Война в Афганистане – одно из главных событий «холодной войны», спровоцировавшее кризис коммунистической системы, а вслед за ним и распад СССР. Война привела к гибели 15 тыс. советских военнослужащих, появлению нескольких десятков тысяч молодых военных инвалидов, обострила и без того тяжёлый социально-экономический кризис, в котором оказался Советский Союз во второй половине 1970-х гг., сделала непомерным для страны бремя военных расходов, обусловила дальнейшую международную изоляцию СССР.

Истинные причины войны заключались в неспособности советского руководства своевременно и правильно оценить крупные динамичные изменения на Большом Ближнем Востоке, основным содержанием которых стало появление и рост исламского фундаментализма, систематическое использование терроризма как инструмента для достижения политических целей, возникновение авантюрных режимов, делавших ставку на вооружённые конфликты (Иран, Ирак, Сирия, Ливия), экономическая поляризация, рост населения за счёт молодого поколения, недовольного своим материальным положением.

В регионе со второй половины 1960-х начали формироваться новые центры влияния, альянсы и линии напряжения, аккумулировались огромные финансовые средства от продажи нефти и торговли оружием, которое в избытке повсеместно стало расползаться. Политический разлом в регионе проходил не по оси «социализм-капитализм», как это себе ошибочно представляла Москва, а по религиозным линиям.

Ввод войск и война не могли быть ответом на эти перемены и новые проблемы. Однако Москва по-прежнему рассматривала ближневосточный регион через призму своего противостояния с США, как арену некой «большой» игры сверхдержав с нулевой суммой.

Афганский кризис – это образчик непонимания Москвой своих национальных интересов, неправильной оценки положения в мире, регионе и в собственной стране, идеологической зашоренности, политической близорукости.

На Афганистане проявилась неадекватность целей и методов советской внешней политики реальному положению дел в мире.

Середина и вторая половина 1970-х ознаменовалась на Ближнем Востоке ростом нестабильности, что стало следствием антиколониальных революций 1950-60-х, череды арабо-израильских конфликтов, пробуждения ислама. Особенно бурным выдался 1979 г.: лидер арабского мира Египет заключает сепаратный мирный договор с Израилем, что вызывает бурю негодования в регионе; революция в Иране приводит к власти аятолл; возглавивший Ирак Саддам Хусейн ищет повода для вооружённого конфликта и находит его в войне с Ираном; Сирия во главе с Асадом (старшим) провоцирует гражданскую войну в Ливане, в которую втягивается Иран; Ливия под руководством Каддафи спонсирует различные террористические группировки; уходит в отставку левоцентристское правительство в Турции.

Радикализируется ситуация и в периферийном Афганистане. В апреле 1978 г. здесь к власти приходит «Народно-демократическая партия Афганистана», заявляющая о стремлении строить социализм. На политическом языке того времени это означало заявление о готовности стать «клиентом» СССР в расчёте на финансово-экономическую и военную помощь.

С Афганистаном у Советского Союза хорошие, даже превосходные отношения с 1919 г., когда Афганистан обрёл независимость от Англии и установил дружеские связи с Советской Россией. За все прошедшие с тех пор десятилетия не найти в советской истории упоминания Афганистана в негативном контексте. Существовали обоюдовыгодные торгово-экономические связи. Афганистан считал, что находится в неформальной сфере влияния СССР. Запад этот факт негласно признавал и никогда Афганистаном не интересовался. Даже смена монархии на республику в 1973 г. в результате дворцового переворота не изменила характера двусторонних отношений.

Апрельская «революция» 1978 г. была для Москвы неожиданной, но не случайной. В Москве хорошо знали руководителей (Тараки, Амина, Кармаля) и многих участников переворота – они часто бывали в СССР, с ними тесно общались и работали представители Международного отдела ЦК КПСС и Первого Главного управления КГБ (ныне Служба внешней разведки).

Казалось, Москва ничего не проиграла от смены режима. Однако «социалисты» повторили печальный советский опыт 1920-х в Средней Азии, когда национализация и перераспределение земли, собственности, репрессивные меры вызвали сопротивление населения. На протяжении 1978 г. социальная база «социалистов» неуклонно сужалась. Ситуацией воспользовались соседние Иран и Пакистан, которые стали засылать в Афганистан группы своих военнослужащих в гражданской одежде, а также поддерживать оппозицию оружием. Активность проявил Китай. Параллельно усилились исторически существовавшие и ранее противоречия между лидерами «социалистов».

В итоге уже через год, весной 1979 г., ситуация в Афганистане стала критической для новой власти – она была на грани падения. Под её контролем оставались лишь столица и ещё 2 из 34 провинций.

18 марта 1979 г. Тараки в продолжительном телефонном разговоре с главой советского правительства А.Косыгиным объясняет сложившуюся ситуацию и настойчиво просит ввести войска – теперь только это может спасти положение, т.е. просоветскую власть. В каждом слове Тараки сквозит отчаяние, сознание безысходности. Каждый вопрос советского руководителя он возвращает к одной и той же настоятельной просьбе – введите войска.

Для Косыгина этот разговор становится откровением. Несмотря на большое количество советников, работающих в Афганистане по линии различных ведомств, в т.ч. КГБ и минобороны, советское руководство не в курсе происходящего в этой стране. Косыгин недоумевает, почему, мол, сами не можете защититься. Тараки признаёт, что режим не имеет поддержки среди населения. В ответ на наивные, идеологически обусловленные предложения Косыгина опереться на «рабочих», Тараки говорит, что таковых всего 1-2 тыс. чел. Советский премьер предлагает, как ему представляется, разумное решение: войск не дадим, но поставим технику и оружие в необходимом количестве. Тараки разъясняет ему, что танками и самолётами некому управлять, нет подготовленных кадров. Когда же Косыгин напоминает о нескольких сотнях афганских офицеров, прошедших подготовку в СССР, Тараки сообщает, что почти все они перешли на сторону оппозиции, причём в основном по религиозным мотивам.

Незадолго до Тараки в Москву звонил Амин и почти всё то же самое сообщил министру обороны СССР Д.Устинову.

В тот же день Косыгин информирует о состоявшемся разговоре своих коллег по Политбюро на специально созванном для этого заседании. Члены Политбюро высказывают, казалось бы, здравомыслящие соображения: недооценили религиозный фактор, у режима узкая социальная база, есть вмешательство со стороны Ирана и Пакистана (а не США), ввод войск будет означать войну с населением. Вроде бы есть повод для того, чтобы пересмотреть или хотя бы откорректировать политику в Афганистане: начать контакты с оппозицией, с Ираном и Пакистаном, найти общую основу для примирения, сформировать коалиционное правительство и т.п. Вместо этого Политбюро решает следовать более чем странной линии, которую Косыгин предложил Тараки, - готовы поставить оружие и технику (которой некому управлять), но войска вводить не будем. Тогда следовало ответить на вопрос: а что делать в случае неминуемого падения режима, о чём сам режим и предупреждает? Но этот вопрос остаётся без ответа, а вся линия советских действий переводится в плоскость выжидания и ситуативных решений. Стратегии нет.

В Политбюро постепенно выделяются 3 группы: 1) Андропов и Устинов, которые, в конце концов, настаивают на вводе войск, 2) Косыгин, противящийся этому решению до конца, 3) Громыко, Суслов, Черненко, Кириленко, которые молча или неактивно поддерживают ввод войск. Больной Л.Брежнев уже редко участвует в заседаниях Политбюро и с трудом фокусируется на проблемах, которые необходимо решать. Эти люди входят в комиссию Политбюро по Афганистану и фактически действуют от имени всего Политбюро, принимая соответствующие решения.

На протяжении весны-лета 1979 г. Тараки и Амин усиливают давление на советское руководство просьбами помочь войсками. Ситуация становится настолько драматичной, что их просьбы, несмотря на позицию Политбюро, уже поддерживают и все советские представители в Афганистане - посол, представители по линии КГБ и минобороны.

К сентябрю накаляется конфликт и борьба за власть между самими афганскими лидерами – Тараки и Амином. 13-16 сентября в Кабуле происходит неудачное покушение на Амина, в результате чего он захватывает власть, отстраняет Тараки, которого позже убивают. Судя по всему, эта неудачная операция по устранению Амина проводилась с ведома, если не без участия Москвы.

С этого времени Москва задаётся целью добиться устранения Амина, которому она не доверяет, привести к власти «своего» человека – Кармаля и стабилизировать ситуацию в Афганистане. Амин даёт поводы: понимая, что его выживание зависит теперь только от него самого, он идёт на диалог с некоторыми оппозиционными силами, а также пытается установить контакт с американцами. В Москве эти сами по себе разумные действия, но совершённые без согласования и втайне от советской стороны, рассматриваются как удар по советским интересам, попытка вывести Афганистан из советской сферы влияния.

Примерно в октябре-ноябре прорабатываются вопросы спецоперации советскими силами против Амина, прикрытием чему должна стать вторая, параллельная и подчинённая первой операция ввода «ограниченного» контингента советских войск, задачей которой должно быть обеспечение порядка на случай очередных просчётов с поддержкой Амина среди афганских военных. Тогда же в Кабуле были заменены на новых все главные советские представители, чья деятельность вызывала нараставшее неудовольствие в Кремле.

К 1 декабрю проработка вопросов завершается, и Андропов передаёт Брежневу записку на этот счёт. 8 декабря Брежнев проводит промежуточное совещание, а 12 декабря принимается окончательное решение Политбюро о спецоперации и вводе войск.

До принятия окончательного решения ему активно сопротивлялся начальник Генерального штаба маршал Н.Огарков. Дело доходило до его открытых столкновений и пререканий на повышенных тонах с Устиновым и Андроповым, но безрезультатно. Огарков указывал на то, что армии придётся вступить в войну с населением без знания традиций, без знания местности, что всё это приведёт к партизанской войне и большим потерям, что эти действия ослабят позиции СССР в мире. Огарков предупреждал о всём том, что в итоге и произошло.

Операция началась 25 декабря 1979 г. Только за один этот день в аэропорту Кабула совершили посадку 215 транспортных самолётов (Ан-12, Ан-22, Ил-76), доставивших силы примерно одной дивизии и большое количество техники, оружия и боеприпасов. Никакого движения наземных войск, сосредоточенных на советско-афганской границе, перехода границы не было ни 25 декабря, ни в последующие дни. 27 декабря Амин был устранён и к власти приведён Бабрак Кармаль. Войска постепенно начали вводить - всё больше и больше.

И установлен республиканский строй. Это послужило толчком к началу гражданской войны между различными общественно-политическими и националистическими силами страны.

В апреле 1978 года к власти в Афганистане пришла Народно-демократическая партия (НДПА). Радикализм нового афганского руководства, поспешная ломка многовековых традиций народа и устоев ислама, усилили сопротивление населения центральному правительству. Обстановка осложнялась иностранным вмешательством во внутренние дела Афганистана. СССР и некоторые другие страны оказывали помощь афганскому правительству, а страны НАТО, мусульманские государства и Китай — силам оппозиции.

К концу 1979 года обстановка в стране резко осложнилась , нависла угроза свержения правящего режима. В связи с этим правительство Демократической Республики Афганистан (ДРА) неоднократно обращалось к СССР с просьбой направить в страну воинские части. Советская сторона сначала отклоняла такую форму вмешательства, но, в условиях обострения афганского кризиса, 12 декабря 1979 года руководство СССР, опасаясь переноса военных действий на территорию среднеазиатских республик, приняло решение о направлении войск для оказания военной помощи правительству Афганистана. Решение было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС в соответствии со статьей 4 советско-афганского "Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве", заключенного 5 декабря 1978 года, и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.

Ввод советских войск в Афганистан рассматривался политическим руководством СССР как кратковременная мера, направленная на обеспечение безопасности южных границ Советского Союза.

Основная задача ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) состояла в том, чтобы создать "санитарный кордон" у границ СССР в условиях надвигавшейся угрозы распространения исламского фундаментализма на территории советских мусульманских республик.

16 декабря 1979 года было отдано распоряжение о выделении из управления Туркестанского военного округа (ТуркВО) полевого управления 40-й армии и полной его мобилизации. Командующим армией был назначен первый заместитель командующего войсками ТуркВО генерал-лейтенант Юрий Тухаринов. Соединения и части 40-й армии были полностью мобилизованы за 10-12 дней до ввода.

Ввод и размещение ОКСВ в ДРА проводились с 25 декабря 1979 года. К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был завершен. На территорию Афганистана были введены три дивизии (две мотострелковые и одна воздушно-десантная), десантно-штурмовая бригада, два отдельных полка и другие части.

В последующем боевой состав советских войск в Афганистане постоянно уточнялся в целях его усиления. Наибольшая численность ОКСВ (1985) составляла 108,7 тысячи человек, в том числе в боевых частях — 73,6 тысячи человек. Состав ОКСВ в основном включал: управление 40-й армии, три мотострелковые и одну воздушно-десантную дивизии, девять отдельных бригад и семь отдельных полков, четыре полка фронтовой и два полка армейской авиации, а также тыловые, медицинские, ремонтные, строительные и другие части и подразделения.

Общее руководство ОКСВ осуществляла оперативная группа министерства обороны СССР, которую возглавлял маршал СССР Сергей Соколов, с 1985 года — генерал армии Валентин Варенников. Непосредственное управление боевой и повседневной деятельностью ОКСВ осуществлял командующий 40-й армией, подчинявшийся командованию войсками ТуркВО.

Советские войска в Афганистане охраняли и обороняли народно-хозяйственные объекты, аэродромы, жизненно важные для страны автодороги, осуществляли проводку транспортных колонн с грузами по территории, находившейся под контролем вооруженной оппозиции.

Для снижения военной активности оппозиции ОКСВ вели активные боевые действия различного масштаба с применением всего арсенала обычных средств поражения, наносили авиационные удары по базам оппозиции. В соответствии с решением политического руководства СССР советские войска в ответ на многочисленные обстрелы их гарнизонов и транспортных колонн отрядами оппозиции начали проводить совместно с афганскими подразделениями боевые действия по поиску и ликвидации наиболее агрессивных вооруженных групп противника. Таким образом, введенные в Афганистан советские войска оказались вовлеченными во внутренний военный конфликт на стороне правительства страны против сил оппозиции, которым наибольшую помощь оказывал Пакистан.

Пребывание советских войск в Афганистане и их боевая деятельность условно разделяются на четыре этапа.

1-й этап: декабрь 1979 года — февраль 1980 года. Ввод советских войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов.

2-й этап: март 1980 года — апрель 1985 года. Ведение активных боевых действий, в том числе широкомасштабных, совместно с афганскими соединениями и частями. Работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил ДРА.

3-й этап: май 1985 года — декабрь 1986 года. Переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Подразделения спецназначения вели борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа. Состоялся вывод на родину шести советских полков.

4-й этап: январь 1987 года — февраль 1989 года. Участие советских войск в проведении афганским руководством политики национального примирения. Продолжение поддержки боевой деятельности афганских войск. Подготовка советских войск к возвращению на родину и осуществление полного их вывода.

СССР и после ввода войск в Афганистан продолжал искать возможности политического разрешения внутриафганского конфликта. С августа 1981 года он пытался обеспечить переговорный процесс ДРА с Пакистаном и Ираном, с апреля 1986 года — содействовать системной политике национального примирения.

14 апреля 1988 года в Женеве (Швейцария) представителями Афганистана, Пакистана, СССР и США были подписаны пять основополагающих документов по вопросам урегулирования политической обстановки вокруг Афганистана. Эти соглашения регламентировали процесс вывода советских войск и декларировали международные гарантии невмешательства во внутренние дела республики, обязательства по которым приняли на себя СССР и США. Были установлены крайние сроки вывода советских войск: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 года, остальные подразделения — ещё через шесть месяцев.

С 15 мая 1988 года начался вывод ОКСВ, который завершился 15 февраля 1989 года. Выводом войск руководил последний командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов.

Военную службу в Афганистане прошло около 620 тысяч военнослужащих, в том числе в составе ОКСВ — 525,2 тысячи человек.

Потери военнослужащих 40-й армии составили: убитыми и умершими — 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров и генералов, ранеными — 49 985 человек. В ходе боевых действий на территории Афганистана, кроме того, погибли 572 военнослужащих органов государственной безопасности, 28 сотрудников министерства внутренних дел СССР, а также 190 военных советников, в том числе 145 офицеров. Из-за ранений прекратили свою службу в Вооруженных силах 172 офицера. Инвалидами стали 6669 "афганцев", в том числе инвалидами первой группы — 1479 человек.

За военные и другие заслуги свыше 200 тысяч человек были награждены орденами и медалями, 86 удостоены звания Героя Советского Союза, из них 28 — посмертно.

(Дополнительный

Ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 года круто изменил ход мировой истории. Около 15 000 советских солдат погибли в боях с афганскими моджахедами, а советская экономика понесла огромные потери. Фактически, это вторжение стало началом конца Советского Союза. Но кто же заманил «красного медведя» в афганский капкан? По этому поводу существует множество различных версий. Самая распространенная — СССР в Афганистан заманили коварные американцы. Бывший директор ЦРУ Роберт Гейтс прямо писал в
своих мемуарах, что американские спецслужбы начали помогать исламским моджахедам в Афганистане задолго до ввода туда советских войск.

Советник тогдашнего президента США Картера по национальной безопасности Збигнев Бжезинский утверждал, что ЦРУ якобы была проведена секретная операция, чтобы «заманить русских в афганский капкан и… обеспечить СССР собственную вьетнамскую войну».

Спровоцировав ввод советских войск в Афганистан, американцы и их союзники по НАТО стали поставлять моджахедам самое современное оружие, в том числе и переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК). Активно используя их, афганские повстанцы парализовали действия советской авиации, а затем блокировали армейские гарнизоны на их базах. Сложилась классическая ситуация, при которой ни одна из сторон не могла нанести другой решающего военного поражения.

Таким образом СССР должен был вести на протяжении почти десяти лет тяжелую войну, которая повлекла за собой деморализацию армии‚ крушение экономики и, в конце концов, распад СССР. Рассуждая логично, следует признать, что спецоперация «Вьетнам для Советов» действительно могла быть разыграна американцами. Однако США не могли, как
говорится, за шиворот затащить СССР в Афганистан. Для этого требовались соответствующие действия со стороны советского руководства. А оно, как известно, в тот период отличалось чрезмерной осторожностью и консервативностью.

«Кремлевские старцы» во главе с Брежневым категорически отказывались проводить даже самые скромные реформы. И вдруг — вторжение в Афганистан!

Многие современные политологи считают, что такое могло случиться только в одном случае — в высшем руководстве СССР имелись люди, которым военное вторжение было очень выгодно. И здесь на первый план выдвигается фигура председателя КГБ СССР Юрия Андропова. Уже с лета 1978 года подчиненные Андропова забили тревогу — враг у ворот. По линии КГБ в Политбюро постоянно поступали тревожные данные о далекоидущих военных замыслах США по использованию «территорий, непосредственно прилегающих к нашей южной границе».

В докладах советских спецслужб утверждалось, что целью США является безраздельное господство в Афганистане, что, в свою очередь, привело бы к установке американских ракет
малого и среднего радиуса действия на афганской территории, в непосредственной близости от границ СССР. Эти ракеты легко могли уничтожить многие важные военные объекты, в том числе космодром Байконур и полигон Балхаш.

К тому же кабульская резидентура КГБ постоянно дискредитировала тогдашнего руководителя Афганистана Хафизуллу Амина. Отмечалось, что он тесно связан с американцами, пакистанцами и китайцами, получает от них дорогие подарки, имеет банковские счета в Токио и Гонконге. Поток негативной информации в конце концов подействовал на Брежнева, и он согласился ввести в Афганистан «ограниченный контингент» советских войск.

27 декабря 1979 года спецназ КГБ «Альфа» произвел . После чего подразделения Витебской воздушно-десантной дивизии, блокировав части кабульского гарнизона, овладели ключевыми объектами.

Вместо одиозного диктатора Амина в кресло руководителя страны был посажен Бабрак Кармель, «наш человек в Кабуле», спешно доставленный из Москвы. Затем, в течение двух недель, мотострелковые части взяли под свой контроль фактически всю территорию Афганистана. В общем, операция прошла блестяще.

После первых успешных и мирных месяцев в Афганистане начались кровопролитные бои, в которые втянулась фактически вся стотысячная советская армейская группировка. Исламские моджахеды, вооруженные современным западным оружием, начали партизанскую войну. Потери личного состава Советской армии стали исчисляться сотнями и тысячам военнослужащих.

Любому, даже невоенному человеку становилось понятно, что войска из Афганистана надо было срочно выводить. Однако этого не произошло. Более того, интенсивность боевых действий только усилилась. Почему вожди СССР не смогли вырваться из афганского капкана?

Как известно, основными силовыми структурами в Советском Союзе были КГБ, МВД и армия. Все они довольно жестко контролировались партийной верхушкой. Чрезмерное возвышение какой-либо одной силовой структуры не допускалось. Однако в конце 1970-х годов, по ряду объективных причин, влияние армии резко усилилось. Армия оправилась от жестких хрущевских сокращений, перевооружилась, получила хорошее финансирование.

Соответственно, увеличились и аппетиты советских генералов, их претензии на долю в руководстве страной. Эти «негативные», с точки зрения партноменкпатуры, тенденции следовало пресечь на корню. Для чего и было организовано вторжение в Афганистан.

Кстати, высшее армейское командование с самого начала возражало против ввода войск в Афганистан. Советские военачальники четко осознавали, что Афганистан — это огромный каменный мешок без железных дорог и водных путей. Но были вынуждены подчиниться приказу Политбюро.

В итоге связанные по рукам и ногам боевыми действиями генералы не мешали «разборкам» в верхнем эшелоне партноменклатуры. В итоге глава КГБ Юрий Андропов, замкнув на себя все силовые структуры, стал официальным преемником Брежнева.

Статья рассказывает кратко о войне в Афганистане, которую вел Советский союз в 1979-1989 гг. Война была следствием противостояния СССР и США и была направлена на усиление позиций Советского Союза в этом регионе. Это было единственное применение за годы Холодной войны большого контингента советских войск.

  1. Причины войны в Афганистане
  2. Ход войны в Афганистане
  3. Итоги войны в Афганистане

Причины войны в Афганистане

  • В 60-х гг. XX в. Афганистан оставался королевством. Страна находилась на очень низком уровне развития с господством полуфеодальных отношений. В это время в Афганистане при поддержке Советского союза возникает коммунистическая партия и начинает борьбу за власть.
  • В 1973 г. происходит государственный переворот, в результате которого власть короля была свергнута. В 1978 г. происходит очередной переворот, во время которого побеждают сторонники социалистического пути развития с опорой на поддержку Советского союза. В страну направляется большое количество советских специалистов.
  • Власть не пользуется доверием мусульманского общества. Члены Демократической Народной Партии Афганистана составляют незначительный процент населения и занимают преимущественно государственные должности. В результате весной 1979 г. начинается всеобщее восстание против коммунистического режима. Успешное наступление повстанцев приводит к тому, что в руках власти остаются только крупные городские центры. Премьер-министром становится Х. Амин, который начинает жестко подавлять восстание. Однако, эти меры уже не приносят результата. Само имя Амина вызывает ненависть в населении.
  • Советское руководство озабочено ситуацией в Афганистане. Падение коммунистического режима может привести к нарастанию сепаратистских настроений в азиатских республиках. Правительство СССР неоднократно обращается к Амину с предложениями военной помощи и советует пойти на смягчение режима. В качестве одной из мер Амину предлагают передать власть бывшему вице-президенту Б. Кармалю. Однако, публично просить помощь Амин отказывается. СССР пока ограничивается участием военных специалистов.
  • В сентябре Амин захватывает президентский дворец и начинает проводить еще более жесткую политику по физическому уничтожению недовольных. Последней каплей становится убийство советского посла, прибывшего к Амину для переговоров. СССР решается на ввод вооруженных сил.

Ход войны в Афганистане

  • В конце декабря 1979 г в результате советской спецоперации был захвачен президентский дворец и убит Амин. Вслед за переворотом в Кабуле в Афганистан начинают вводиться советские войска. Советское руководство заявляет о вводе ограниченного контингента с целью охраны новой власти во главе с Б. Кармалем. Его действия были направлены на смягчение политики: широкая амнистия, положительные реформы. Однако, фанатично настроенные мусульмане не могут смириться с нахождением на территории государства советских войск. Кармаля считают марионеткой в руках Кремля (что в общем-то верно). Повстанцы (моджахеды) активизируют свои действия теперь уже против советской армии.
  • Действия советских вооруженных сил в Афганистане можно условно разделить на два этапа: до и после 1985 г. В течение года войска занимают крупнейшие центры, создаются укрепленные районы, происходит общая оценка и выработка тактики. Затем проводятся крупные военные операции совместно с афганскими вооруженными силами.
  • В партизанской войне практически невозможно одержать победу над повстанцами. Россия много раз подтверждала этот закон, но впервые испытала его действие на себе, как на захватчике. Афганцы, несмотря на большие потери и нехватку современного вооружения, оказывали яростное сопротивление. Война приняла священный характер борьбы с неверными. Помощь правительственной армии была незначительна. Советские войска контролировали только основные центры, составлявшие небольшую территорию. Крупномасштабные операции не приносили значительных успехов.
  • В таких условиях в 1985 г. советское руководство принимает решение о свертывании боевых действий и начале вывода войск. Участие СССР должно заключаться в проведении спецопераций и оказании помощи правительственным войскам, которые должны сами нести основную тяжесть войны. Большую роль сыграла Перестройка и резкий поворот в политике Советского союза.
  • В 1989 г. с территории Афганистана были выведены последние части советской армии.

Итоги войны в Афганистане

  • В политическом отношении война в Афганистане не принесла успехов. Власть продолжала контролировать незначительную территорию, сельские районы оставались в руках повстанцев. Война нанесла большой удар по авторитету СССР и значительно усилила кризис, приведший к распаду страны.
  • Советская армия понесла большие потери убитыми (около 15 тыс. чел.) и ранеными (около 50 тыс. чел.). Солдаты не понимали, за что они сражались на чужой территории. При новой власти война была названа ошибкой, а ее участники - никому не нужны.
  • Война причинила большой ущерб Афганистану. Развитие страны было приостановлено, количество жертв только убитыми составило около 1 млн. чел.

Потери личного состава по официальным данным. Из справки Министерства обороны СССР: «Всего прошло через Афганистан 546 255 человек. Потери личного состава ограниченного контингента советских войск в Республике Афганистан в период с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. Всего убито, умерло от ран и болезней 13 833 человека, в том числе 1979 офицеров (14,3%). Всего ранено 49 985 человек, в том числе 7132 офицера (14,3%). Стали инвалидами 6669 человек. Находятся в розыске 330 человек».

Награды. Награждено орденами и медалями СССР более 200 тысяч человек, 71 из них стали Героями Советского Союза.

Афганский цифры. В другой справке, опубликованной в газете «Известия», приводится сообщение афганского правительства «о потерях правительственных войск - за 5 месяцев боев с 20 января по 21 июня 1989 г.: 1748 солдат и офицеров убиты и 3483 ранены». Пересчитывая потери на один год с 5-месячного срока, получаем, что примерно могло быть убито 4196 и ранено 8360 человек. Учитывая, что в Кабуле как в министерстве обороны, так и в других правительственных органах советские советники контролировали любую информацию, тем более с фронта, то совершенно очевидно, что указанные в газете цифры потерь афганских военнослужащих не только явно занижены, но и неправильно указано соотношение между ранеными и убитыми. Тем не менее и по этим липовым цифрам можно примерно определить действительные потери советских войск в Афганистане.

13 человек ежедневно! Если полагать, что боевые действия моджахедов против советских войск в тех же районах велись с еще большим ожесточением и интенсивностью, как против «иноверцев и оккупантов», то можно ориентировочно считать наши потери за год были равны не менее 5 тысячам убитыми — 13 человек в день. Количество раненых определяем из соотношения потерь по справке нашего министерства обороны 1:З,6, следовательно, их число составит около 180-ти тысяч за десять лет войны.

Постоянный контингент. Спрашивается, а сколько же советских военнослужащих приняло участие в Афганской войне? Из отрывочных сведений нашего министерства обороны узнаем, в Афганистане было 180 военных городков и в боевых действиях приняли участие 788 командиров батальонов. Полагаем, что в среднем командир батальона жил в Афганистане 2 года. Значит, за 10 лет войны численный состав командиров батальонов обновился 5 раз. Следовательно, в Афганистане было постоянно ежегодно около 788:5 — 157 боевых батальонов. Число военных городков и число батальонов достаточно близко согласуются между собой.

Полагая, что боевом батальоне служило не менее 500 человек, получаем, что в действующей 40-й армии было 157*500 = 78500 человек. Для нормального функционирования войск, борющихся с противником, необходимы вспомогательные части тыла (подвоз боеприпасов, горюче-смазочных материалов, ремонтно-технические мастерские, охрана караванов, охрана дорог, охрана военных городков, батальонов, полков, дивизий, армии, госпитали и т.д.). Соотношение численности вспомогательных частей к боевым составляет примерно 3:1 — это еще примерно 235500 военнослужащих. Таким образом, общая численность военнослужащих, находившихся постоянно ежегодно в Афганистане, была не менее 314 тысяч человек.

Общие цифры. Итак, за 10 лет войны Афганистан прошло не менее трех миллионов человек, из них 800 тысяч участвовало в боевых действиях. Наши общие потери составили не менее 460 тысяч человек, из них — 50 тысяч убитых, 180 тысяч раненых, в том числе 100 тысяч подорвавшихся на минах — тяжелораненых, 1000 пропавших без вести, 230 тысяч больных гепатитом, желтухой, брюшным тифом.

Получается, что в официальных данных страшные цифры занижены примерно в 10 раз.