно еще семь, а с Кашиного - девять. Их проектировали умнейшие инженеры.

Петербург - город с особой энергетикой и особым духовным устремлением. Многие соборы Петербурга - это памятники боевой славы России. Они хранят воспоминания о живых и мертвых героях, призывают помнить свою историю, уважать свои корни. А главное — не забывать и любить Бога.


Соборы Санкт-Петербурга — ФОТО

Казанский собор - это собор-памятник воинской славы России. Здесь похоронен М. И. Кутузов, хранятся знамена разгромленной французской армии. Главная святыня храма - казанская икона Божьей Матери. Перед ней молились русские солдаты и сам Кутузов во время Отечественной войны 1812г. На площади перед собором стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толи. Благодаря архитектурному решению Воронихина, собор словно раскрывает объятья. Полукруглая колоннада насчитывает 96 мраморных колон.

Один из символов Петербурга — Исаакиевский собор, одновременно удивляет и восхищает. Монолитные колонны, огромный купол, статуи 12 апостолов и скульптуры на фронтоне, множество барельефов говорят о том, что в строительство вложило душу множество людей. Скромную церквушку, в которой венчался Петр І, перестраивали и украшали все российские монархи. Последняя версия архитектора Монферанна в стиле классицизма радует горожан по сей день. Внутри собор отделан малахитом, золоченой бронзой, лазуритом, искусно выложенной мозаикой. Здесь трудились такие живописцы как Брюллов, Бруни, Рисс. В одном из окон почти 30м витраж, изображающий Воскресшего Христа. В 1922г богатство храма было изъято на нужды бедных. Большевики нагрузили 2т серебра и почти 50кг золота. Сегодня можно забраться на купол собора и наслаждаться великолепными видами Петербурга.

Владимирский собор - памятник архитектуры барочного стиля. Сама церковь была задумана архитектором Трезини, но строительство затянулось, и в разные годы над ее возведением трудились Кварнеги, Мельников, Руска, Гольмом. Церковь имеет пять куполов, отдельно стоит колокольня. Главная святыня храма - икона 18 века Владимирской Божьей Матери. Эту церковь любил посещать Достоевский, здесь отпевали няню Пушкина. В советское время храм был закрыт, и заработал только в 90г. В 2000г. он получил статус собора.

Петропавловская церковь строилась 19 лет. Ее пестовал Петр І, Екатерина ІІ, Петр ІІ, императрица Анна. Петропавловский собор входит в архитектурный ансамбль Петропавловской крепости, и является самым высоким зданием Петербурга. Отчасти это из-за 40м шпиля, который украшает многоярусную колокольню. На самой его верхушке прикреплен золоченый трехметровый ангел-флюгер. Говорят, что на него ушло 8 кг золота. А кровельщику, который однажды спас ангела после бури, водрузив его на место, царь разрешил пить бесплатно в любом заведении до конца жизни. Петропавловская церковь - храм-мавзолей. Здесь захоронена вся династия Романовых за малым исключением. Кроме отпеваний и поминальных служб в храме не проводилось других обрядов. В Петропавловской церкви интересно посмотреть на уникальный музыкальный инструмент - карильон. Его клавиатура связана с 51 колоколом. Посещение открыто для туристов.

Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) было решено построить после покушения на царя Александра ІІ. Камни, на которые упал смертельно раненый царь, считаются одной из реликвий собора. На реализацию проекта ушло 24 года. Девятиглавый храм является памятником мозаичного искусства. Во внешнем убранстве собора прослеживаются мотивы московских церквей, формы древнерусского зодчества. Впервые мозаичная техника была применена для внешних работ, а несколько куполов были покрыты декоративной эмалью. Внутреннее оформление храма богато и необычно тем, что почти все пространство покрывают мозаичные картины из Евангелие, искусные узоры. Мозаичные композиции создавались мастерами гранильных фабрик по эскизам Васнецова, Беляева, Харламова и др. В храме стоят колонны из фиолетовой яшмы и крест из топаза, а при декорировании иконостаса, потолка, пола были использованы полудрагоценные камни.

Никольская церковь - памятник барочного стиля. Полностью она называется Николо-Богоявленской и состоит из двух церквей - нижней — во имя Николая Чудотворца, и верхней - во имя Богоявления. Храм был задуман как главный памятник и святыня военно-морского флота России. Екатерина ІІ подарила церкви 10 икон в честь победы родного флота над турками и шведами. Рядом с храмом установлен памятник погибшим при Цусиме, мемориальные доски в честь погибших моряков во время японской войны, и доски, относящиеся к современным событиям: морякам «Комсомольца» и «Курска». Вокруг разбит великолепный парк. Храм двухэтажный, имеет пять золотых куполов. Чуть в стороне - колокольня, которую украшает высокий шпиль. Храм великолепно сочетает золотые и небесные (или морские) цвета в отделке. Издавна здесь проводились поминальные и победные службы, посвященные русскому флоту.

Монументальный белоснежный храм был построен в честь измайловского полка российской армии. Пять синих куполов с золотыми звездами и крестами заметны на 20 км расстоянии. С западной стороны можно увидеть скульптуры ангелов, отлитых из бронзы. По преданию цвет куполов соответствовал цвету мундиров измайловского полка. Внутреннее убранство храма отличается искусными росписями, украшено коринфскими колоннами. На стенах висели турецкие знамена в знак того, что победу в войне даровал Бог. В 2005г. перед храмом восстановлена колона Славы, сложенная из трофейных турецких пушек.

Бело-голубой пятикупольный собор стал пятиглавым по настоянию Елизаветы ІІ. Изначально Растрелли задумывал его с одним куполом. В принципе, к собору и относится только один купол - остальные четыре принадлежат колокольне. Собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. В конце 18 в. Екатериной ІІ был построен первый в России женский институт благородных девиц. А в революцию тут располагался штаб большевиков. В наши дни здесь часто звучит классическая музыка. Храм имеет статус концертного зала.

Спасо-Преображенский собор никогда не прекращал своей религиозной службы, и оставался действующим даже в советские времена. В наши дни здесь можно послушать выступление солистов Академической капеллы. Главная святыня храма - это икона «Всех Скорбящих Радосте» и образ Спаса Нерукотворного. До революции в храме хранились трофеи российско-турецкой войны, которые в настоящее время хранятся в Эрмитаже. На своем веку храм пережил сильный пожар, и архитектор, который отстраивал его заново, получил от царя бриллиантовый перстень за работу. Во время войны в подвале церкви действовало бомбоубежище.

Действующий православный собор расположен на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Эта церковь стала местом проведения радостных и торжественных служб, которые посещали члены царской семьи и знаменитости того времени. Эту церковь считали своей кавалеры ордена Андрея Первозванного. Позднее даже был установлен барельеф с изображением ордена. Не смотря на такую любовь богатых людей, церковь всегда ставила своей главной задачей заботу о бедных. Из достопримечательностей храма выделяются 17 метровый резной трехъярусный иконостас, серебряное облачение в алтаре.

Отдельно стоящая трехъярусная шатровая колокольня была построена в 1860-х годах по проекту архитектора Н.И. Козловского. Нижний этаж монументального первого яруса в центре имеет сквозной проезд на церковный двор, на втором – храм в честь иконы Божией Матери "взыскание погибших". Второй ярус – четверик. На третьем ярусе – восьмерике – размещаются колокола. он увенчан шатром с главкой и крестом. Колокольня, построенная в русско-византийском стиле, соперничала по высоте с завершенным в 1859 году храмом Христа спасителя.

Никак не перекликаясь со зданием самой церкви Софии Премудрости Божией, она гармонирует с вертикалями кремлевских башен и колокольней Ивана великого, расположенными на другом берегу Москвы-реки. И это не случайно – колокольня должна была стать частью "софийского ансамбля", в который входило бы и соответствующее по масштабам и архитектурному облику новое здание храма. Идея возвести в центре Москвы, напротив кремля, соразмерный храму Христа Спасителя и кремлевским соборам храмовый комплекс, соименный главной святыне византийской империи – Святой Софии Константинопольской, отсылала к известной концепции "Москва – Третий Рим" и подчеркивала значение Первопрестольной как мирового оплота православия. Грандиозным планам не суждено было сбыться: архитектурная комиссия установила, что здание храма не впишется в узкий участок земли, вытянутый между рекой и обводным каналом.

Строительство колокольни продолжалось с 1862 по 1868 годы, и приходилось на период, последовавший за поражением в крымской войне и резким ослаблением позиций России. Вряд ли можно считать простым совпадением посвящение надвратного храма именно иконе Божией Матери "Взыскание погибших". в 1908 году, когда во время наводнения вода в Москве-реке поднялась почти на 10 метров, колокольня сильно пострадала.

Храм был закрыт в 1930 году. с 1960 года здание колокольни находится под государственной охраной, с 1973 года – это объект культурного наследия республиканского (в настоящее время – федерального) значения. Тем не менее почти 20 лет (с 1973 по 1992 годы) в ней размещался трест подводно-технических и строительных работ "союзподводгазстрой". В 1992 году храм, а в 1994 году и колокольня были переданы русской православной церкви. Престол надвратной церкви иконы Божией Матери "Взыскание погибших" освятили в 1995 году.

Колокольня реставрировалась в 1960-м, затем реставрационные работы проводились в конце 70-х – начале 80-х годов. В 1998 году, по инициативе церковной общины, заслуженный художник российской Федерации, художник-реставратор первой категории Д.В. Витошнов провел первичные научно исследовательские работы по настенной живописи в интерьерах колокольни. Делая пробную расчистку фрагментов росписей в надвратной церкви, реставраторы сняли пять слоев краски. Тогда же, в конце 1990-х, начались работы по восстановлению колоколов звонницы. Но средств прихода на проведение комплексных реставрационных работ не хватало.

В 2010 году Правительство Москвы приняло решение о проведении полномасштабной реставрации колокольни. К этому моменту сохранность объекта была удовлетворительной, но реконструкции и реставрации требовали фундамент, цоколь, перекрытия, кровля, столярные заполнения, а также инженерные системы здания. Помимо укреплений фундаментов и несущих конструкций, реставрации фасадов, монтажа инженерных систем, установки нового позолоченного креста, точно соответствующего сохранившимся историческим чертежам, и колоколов проводились работы и во внутренних помещениях. Была отреставрирована чугунная лестница. во внутренних помещениях воссозданы полы, отреставрированы поверхности сводов. В рамках этапа по восстановлению внутреннего убранства колокольни проведены консервация и реставрация лепного позолоченного декора сводов и стен.

В 2013 году колокольня стала лауреатом конкурса правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация 2013" в номинации: "За высокое качество ремонтно-реставрационных работ".

Храм Софии Премудрости Божией находится на правом южном берегу Москвы-реки напротив исторического центра Москвы - Кремля, в местности, заключенной между основным руслом Москвы-реки и ее прежним руслом, или старицей, превратившейся со временем в цепь небольших водоемов и болотец, получивших общее название "Болота". Этот уникальный храм возвели москвичи в честь своей победы над Новгородом. Первая деревянная церковь, основанная в конце XV века, по мнению ученых, находилась чуть дальше от того места, где сейчас стоит каменный Софийский храм, - ближе к Дому на Набережной.

Bпервые деревянная церковь упоминается в летописи в 1493 году. Тогда древнее Замоскворечье еще именовалось Заречьем, где проходила дорога в Орду. Тем не менее, страшный пожар 1493 года, выкосивший посад (территорию у восточной стены Кремля), достиг и Заречья. Пожар уничтожил и Софийский храм.

Указ Ивана III о сносе церквей напротив Кремля

B связи с указом Ивана III 1496 г. о сносе всех церквей и дворов напротив Кремля: «Того же лета рекою Москвою против города и повеле на техместех чинити сад», в Заречье запрещено было селиться напротив Кремля и строить на набережной жилые дома. А на освободившемся от жилья пространстве требовалось устроить что-то особенное. И зареченскую территорию отдали под новый Государев Сад, именованный Царицыным Лугом, будущие Садовники, который был разбит уже в 1495 году.

Oколо Государева Сада возникло слободское поселение государевых садовников, ухаживавших за Садом. Они-то и дали позднейшее название местности. Только в XVII веке садовники обосновались на непосредственно территории самого сада и в 1682 году выстроили новую каменную Софийскую церковь.

Пожар 1812 года

Hезадолго до того в старом храме проповедовал сам протопоп Аввакум, и "прихожан учением своим отлучил многих". Вследствие этого "запустошения церквей" его сослали из Москвы.
B пожар 1812 г. Софийская церковь пострадала незначительно. В ведомости о состоянии московских храмов после нашествия неприятеля было сказано, что на Софийской церкви «крыша от пожара в некоторых местах обвалилась, иконостасы и в них святые иконы целы, в настоящей (в главной церкви) престол и одежда целы, антиминс же похищен. В приделе престол и антиминс цел, а срачицы и одежды нет. … Книги для священнослужения находятся в целости, но некоторые из них частью изорваны».

Уже 11 декабря 1812 года, меньше, чем через 2 месяца после изгнания французов, был освящен Андреевский придел храма. В этом приделе, как и во всех действующих храмах Москвы, 15 декабря 1812 г. прошел благодарственный молебен за победы, одержанные над войском «двунадесяти язык».

После устройства в 1830-х гг. каменной набережной, именно по имени находившейся здесь храма Софии, она была названа Софийской.

Строительство новой колокольни

В марте 1862 г. протоиерей А. Нечаев и церковный староста С. Г. Котов обратились к Московскому митрополиту Филарету с просьбой о строительстве новой колокольни, так как прежняя была уже довольно ветха.

Новую колокольню просили выстроить по линии Софийской набережной с проездными воротами с двухэтажными флигелями, в одном из которых должна была разместиться церковь в честь иконы Божьей Матери «Взыскание погибших». Потребность в строительстве также мотивировалась необходимостью продолжения богослужения в случае затопления основного храма в весеннее время водой.

Строительство колокольни продолжалось шесть лет, и было окончено в 1868 г. колокольня Софийской церкви стала первым высотным сооружением, построенным в центре Москвы после окончания внешних строительных работ по храму Христа Спасителя, завершенных в 1859 г.

Строительство колокольни было лишь частью плана, автором которого были протоиерей Александр Нечаев и архитектор Николай Козловский. Также было задумано грандиозное строительство основного здания храма, соответствующего по масштабам и архитектурному облику зданию колокольни. В случае осуществления этого проекта Софийский ансамбль, несомненно, стал бы важнейшим архитектурным ансамблем Замоскворечья.

В основе замысла ансамбля Софийской колокольни и Софийского храма лежал определенный круг идей, связанный с храмом Христа Спасителя. Как и храм Христа, Софийский храм предполагалось выстроить в византийском стиле. Само выражение «византийский» подчеркивало исторические православные корни Российского государства. «Возведение в центре Москвы соразмерного с храмом Христа Спасителя и Кремлевскими соборами, храма Софии Премудрости Божией, соименного главному храму Византийской империи, получало весьма актуальное звучание. Оно отсылало к известной концепции «Москва - третий Рим», напоминая о вековечности православия и извечных целях русского государства, об освобождении Греции и порабощенных Турцией славянских народов, а также главной Православной святыни - храма Софии Константинопольской».

Москва осознавала себя не только преемницей Рима и Византии, но и мировым оплотом Православной Церкви, что было созвучно идее Москвы как Дома Богородицы. Главными символами этой сложнейшей композиции стали кремлевская Соборная площадь с Успенским собором и Красная площадь с храмом Покрова на Рву, который был архитектурной иконой Града Божия - Небесного Иерусалима. Замоскворечье по своему вторило Кремлю и представляло другую часть градостроительной модели Москвы. Государев Сад был устроен во образ Гефсиманского Сада на Святой Земле. А сравнительно скромная церковь Святой Софии стала и важнейшим Богородичным символом, и образом главной христианской святыни Гефсиманского сада - Погребального вертепа Божией Матери. Место погребения Богородицы символически связано с праздником Ее Успения, который осмысляется прославлением Богоматери как Царицы Небесной, и Софийская церковь воплощает именно эту идею, именно этот образ Богоматери, перекликаясь с кремлевским Успенским собором.

Сооружение колокольни приходится на период, последовавший за поражением в Крымской войне, которое привело к резкому ослаблению позиций России. В этих условиях сооружение Софийского ансамбля представляется как материальное выражение моления о будущих победах и уверенности в обретении былого могущества. Дополнительное звучание этой теме придавало географическое расположение Софийского храма. Если храм Христа Спасителя, находившийся к западу от Кремля, являлся памятником в борьбе с западным нашествием, то положение Софийского храма к югу от Кремля географически совпадало с направлением на Черное море.

К сожалению, грандиозные планы не соответствовали небольшим размерам участка, сильно вытянутого в длину между Москвой-рекой и обводным каналом. Комиссия установила, что здание не впишется в узкий участок, возможности же расширения участка были исчерпаны. В результате от строительства нового храма было решено отказаться. В результате размеры колокольни пришли в противоречие с размерами самого храма.

Наводнение 1908 года

14 апреля 1908 г. храм пережил тяжелое наводнение, во время которого церковному имуществу и зданию был нанесен огромный ущерб, оцениваемый в сумму более 10000 рублей. В этот день вода в Москве-реке поднялась почти на 10 метров.

В храме Софии вода затопила внутреннее помещение на высоту около 1 метра. Были испорчены иконостасы в главном храме и приделах, в ризнице были опрокинуты шкафы и подмочены облачения. На главном престоле был снесен на пол серебряный ковчег со святыми дарами.

На следующий год после наводнения в храме был проведен обширный комплекс ремонтно-восстановительных работ.

Послереволюционные годы

О судьбе храма впервые послереволюционные годы известно мало. В 1918 г. новой властью был конфискован общий капитал храма, который составил 27000 рублей.
В 1922 г. была объявлена кампания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих.

По поводу возникших при изъятии эксцессов Святейший Патриарх Тихон писал: «И посему горестью исполни-лось сердце наше, когда до слуха нашегодостигли вести о побоищах и кровопролитии, бывших в иных местах при отобрании церковных вещей. Верующие имеют законное право заявлять о требованиях от властей, чтобы при этом не было никакого оскорбления, тем более поругания религиозного их чувства, чтобы сосуды, как священные предметы при Святом Причащении, не могущие по канонам иметь употребления не священного, подлежали выкупу и замене их равноценными материалами, чтобы к наблюдению за правильностью расходования церковных ценностей именно на помощь голодающим привлекались представители от самих верующих. И тогда, при соблюдении всего этого не будет места какому-нибудь от верующих гневу, вражде и злобе».
Изъятое имущество в основном было описано на вес. Одних серебряных риз взято двадцать штук. Особую ценность представляла золотая риза, украшенная двумя бриллиантами.

  1. Из церкви Взыскания Погибших ценностей весом 12 фунтов 74 золотника
  2. Святой Софии - 9 пудов 38 фунтов 56 золотников.

Наиболее известной иконой, находящейся в храме и описанной в нескольких дореволюционных научных работах, была икона Владимирской Божьей Матери, написанная в 1697 г. священником Иоанном Михайловым. Во время ликвидации храма в 1932 г. все имущество церкви было конфисковано. Икона Владимирской Богоматери была передана в Третьяковскую галерею, где и хранится до сих пор.

Митрополит Уральский Тихон (Оболенский)

Революция надолго остановила в храме церковную жизнь, но ее последние годы перед закрытием были озарены словно ярким сиянием в наступавшей ночи, расцветом духовной жизни, сопротивлявшейся безбожию.

Одним из выдающихся людей, имевших отношение к храму Софии Премудрости Божией, был митрополит Уральский Тихон (Оболенский).

В клировой ведомости за 1915 год содержится первое упоминание о сближении с Софийским храмом архиепископа Тихона Уральского: «за последние время Высокопреосвященный Тихон Уральский посещает храм очень часто, почти каждые воскресные и праздничные дни».

Будучи епископом Уральским и Николаевским владыка Тихон принимал участие в Соборе 1917-1918 гг. А с 1922 года, ввиду невозможности управления своей епархией (был лишен права выезда), владыка Тихон жил в Москве, был близок к патриарху Тихону. В 1923 г. он вошел с состав Священного Синода при Святейшем патриархе Тихоне.

В феврале 1925 года не задолго до своей кончины Святейший Патриарх Тихон служил литургию в Софийском храме.

12 апреля 1925 г. митрополит Тихон был одним из подписавших акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому), а 14 апреля 1925 года митрополит Тихон вместе с митрополитом Петром Полянским нанес визит в газету «Известия» для передачи завещания патриарха Тихона для публикации.

Скончался митрополит Тихон в мае 1926 года и был похоронен в храме Софии Премудрости Божией.

Отец Александр Андреев

В 1923 г. по представлению Тихона Уральского настоятелем Софийского храма был назначен его келейник молодой священник отец Александр Андреев. Благодаря его выдающимся личным качествам Софийский храм стал одним из центров духовной жизни в Москве.

14 сентября 1923 г. управляющий Московской епархией архиепископ Илларион (Троицкий) поручил о. Александру Андрееву «временное исполнение пасторских обязанностей при Московском храме Святой Софии, что в Средних Набережных Садовниках - впредь до избрания приходом». Такое избрание состоялось чуть позже, и с этих пор дальнейшее служение о. Александра неразрывно связанно с Софийским приходом.

Сестричество

На новом месте проповеднический и организаторский талант о. Александра развернулся во всю ширь.

Здесь возникло сестричество. В сестричество входило около тридцати женщин, не посвященных в монашество, но глубоко верующих, в храме было налажено народное пение. Целью создания сестричества была помощь бедным и нищим, а также работы по храму для поддержания его убранства и церковного благолепия. Официального написанного устава в сестричестве не было. Жизнь сестер по предписанию о. Александра строилась на трех основаниях: молитве, бедности и делах милосердия. Одним из первых послушаний сестер стало устройство горячих обедов для многочисленных нищих. По воскресным и праздничным дням в столовой храма на средства прихожан и сестричества устраивались обеды, на которые собиралось от сорока до восьмидесяти нуждающихся. Перед обедами о. Александр обязательно служил молебен, а по окончании, как правило, говорил проповедь, призывая к истинно христианскому образу жизни. Сестры никогда не собирали денежных пожертвований на обеды, так как прихожане, видя высокую благородную цель их деятельности, сами приносили пожертвования.

Отцом Александром были устроены жилые помещения для сестер.

Обновление и переустройство храма

В 1924-1925гг. отец Александр предпринял обширный комплекс работ по обновлению и переустройству храма.

Из церкви Рождества Богородицы на Старом Симонове были перенесены главный иконостас и иконостас Никольского придела, которые были установлены в Софийском храме.

Одновременно в конце 1928 г. отец Александр пригласил для росписи храма известного церковного художника графа Владимира Алексеевича Комаровского. В. А. Комаровский был не только художником-иконописцем, но и выдающимся теоретиком иконописания, одним из основателей общества "Русская икона" и членом редакционного совета одноименного сборника. Его заботило воспитание хорошего вкуса и понимания в деле иконописного убранства храмов.

Комаровский работал над росписями целыми днями, а иногда и ночами. Отдыхал тут же, в небольшой ризнице храма, размещавшейся под колокольней.

В храме Софии Комаровский изобразил над средней аркой сюжет «О Тебе радуется всякая тварь», а на столбах под аркою, ангелов в стиле Андрея Рублева. В трапезной штукатурка была вся сбита и заменена новой. Сам батюшка работал целыми днями, часто даже спал на лесах.

Наконец ремонт был закончен - хотя, к сожалению, и не все удалось осуществить, что предполагалось. Богослужение во время ремонта, тем не менее, в храме не прерывалось. И, самое удивительное, постоянно чувствовалась прочная непрерывная связь между алтарем и молящимися.

Арест о.Александра

25 марта 1929 года о. Александр был арестован и привлечен к ответственности по ст. 58 п. 10 за то, что, «являясь служителем религиозного культа, вел среди верующей массы антисоветскую агитацию, организовав и поддерживая существование нелегального сестричества». Кроме того, он обвинялся в том, что «молился за убиенных и находящихся в темницах открыто при всех с амвона и говорил проповеди религиозного содержания». Ему вменялось в вину и то, что сестричество собирало деньги и иные пожертвования «для помощи находящимся в ссылке и тюрьмах духовенству и членам церковных советов».

10 мая 1929 года священник Александр Андреев был приговорен к трем годам высылки в Казахстан. С 1929 по 1932 годы он находился как высыльный поселенец в г. Каркаралинске Семипалатинской области.

Так как по окончании ссылки о. Александр был лишен права проживания в Москве и некоторых других крупных городах, то он прибыл в Рязань. Отец Александр Андреев был арестован 14 января 1936 года и содержался под стражей в Таганской тюрьме г. Москвы.

Особым Совещанием при НКВД СССР от 4 апреля 1936 года протоиерей Александр Александрович Андреев «за участие в контрреволюционной группе» был приговорен к пяти годам заключения в концлагерь.

Союз безбожников и клуб

Следующее постановление о закрытии храма для занятия под клуб расположенного неподалеку завода «Красный Факел» Президиум Мособлисполкома вынес в декабре 1931 г.
Вокруг судьбы храма развернулась настоящая драма, подоплека которой, к сожалению, не известна. На своем заседании 19 февраля 1932 г. Комиссия по вопросам культов при ВЦИКе вновь отменила это решение, постановив оставить церковь в пользовании верующих.

Однако 16 июня 1932 г. Комиссия вновь вернулась к этому вопросу и утвердила решение Президиума о ликвидации церкви «При условии предоставлении заводом «Красный Факел» в Облисполком плана переоборудования, сведений о наличии средств и строительных материалов». Через месяц это решение Комиссии было утверждено ВЦИКом, и Софийский храм разделил печальную судьбу многих московских храмов. С церкви были сняты кресты, вывезено убранства интерьера и колокола, икона Владимирской Божией Матери была передана Третьяковской галерее. Никаких сведений о дальнейшей судьбе убранства храма неизвестно.

Лаборатория термомеханической обработки


После клуба завода «Красный Факел» помещение храма в середине 1940 г. было переоборудовано под жилье и разделено междуэтажными перекрытиями и перегородками.
Внутри храма работала лаборатория термомеханической обработки Института стали и сплавов. В 1960-1980-е года в колокольне размещался трест подводно-технических и строительных работ «Союзподводгазстрой».

60-е годы

В 1960 г. здания храма и колокольни постановлением Совета Министров РСФСР были поставлены на охрану как памятники архитектуры.

В 1965 году М.Л. Богоявленский записывал: «Церковь имеет облезлый, грязный вид. Штукатурка местами обвалилась, некоторые кирпичи выскочили, в алтаре пробита дверь. Кресты сломаны, вместо них приделаны телеантенны. Внутри жилые квартиры. Колокольня в 1960-е годы реставрировалась».

Реставрационные работы

В 1972 г. было проведено исследования живописи храма. В 1974 г. начались реставрационные работы.

Сами росписи, покрытые слоями побелки, долгие годы считались утраченными. Но в начале 2000 г. реставраторам удалось расчистить росписи свода и несколько фрагментов на стенах, и им открылась поистине прекрасная картина.

В заключении эксперта, сделанном по просьбе нынешнего настоятеля храма протоиерея Владимира Волгина и прихожан храма, говорится: "Сохранившиеся фрагменты росписи храма должны рассматриваться как уникальный памятник русского церковного искусства XX века и как реликвия Церкви, достойная особого поклонения".

Возобновление богослужений

В 1992 г. здание храма и колокольня по распоряжению Правительства Москвы были переданы Русской Православной Церкви. Крайне тяжелое состояние полученных зданий не позволило сразу же возобновить богослужение. Лишь в декабре 1994 года начались службы в подколокольном храме «Взыскания погибших».

11 апреля 2004 года, На Пасху, в стенах храма Софии Премудрости Божией прошла Литургия - первая с тех мрачных времен запустения.

В 2013 году произведена реставрация внешнего вида здания колокольни "Взыскание погибших" организацией ООО РСК "Возрождение".

В настоящее время проводятся реставрационные работы внутри колокольни. Богослужения в ней приостановлены до окончания реставрационных работ.


Наша прогулка по набережным Москвы начнется от станции метро Кропоткинская. Дальше путь лежит через древнюю московскую улицу Волхонку, а затем вверх по Соймоновскому проезду до Пречистенской набережной . Улица Волхонка до 1658 года была известна как Черторыльская, затем ее переименовали в Пречистенскую, а с конца 18 века улица существует как Волхонка. Улица Черторыльская сформировалась еще в 14 веке, ее родоначальником стал путь, проходивший от Кремля до великокняжеского села Семчинского. Соймоновский проезд – это небольшая улица, соединяющая Бульварное кольцо с Пречистенской набережной Москвы-реки. По четной стороне проезда домов не числится, но здесь, у выхода в Пречистенской набережной, располагается комплекс храма Христа Спасителя. Слева же, по адресу Соймоновский проезд №1, располагается памятник архитектуры, относящийся к периоду модерна - дом Перцовой, который одним из своих фасадов выходит на набережную.

Целиком лучше всего виден с Патриаршего моста, но рассмотреть его в подробностях можно только побывав в Соймоновском проезде. Это здание было построено в 1905-1907 годах при участии архитекторов Н. К. Жукова и Б. Н. Шнауберта, а также инженера П.Н. Перцова. Эскизы дома разрабатывал художник С.В. Милютин, прославившийся как автор русской матрешки – одного из символов России. Авторство росписей принадлежит известному художнику В. Врубелю.

Здание является прекрасным образцом модерна в Москве , стиль выдержан и в архитектуре дома, и в его внешней и внутренней отделке, и в оснащении дома, соответствовавшем самым современным технологиям того времени. Во всем доме не было ни одного деревянного перекрытия, электрическая проводка была убрана с глаз, как и различные коммуникации. Архитектурная композиция дома Перцовой очень сложна, разнообразна и в то же время очень гармонична. Асимметричные окна, фигурные балкончики, башенки, декор крыши и фасадов – все это приковывает к себе взгляд и заставляет очень внимательно всматриваться. Лазурная майолика и кронштейны в виде сказочных восточных драконов, кованые решетки – внимательный зритель найдет здесь много интересного. Чуть ниже по Пречистенской набережной, рядом с стоит здание под номером 29 – это объект федерального значения, известный как особняк И.Е. Цветкова. По своему архитектурному стилю оно прекрасно гармонирует с соседними домами. Эскизами для особняка занимался художник В. Васнецов, а архитектором был Башкиров. Но наш маршрут лежит выше по Пречистенской набережной, в сторону храма Христа Спасителя.

Напротив доходного дома Перцовой, на другом берегу Москвы-реки, на Берсеневской набережной, располагается еще одна яркая историческая и архитектурная достопримечательность Москвы – здание кондитерской фабрики Красный Октябрь. А ближе к стрелке Водоотводного канала можно увидеть грандиозную статую – памятник Петру I, который установлен на искусственном острове в русле реки, там, где она сливается с Обводным каналом. Официально он называется "Памятник в ознаменование 300-летия российского флота". Его автор – Зураб Церетели. До сих пор памятник остается довольно спорным объектом, и вызывает неоднозначную оценку у москвичей. Общая высота памятника составляет 98 метров – это одна из самых высоких скульптурных композиций в мире.

Напротив Пречистенской набережной, на другом берегу Москвы-реки, располагается Берсеневская набережная. Эта улица существовала в Москве уже в 16 веке, но только к середине 18 века ее укрепили и расширили, сделав пригодной для проезда. Ранее же на улице имелась сторожевая берсенева решетка, установленная думным дворянином И.Н. Берсень-Беклемишевым для того, чтобы обезопасить жителей от "лихих людей". Откуда произошло название набережной точно не известно. Возможно, улица была названа в честь Берсень-Беклемишева или, может быть, название произошло от старинного русского обозначения крыжовника, который называли словом берсень.

Как раз напротив дома Перцовой на Беклемишекской набережной стоят корпуса знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь – заметное здание из красного кирпича с яркими рядами белоснежных оконных переплетов. История кондитерской фабрики началась во второй половине 19 века, когда в Москву приехал немецкий промышленник Фердинанд Теодор Энейм, принявшийся активно осваивать рынок на новом месте. Начав с небольшого производства, занимавшегося изготовлением пиленого сахара, Энейм затем открыл небольшую кондитерскую на Арбате, а некоторое время спустя вместе с компаньоном Юлиусом Гейнсом он основал кондитерский магазин на Театральной площади и кондитерскую фабрику на Софийской набережной. Благодаря прекрасному качеству и широкому ассортименту кондитерская продукция Эйнема завоевала признание и популярность далеко за пределами Москвы, и возникла необходимость в строительстве новой, более мощной фабрики. Так на Берсеневской набережной появился комплекс кондитерской фабрики, продукцию которой мы имеем возможность оценить и в наши дни. Производственный процесс был организован достаточно прогрессивно по тому времени. Рабочий день не превышал 10 часов, а для рабочих было построено специальное общежитие, они имели возможность питаться в фабричной столовой. Кроме того, для работников фабрики существовали определенные льготы и то, что сейчас мы называем соцпакетом. Кондитерская фабрика продолжала работать и в советское время, а в 1994 году в одном из зданий открылся музей. Сейчас производственные мощности фабрики вывели из центра города, и в историческом здании работает только цех по изготовлению шоколада ручной работы.

Но наш маршрут лежит по Пречистенской набережной мимо храма Христа Спасителя, вернее, вначале к скверу, расположенному у подножия храма. Пожалуй, нужно немного рассказать о самой Пречистинской набережной. Она расположена на левом берегу Москвы-реки, в районе Хамовники, между Новокрымским мостом и улицей Ленивкой. Пречистенская набережная является продолжением Фрунзенской набережной, а под Большим каменным мостом Пречистенская набережная переходит в Кремлевскую. Название набережная унаследовала от улицы Пречистенки. В начале 20 века существовали две набережные – Пречистенская и храма Христа Спасителя, а в 1924 году их объединили в одну – Кропоткинскую. Свое историческое имя набережная обрела только в 1992 году. Над Пречистенской набережной проходит пешеходный Патриарший мост, соединяющий ее с Болотным островом.

И храм Христа Спасителя, и Патриарший мост мы рассмотрим в конце прогулки, а сейчас продолжим наш путь, и обратим внимание на противоположный берег реки, на Берсеневскую набережную. Перед нами открывается замечательный вид на знаменитый . Чтобы узнать историю этого места с самого начала, вернемся в прошлое. В 1734 году вблизи Болота в Верхних Садовниках был обустроен Каменномостский казенный питейный двор, позднее известный как Винно-Соляной двор. Это был крупный склад, с которого отпускали монопольную водку в кабаки Москвы. Во второй половине 18 века С. Волков построил на Всехсвятской улице ворота Питейного двора, которые украшала башенка. После того, как в 1863 году отменили винные откупы (право торговать водкой и вином, которое выдавало государство на определенный срок), строения Винно-Соляного двора стали сдавать под частные склады. В 1873 году Винно-Соляной двор выкупил город, и здесь хранилось всевозможное городское имущество. В конце двадцатых годов прошлого века эти склады снесли и на их месте построили здание, известное как Дом на набережной.

Официально это массивное темно-серое здание называлось Домом правительства, или Первым Домом Советов, а также Домом ЦИК и СНК СССР. Это был целый комплекс строений, который построили в 1931 году для проживания многочисленных сотрудников госаппарата, переехавших в город после того, как столицу вернули в Москву. Жильцы этого дома были элитой общества: партийные деятели высшего эшелона, ученые, артисты, герои Гражданской войны и Соцтруда и так далее. Проект разработал архитектор Б.М. Иофан, а за ходом строительства следил А.И. Рыков. Изначально фасады здания задумывались в тон стенам Кремля, но в дальнейшем планы претерпели некоторые изменения. На каждом этаже этого 12-этажного здания размещалось по две квартиры, также в комплекс входил кинотеатр Ударник, клуб (сейчас театр Эстрады), спортивный зал, универмаг, прачечная, амбулатория, сберкасса, отделение связи, детский сад. С этим домом связано немало легенд и реальных трагических историй. Еще один объект, заслуживающий внимания, который лежит на нашем пути – Большой Каменный мост.

Этот мост был построен в 1938 году. Хотя, он и называется каменным, его конструкция изготовлена из металла. Длина Большого Каменного моста вместе с подъездными участками составляет 487 метров, а ширина – 40 метров. На чугунных перилах моста до сих пор можно увидеть герб СССР. Но это сейчас, а первый мост на этом месте был наплавным, его устраивали здесь в качестве переправы еще в 15 веке. С Большого Каменного моста открывается прекрасный вид на Кремлевскую набережную и Кремль с башнями, соборами, Большим Кремлевским дворцом, а Кремлевские стены на фоне Москвы-реки и сам мост часто фигурируют на открытках с видами Москвы. Слева от нас располагается Боровицкая площадь и участок Александровского сада, а если оглянуться назад – мы увидим дом Пашкова, расположенный на высоком холме, и открытый для обзора.

По ходу нашей прогулки вдоль Кремлевской набережной нам встретятся следующие башни Кремля: Водовзводная, Благовещенская, Тайницкая, Первая безымянная, Вторая безымянная, Петровская и Беклемишевская. У всех этих башен своя интересная история, заслуживающая отдельного рассказа, а мы остановимся более подробно на самых известных – двух угловых башнях, Водовзводной (Свибловой) и Беклемишевской (Москворецкой). Водовзводная башня Кремля. Расположенная в его юго-западной части на углу Александровского сада и Кремлевской набережной, была построена в 1488 году итальянским архитектором Антонио Жилярди (Антоном Фрязиным). В 1805 году башня обветшала, и была отстроена заново, а после Отечественной войны 1812 года ее снова пришлось восстанавливать. Этим занимался известный архитектор Осип Бове. На Водовзводной башне не было завершения в виде двуглавого орла, и только в 1937 году на ней появилась рубиновая звезда диаметром 3 метра – самая маленькая из всех.

По противоположному берегу Москвы-реки располагается Софийская набережная, главным украшением которой является церковь святой Софии премудрости Божией в Садовниках. Еще в 1495 году на том месте был разбит Государев сад, известный как Царицын луг, а вместе с ним возникла слобода садовников с деревянной церковью. В 1682 году была построена новая каменная Софийская церковь. В то время Софийская церковь была не видна с набережной, ее закрывали дома. В советский период Софийскую церковь не снесли, но использовали не по назначению, как и многие подобные памятники. Более-менее серьезной реставрацией церкви занялись в 1976 году, а в 2004 году здание передали церкви и, поскольку оно вновь нуждалось в ремонте, его начали реставрировать. Обращает на себя внимание здание, расположенное рядом с Софийской церковью. Этот дом в конце 19 века построил Харитоненко Павел Иванович. Из окон дома открывается прекрасный вид на Кремль, французский художник Анри Матисс во время своего пребывания в Москве, останавливался именно здесь. Панораму Кремля, которая видна из окна, он запечатлел на одной из своих картин.

Мы дошли до последней в участке Кремлевской стены, параллельной набережной, Беклемишевской башни. Она располагается в юго-восточном углу Кремля, вблизи Москворецкого моста. Названа башня по фамилии боярина Беклемишева, чей двор размещался рядом на территории Кремля. После того, как Беклемишева казнили, его двор и башню использовали в качестве тюрьмы. Кроме того, Беклемишевская башня играла важную оборонительную и сторожевую роль, защищая переправу через реку. Эта башня была построена в 1488 году по проекту итальянского архитектора Марко Руффо, а в 1707 году ее перестроили для оборонительных действий против шведов. В 1949 году, когда проводилась реставрация, башню восстановили в исходном виде. С левой стороны располагается храм Василия Блаженного и Васильевский спуск, а справа - Большой Москворецкий мост, соединяющий левый берег Москвы-реки с Замоскворечьем.

Храм Василия Блаженного (Покровский собор) – одно из самых известных украшений Москвы. До 17 века этот храм называли Троицким, в память о старинной деревянной церкви, существовавшей на этом месте. Храм Василия Блаженного построили в середине 16 века в честь победы русского войска над Казанским ханством. До конца 16 века храм был самым высоким сооружением Москвы, его высота – 60 метров. Затем, при Борисе Годунове была построена колокольня Иоанна Лествинчика, превысившая высоту Покровского собора на 21 метр. Храм очень живописен и выглядит чрезвычайно величественно, хотя внутренние его габариты весьма скромны. Главный престол храма освящен во имя Покрова Богородицы. Начиная с 1929 года в соборе располагается филиал Государственного исторического музея, а в 1990 года в соборе Покрова Богородицы прошло первое после долгого перерыва всенощное бдение и литургия. В престольный праздник Покрова в наши дни в храме совершается служба.

В конце 15 века на месте Большого Москворецкого моста находился наплавной мост, который существовал до 1789 года, когда здесь установили деревянный мост на сваях. Затем мост еще несколько раз обновляли и перестраивали, а нынешняя монолитная железобетонная конструкция была построена в 1936-1937 годах архитектором А.В. Щусевым и инженером В.С. Кирилловым. Длина Большого Москворецкого моста составляет 554 метров, а ширина – 40 метров. Дальше Кремлевская набережная переходит в Москворецкую набережную.

До 1930 года вдоль этой набережной располагался отрезок китайгородской стены с проездными воротами, которые вели в Зарядье. Затем в Зарядье было решено построить одну из сталинских высоток, восьмую по счету. Это должно было быть здание в 32 этажа высотой 275 метров. Проект здания разрабатывал архитектор Д.Н. Чечулин. Но когда в 1953 году стилобат будущей высотки был уже почти готов, а стальной каркас вырос до восьмого этажа, строительство заморозили. Это стало большим ударом для архитектора. В 1964 году было принято решение строить на готовом стилобате гостиницу Россия, и вести работы по сооружению здания снова поручили Чечулину. В 1967 году гостиница, которая стала одной из самых крупных в мире, была достроена. В ней было 3 182 номера, она была рассчитана на 5 300 человек.

В 2004 году согласно постановлению правительства Москвы гостиницу решили снести, а на ее месте построить большой многофункциональный гостинично-офисный комплекс. В 2006 году гостиницу Россия начали разбирать при помощи башенных кранов, так как взрывать здание нельзя было из-за близости Кремля. Но до последнего времени этот участок в самом центре Москвы так и оставался замершей строительной площадкой. В 2012 году было принято решение на месте пустыря устроить парковую зону с развлекательным центром. Точные сроки осуществления этого плана пока неизвестны. С Москворецкой набережной очень хорошо видна сталинская высотка на Котельнической набережной.

Храм Василия Блаженного

Наша прогулка продолжается до Большого Устьинского моста. Отсюда можно хорошо рассмотреть высотку. Здание было построено в 1948-1952 годах по проекту Д.Н. Чечулина, А.К. Ростковского, инженера Л.М. Гохмана. Строительство контролировал Лаврентий Берия. Как и все семь высоток, это здание впечатляет своей грандиозностью и величественностью. Здание замыкает перспективу набережной. Вместе с техническими этажами в высотке насчитывается 32 этажа. Всего в доме 540 квартир. По Котельнической набережной к зданию примыкает 9-этажный корпус, построенный несколько раньше. В этом доме размещаются магазины, базовый кинотеатр Госфильмфонда "Иллюзион" и квартира-музей легендарной балерины Галины Улановой.

Дальше нам придется подняться на Большой Устьинский мост. Его построили в 1881 году, но тогда мост располагался немного ниже по течению реки. Поначалу по Устьинскому мосту проходила линия конки, а затем и трамвая. К началу 20-го века русло Москвы-реки значительно обмелело, и было принято решение о строительстве канала, соединяющего ее с Волгой. Благодаря каналу уровень воды в Москве-реке значительно вырос, и возникла необходимость реконструкции некоторых мостов. Так в 1938 году был построен новый Большой Устьинский мост. В 1999 году проводилась реконструкция моста, при которой сохранилась трамвайная линия.

По Большому Устьинскому мосту мы проходим над Москвой-рекой, и сворачиваем на Раушскую набережную. До 1870 года эта замоскворецкая набережная называлась Заяицкой. Первая достопримечательность, которую мы встретим на своем пути - храм святителя Николая в Заяицком. Первое упоминание об этой церкви встречается в летописи 1518 году. В 1741 году Емельян Яковлев, компанейщик московских питейных сборов, подал прошение в канцелярию Синодального правления с просьбой разрешить слом старого храма и постройку нового. Известно, что в 1745 году церковь была разобрана целиком, в том числе и фундамент, а затем был заложен фундамент под новое здание. Новая церковь святителя Николая в Заяицком была достроена в 1749 году.

В конце 19 века Раушская набережная активно индустриализуется. В это время здесь была построена электростанция Общества электрического освещения (дом №8), которая действует и сейчас, а кроме того в здании в наши дни также размешается головная контора Мосэнерго. На Раушской набережной сейчас нет жилых домов, только различные учреждения.

Самая яркая достопримечательность Раушской набережной – гостиница "Балчуг Кемпински" , расположенная в самом начале набережной перед Большим Москворецким мостом. Сама эта местность в Замосковречье, известная с 14 века, также издавна называлась Балчугом. В переводе с татарского "балчех – болото, грязь. На этом месте когда-то стояли общественные бани, затем был кабак, после территорию заселили купцы. Интересно, что Балчуг считается самым теплым местом в Москве, зимние температуры здесь всегда несколько выше, чем в других районах столицы. После окончания Отечественной войны 1812 года в начале улицы Балчуг построили двухэтажное здание. Верхний этаж был жилым, а на первом располагались различные магазины. В 1898 году это здание снесли, а вместо него по проекту архитектора А. Иванова выстроили большой доходный дом с красиво декорированными фасадами и угловой башенкой. Кроме квартир в доме работал ресторан, пекарня, прачечная, магазины. В 1928 году в здании открыли гостиницу "Новомосковскую". Затем дом отдали под общежитие Народного комиссариата иностранных дел, но с 1957 года здесь вновь работала гостиница, теперь уже под названием "Бухарест". В 1989 году гостиницу закрыли на реконструкцию, в ходе которой здании не только заменили все коммуникации, но и осуществили полную перепланировку. От старого исторического здания остался лишь фасад, который тщательно отреставрировали. Мимо "Балчуга" проходим под Большим Москворецким Мостом, и сворачиваем влево. До Болотной набережной можно дойти либо по мосту, либо, не поднимаясь на него. Вначале наш путь лежит по участку Болотной улицы, которая затем переходит в набережную.

Болотная набережная проходит вдоль левого (северного) берега Водоотводного канала. В теплое время года на этом участке канала работают, установленные по центру фонтаны. Болотная набережная начинается от западной стрелки острова между Водоотводным каналом и рекой Москвой, и заканчивается вблизи Малого Москворецкого моста. Набережная объединяет такие исторические районы Москвы как Берсеневка и Болото. Здесь по эстакаде к Якиманке через Берсеневку проложено продолжение пешеходного Патриаршего моста.

Раушская набережная

Лужков мост

Через Водоотводный канал от Берсеневской набережной на Кадашевскую переброшен очень живописный Лужков мост. Мост построили в 1994 году, а назван он вовсе не в честь бывшего мэра Москвы Ю.М. Лужкова, а от истории этой местности, в прошлом называвшейся Царицыным лугом. Иногда этот мост называют еще мостом Поцелуев. На нем установлены оригинальные металлические деревья, все кроны которых увешаны разнообразными замками. Эти замки оставляют молодожены, поэтому на набережной в выходные дни часто можно увидеть свадебные кортежи. От моста вдоль набережной стоят еще 15 таких деревьев. Если пройти по Лужкову мосту прямо, то мы попадем в Лаврушинский переулок, прямо к Третьяковской галерее , но наш маршрут пролегает в другую сторону. Напротив Лужкова моста располагается Болотная площадь – историческое место, которое и в наше время часто оказывается в центре общественной жизни Москвы. В далеком прошлом на Болотной площади проходили казни, а сейчас здесь часто собираются представители неформальных движений, проводятся митинги политической оппозиции.

Заглянем в сквер, расположенный рядом с Болотной площадью со стороны набережной. Здесь находится скульптурная композиция "Дети – жертвы пороков взрослых" , которая символизирует борьбу с человеческими пороками и злом. Автор композиции М.М. Шемякин создал один из самых интересных памятников Москвы. На площадке полукругом стоят фигуры, олицетворяющие такие пороки как Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лжеученость, Равондушие, Садизм, Для беспамятных, Эксплуатация детского труда, Пропаганда насилия, Нищета, Война. Напротив них в центре располагаются фигуры мальчика и девочки с завязанными глазами.

Дойдем по Болотной набережной до Малого Каменного моста, а затем пройдем до начала эстакады, ведущей на Патриарший мост. Расскажем немного о Малом Каменном мосте. Нынешний мост был построен в 1938 году, и до 1941 года по нему проходила линия трамвая. Впервые же мост на этом месте появился в 1788 году, он был построен из дерева, а назывался Козьмодемьянским, по расположенной неподалеку церкви Козьмы и Дамиана. Дойдя до эстакады, сдвернем вправо, и проследуем до одного из самых красивых мостов Москвы – Патриаршего.

Был построен в 2004 году по проекту, разработанному архитектором М. Посохиным, художником З. Церетели и инженерами А. Колчиным и О. Чемеринским. Архитектурный стиль этого сооружения характерен для 19 века. Украшают мост изящные кованые фонари и решетки. Интересная деталь – мост строили вдоль противоположных берегов реки, а затем секции развернули и соединили. Таким образом, не нужно было прерывать привычную работу водного транспорта. С Патриаршего моста открывается один из самых прекрасных видов на Кремль и Москву-реку, а также величественная панорама храма Христа Спасителя, возле которого заканчивается мост. Здание храма, которое мы видим сейчас, было построено относительно недавно – в начале 2000-х годов, а изначально храм во имя Христа Спасителя на этом месте начали строить в 1839 году. Возведение храма посвящалось победе над наполеоновской армией в Отечественной войне 1812 года. Это был символ благодарности Богу за помощь, а также напоминание о воинах, погибших в боях с захватчиками. Было несколько вариантов мест для строительства храма, но в итоге остановились именно на Алексеевском холме. Тот факт, что на этом месте уже существовал Алексеевский женский монастырь, никого не остановил. Монахинь переселили по другому адресу, а на месте монастыря стали возводить храм, который должен был стать главной вертикальной осью Москвы. Несмотря на то, что по существующему правилу в городе нельзя было строить здания выше колокольни Ивана Великого, для нового храма сделали исключение.

Более 15 миллионов рублей для строительства выделила государственная казна, а остальные средства на благотворительных началах собирали по всей России. Здание строилось в византийском стиле, в плане выглядело как равновеликий крест. Стены храма в толщину достигали 3,2 метра, высота основания до креста – 103,5 метров, а сам крест имел длину 8,5 метров. Стены строили из белого камня и кирпича, облицовка была из итальянского мрамора, шошкинского порфира и киевского лабрадора. Стены храма были двойными, внутри их вокруг всего здания проходили коридоры. На позолоту куполов и балюстрад храма ушло 422 килограмма золота и 176 тонн меди. Самый большой колокол весил 27 тонн. Судьба храма Христа Спасителя была нелегкой. Существует легенда, что все неприятности с ним случались от того, что настоятельница Алексеевского монастыря прокляла это место, когда ее вместе с другими монахинями переселяли на новое место. От момента принятия решения о строительстве, до завершения храма прошло около 50 лет, здание было готово в 1880 году, а в 1883 году его освятили. Но уже в 1931 году храм взорвали, он простоял практически столько же лет, сколько его строили.

Правительство молодой страны взяло курс на беспощадную борьбу с религиозными предрассудками, и храм, который являлся одним из главных архитектурных акцентов Москвы и мемориалом солдатам, погибшим в войне 1812 года, мог служить прекрасным примером серьезности этих намерений. На месте храма Христа спасителя было решено построить грандиозный Дворец Советов. На расчистку площадки от остатков сооружения ушло более полутора лет. Затем заложили фундамент и провели еще некоторые подготовительные работы, но начало Великой Отечественной войны помешало дальнейшему строительству.

В послевоенные годы осуществление очень дорогого проекта было неактуальным, да и новые изыскания на местности показали, что почва не выдержит такое тяжелое строение. В 1960 году на месте существующего котлована построили знаменитый открытый бассейн Москва, который существовал до 1994 года. В любое время года здесь можно было поплавать под открытым небом в огромном бассейне – место было очень популярным не только у москвичей, но и у многочисленных гостей столицы. Теперь на месте бассейна вновь стоит храм, на этот раз его строительство заняло намного меньше времени в сравнении с предшественником. При строительстве храма специальная комиссия следила за тем, чтобы он точно соответствовал канонам церкви. На этом наша прогулка закончена, при желании можно осмотреть храм Христа Спасителя не только снаружи, но и внутри, или отдохнуть в сквере.